Татьяна Серова
Открытый показ как эффективная форма повышения профессиональной компетентности педагога. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации в процессе реализации ФГОС ДО и ФОП ДО является повышение профессиональной компетентности всех участников образовательного процесса. Проанализировав результаты прошедшего года, проведя диагностику в начале нового учебного года по профессиональным затруднениям педагогов, была определена тему моего саморазвития, как старшего воспитателя, и направление деятельности в работе с педагогами. Мной была определена тема «Открытый показ как эффективная форма повышения профессиональной компетентности педагога»
Публикация «Открытый показ как эффективная форма повышения профессиональной компетентности педагога, Опыт работы» размещена в разделах
Старший воспитатель, отвечает за научно-методическую деятельность в дошкольной организации: помогает выбрать и определиться с темой; помочь с подборкой материала; проверить насыщенность и соответствие развивающей предметно-пространственной среды возрасту воспитанников; курирует его на всех этапах подготовки
Открытый показ – это форма проведения аттестации педагогов детского сада, задачей которой является демонстрация своей собственной успешности и уровня педагогической компетентности (Волобуева Л. М.).
Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей: пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми.
В методической работе есть два вида открытого показа – обучающий открытый показ и мастер-класс. Они отличаются целевыми установками, которые формулирует старший воспитатель. С моей точки зрения открытый показ нужно выделить из массовой практики и использовать в полном объеме в работе образовательных организаций. Хотела бы более подробно остановиться на обучающем открытом показе, т. к. считаю его эффективным для всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Целью обучающего открытого показа является знакомство педагогов с новыми формами и/или методами, приемами, технологиями организации образовательной деятельности, которые они не применяли в своей работе раньше.
Перед проведением обучающего открытого показа воспитателю важно определить цель мероприятия, выбрать форму и место проведения, составить конспект, продумать методы и приемы, спланировать пространство, приготовить наглядный и раздаточный материал, задействовать ИКТ и другое оборудование, запланировать предварительную работу с детьми. Педагог пишет конспект или сценарий в зависимости от того, какой режимный момент он будет представлять. Для открытого просмотра, наряду с организованной образовательной деятельностью, могут выбираться другие виды деятельности (игра, труд, отдельные режимные моменты (утренняя гимнастика, организация прогулки и др.) Педагог продумывает ответы на возможные вопросы и ход событий с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Так же педагогу необходимо составлять прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков. Современные дошкольники перенасыщены впечатлениями, поэтому чтобы заинтересовать детей в ходе открытого пространства, важно использовать решение проблемных ситуаций, смоделированные ситуативные разговоры, дидактические речевые ситуации, игры-путешествия и т. п. Важно помнить, что любая современная форма организации деятельности детей требует создания современного развивающего пространства.
Открытый показ чаще всего проводится в группе. Воспитатель заранее готовит развивающую предметно-пространственную среду, которую планирует задействовать во время открытого показа. Планирование пространства для деятельности вместе с детьми имеет своё преимущество: активная позиция детей привносит им ощущение причастность к коллективному решению. Важно помнить, что воспитатель должен располагать достаточным временем для подготовки к открытому показу.
Особое значение придается реализации методических принципов, определяющих оптимальное воздействие факторов воспитания и обучения (формирования у детей мотивации, смены видов деятельности, динамичности восприятия, развития высших психических функций, продуктивной обработки информации, повторяемости учебного материала, обеспечения переноса способов деятельности, игровой формы проведения занятий и др.)
Открытые показы проводятся без "репетиции" в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая требований к воспитательно-образовательному процессу. Так же рекомендуется заранее сообщить детям и их родителям (законным представителям) о присутствии посторонних людей на определенном режимном моменте, т. к. присутствие посторонних не должно отвлекать детей, создавать дискомфорт. У гостей, посетителей, есть места, располагающиеся за спинами воспитанников, чтобы их не отвлекать. Число приглашенных гостей должно быть ограниченно. Нельзя забывать и о соблюдении требований СанПиН к продолжительности и безопасности данного события.
Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Методически грамотная организация открытых просмотров детских видов деятельности будет способствовать непрерывному повышению квалификации педагога в условиях ДОУ, получению позитивного инновационного опыта, осмыслению им передового педагогического опыта на более высоком теоретико-практическом уровне, совершенствованию его профессиональных умений и навыков.
Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педа-гогического опыта служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику.
.