Елена Елипашева
Открытый урок «Девочка чумазая» Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Зоркие глазки»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №141
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе
«Органы чувств»
Воспитатель:
Елипашева Елена Владимировна
Музыкальный руководитель:
Кукушкина Ирина Александровна
г. Нижний Новгород 2014г.
Открытый урок по проекту «Зоркие глазки»
Актуальность
Публикация «Открытый урок „Девочка чумазая“ Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста „Зоркие глазки“» размещена в разделах
Роль зрения в полноценном развитии ребенка велика. Это обусловлено прежде всего тем, что, как известно, большой процент информации об окружающем мире получает ребенок через зрительный анализатор. Нарушение зрения значительно ограничивают возможности познания ребенком окружающего мира. Снижение или слабость зрительных функций в период дошкольного детства может привести к тому, что зрение в жизнедеятельности ребенка не будет качественно выполнять свою роль: ориентировочную, познавательную, контролирующую.
В процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной). Дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности, например, в определении цвета, формы, величины. Кроме того, недостатки зрительного восприятия способствуют формированию нечетких недифференцированных образов, представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций, что значительно затрудняет их деятельность. Кроме того, поскольку зрительно-моторная координация является одной из сторон зрительного восприятия, работа в этом направлении будет продолжаться.
Цели:
• Уточнение знания детей о назначении органов зрения.
• Способствовать осознанию положительных эмоций, переживаемых в результате разрешения проблемной ситуации.
• Развивать зрительное, сенсорное восприятия.
• Содействовать деятельному общению детей.
• Воспитывать желания, заботиться о здоровье глаз.
Задачи:
• Вызывать интерес к поисковой деятельности.
• Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.
• Обобщать сознание содержательно-упорядоченными сведениями о своем здоровье.
Атрибуты
«Телевизор», «компьютер», одежда девочки, костюм доктора Чистюлькина, мыло, губка, мочалка, кепки, песочный набор, машинка, чемоданчик с угощением (аскорбинка).
Ход занятия
Персонажи: девочка чумазая – Полина Прокудина, доктор Чистюлькин – Олег Батраков.
В: Дети у нас сегодня в гостях доктор Чистюлькин. Мы уже с ним встречались, но сегодня … (входит доктор Чистюлькин и тащит упирающуюся девочку)
Д: Не хочу, не буду. (кричит девочка)
В: Кто это?
Дети: Какая-то странная девочка.
В: Да она грязная, чумазая.
(инсценировка стихотворения Агнии Барто)
Девочка чумазая
- Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях - дорожки.
- Я на солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
- Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
- Я на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
- Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы
измазала,
не девочка,
а зебра,
ноги-
как у негра.
- Я на солнышке
лежала,
пятки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
- Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
- Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос -
разобиделась до слё з:
- Ой, мой бедный
носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы -
кричала громким голосом:
- Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
- Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.
В: Ну вот какая славная девочка получилась.
Д. Ч. : Вполне даже симпатичная.
Д. Ч. : Ну вот ребята что может получиться, если просто умыться и помыть руки. А вы умеете руки мыть?
(Дети рассказывают и показывают как мыть руки и лицо)
Д. Ч. : Но просто умыть глазки - это мало. Надо еще и бережно к ним относиться.
В: Что же такое глаз и для чего нужно беречь зрение?
(Объяснения воспитателя в стихах с показом иллюстраций)
Как устроен глаз
Глаз волшебный теремок.
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен-
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую
Называют склерою.
Обойдем же дом скорей-
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий-
Роговица словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло-
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз — домок.
В центре радужки — зрачок.
Черный маленький кружок.
Лишь стемнеет — наш зрачок,
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой-
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинке посмотри.
Физкультминутка – зарядка для детей «Шутка».
В: Не только ручкам и ножкам нужна зарядка, но и глазкам.
Физкультминутка «Ослик»
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Обвести глазами круг.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Посмотреть влево- вправо
Влево — вправо.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (Повторить 2 раза.)
Д. Ч. : Молодцы, ребята! Ну а теперь мы посмотрим, как вы поняли, что мы вам рассказали. Давайте поиграем. Я с ребятами покажу вам сценки-шарады, а вы отгадаете и скажете, что здесь не так.
Сценки:
• «Песочница»
• «Телевизор» (стихи)
• «Драка»
После каждой сценки подвести детей к правильным ответам:
• Нельзя кидаться песком
• Нельзя долго смотреть телевизор
• Нельзя драться – можно попасть в лицо, глаза.
Телевизор
Ребятишки нынче рано
Сели около экрана.
Смотрят сводку новостей,
Передачу для детей,
Выступления артистов,
Встречу тележурналистов,
Длинный фильм документальный
И хоккейный матч финальный…
Но это ж очень странно-
Теперь в глазах мерцание,
Теперь в глазах рябит,
Все кружиться, качается
И голова болит…
Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок.
И, конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу.
Д. Ч. : Молодцы, ребята! Все отгадали!
В: Для чего же все-таки нужны глазки (Ответы детей)
Для чего нужны глаза?
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Даня хочет быть пилотом -
Править быстрым самолетом.
Все моря и океаны
Переплыть мечтает Ваня.
Будет наш Роман танкистом,
А Кирилл — парашютистом.
Но для этого, друзья,
Кроме знаний и умений
Нам необходимо зренье!
Ты увидишь все на свете:
Как летают на ракете,
Сколько всех на свете звезд,
Как устроен длинный мост,
Кто живет на дне морском,
Как построен школьный дом.
Как железо добывают,
Как микробов изучают.
И чтоб книгу прочитать
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино –
Тоже зрение нужно,
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.
Значит каждому из нас
Нужно пару зорких глаз!
(Дети изображают профессии)
Д. Ч. : Ну я вижу, что вы все поняли. Желаю вам, чтобы ваши глазки были зоркими. А для этого я вам принес подарки (Выходит с чемоданчиком).
Музыкальное сопровождение.