Наталья Морякова
Открытый урок по Орксэ для 4 класса «Добро и Зло»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи ЭОР Учитель Ученики УУД
1. Организацион
ный Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. Презентация Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!».
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!».
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Публикация «Открытый урок по Орксэ для 4 класса „Добро и Зло“» размещена в разделах
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Рада приветствовать вас на уроке основы религиозной и светской этики. Давайте улыбнёмся друг другу, поздороваемся с нашими гостями и начнём урок с хорошим настроением. (1мин) Парами берутся за руки, здороваются. Эмоциональный настрой
2 Повторение
ранее изученного, актуализация знаний Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. Вспомним, с какими основными понятиями курса мы познакомились. Обратите внимание на карточки которые
перед вами лежат. Необходимо соединить термины и их определения, берём карточку №1. Соедините стрелками термины и определения. (3мин)
Карточка 1. Слайд №2
культура Материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории
Мировые религии Религии, верующие которых, живут в разных странах и принадлежат разным народам
христианство Вера в Иисуса Христа, и учение о его жизни и воскреснии
ислам «Смирение перед богом», приверженцы называют себя мусульманами
буддизм Её истины:
-в мире существуют страдания;
-существует освобождение от страданий;
-существует путь, ведущий к освобождению от страданий
иудаизм Вера в единого бога
Сверим ваши результаты. слайд №3 (5мин) Формулируют основные понятия курса, определив границы знания и незнания
Ответы учащихся Познавательные УУД:
- логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения
- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы
Регулятивные УУД:
- целеполагание
Личностные УУД:
- интерес к изучению предмета
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
, 3 Работа по теме Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания Скажите чему учат мировые религии?
Следующее задание (слайд №4)
На экране проецируются слова:
Справедливый, заботливый, грубый, обаятельный,
щедрый, верный, мстительный, милосердный, трусливый.
Какое задание вы бы предложили сделать с данными словами(5 мин)
Подумайте для чего выделены в словах буквы? (слайд №5) Какое слово зашифровано (добро)
-А можете ли вы объяснить значение этого слова?
-Что означают слова не выделенные (зло)
- давайте догадаемся, что мы будем изучать сегодня на уроке? (наша задача разобраться и понять, что такое добро и зло).(5мин)
слайд №6 Записывают тему урока.
1. Что такое добро?
- Давайте мы обратимся к учебнику и прочитаем на с. 24 первый абзац. Беседа по прочитанному.
.- О чем вы прочитали, что вы нового узнали о происхождении добра и зла(5мин)
- Запишите определение в тетрадь
Так что же такое добро? (слайд №7)
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Добро - всё положительное, хорошее, полезное людям и обществу, то, что сохраняет мир»
-Рядом с добром всегда шагает его противоположность. О чем это я?
Слайд №8- вопрос на доске.
2. Что такое зло?
Найдем определение в словаре Ожегова.
Зло – нечто дурное. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду. -
физкультминутка (2 мин)
Самостоятельная работа
разделить на 2 группы: положительные и отрицательные качества
Дети по буквам отгадывают слово ДОБРО.
В словаре, в учебнике
Ответы учащихся (учебник, словарь)
Зло
В словаре Ожегова – «Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок» Познавательные УУД:
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
4 Работа с притчей Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы Работа с притчей.
- Что такое притча?
- Притчи- это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок!
Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Слайд №9 - читают
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
-В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, эгоизм, ложь. Другой волк представляет добро : мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
-А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся:
-Всегда побеждает тот волк которого кормишь. (1мин)
- О чём эта притча?
- Кто герои этой притчи? (добро и зло)
- Кто побеждает в борьбе?
- Как вы понимаете последние строки притчи?
- Как можно назвать положительные поступки человека?
- Чему учит нас эта притча? (4мин)
Поучительный рассказ или сказка
Ответы детей
Ответы детей
О добрых и плохих поступках.
Человек ценен в своих поступках. Доброе дело дорого стоит. Доброе дело само себя хвалит.
Существование в человеке двух противоположных качеств. Познавательные УУД:
- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
- усвоение понятий «добро» и «зло»
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Личностные УУД:
- самоопределение
5 Первичное закрепление
Самостоятельная работа с последующей самопроверкой и самооценкой. Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности Добро и зло – особые слова.
Работа в парах
Добро Зло
Цвет
Слово
Чувство
Сказочный герой
Поступок
Поиграем в «Ассоциации». Перед вами на листочках таблица №2. Напишите, какой цвет, слово, поступок у вас ассоциируется с добром, а какой со злом.
-Посмотрим, что у вас получилось.
-Что проще: говорить о добре или делать добро? (5мин) (слайд №10)
Учащиеся выполняют работу,
зачитывают свои ответы
Говорить легче, а делать добро трудно. Надо преодолевать страх, насмешки, думать о других.
Работа в группах.
Ответы учащихся.
Регулятивные УУД:
- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Личностные УУД:
- самоопределение
6 Рефлексия деятельности (итог урока) Создание условий для рефлексии Сформулируйте правила доброты.
Правила доброты.
1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
2. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям
3. Делать добро для близких, друзей
4. Не завидовать
5. Не вредничать
6. Не грубить
-Чтение учащимися наизусть стихотворений Добро
Справедливый, милосердный
Дружить, любить, помогать
Доброе дело дорого стоит.
Порядочность Регулятивные УУД:
-оценка, самооценка
собственной деятельности на уроке
7 Домашнее задание Создание условий для активизации познавательной деятельности через творческое домашнее задание - опиши свой добрый поступок
В заключении: Исполнение песни «Дорогою добра» Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей