Чавычалова
Открытый нетрадиционный урок чтения в 4 классе в рамках экологического проекта «Берегите скворцов«
"Конспект открытого нетрадиционного урока по чтению в 4 классе.
Урок – этап учебного экологического проекта «Берегите скворцов".
Цель урока :
1. Познакомить с рассказом А. Баркова «Скворцы прилетели».
2. Узнать как можно больше о жизни скворцов, их пользе для человека и о том, как можно помочь этим птицам, чтобы они не исчезли.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- учить работать с текстом и словом писателя;
- анализировать эпизоды;
- читать текст по цепочке;
Публикация «Открытый нетрадиционный урок чтения в 4 классе в рамках экологического проекта „Берегите скворцов„» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Перелетные птицы
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Скворец. Все о скворцах
- Чтение, детская литература
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- закреплять навык чтения целым словом;
- продолжать учиться отвечать на вопросы по тексту полным предложением;
- правильно читать многослоговые слова;
- совершенствовать технику чтения;
- расширение знаний о жизни птиц в природе.
Коррекционн-развивающие задачи:
- отработка навыка выразительного чтения;
- связной устной речи;
- пополнение и обогащение активного словарного запаса;
- развитие памяти, внимания;
- коррекция произношения слов и темпа чтения;
- коррекция зрительного и слухового восприятия:
- коррекция мышления;
- развитие способности к самостоятельному поиску информации;
- развитие памяти, внимания к деталям, воспроизведенью;
- развитие способности к анализу информации.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитание интереса к чтению;
- воспитывать мотивацию к учению;
- воспитание эмоционально адекватного восприятия сюжета;
- бережное отношение к природе;
- воспитание интереса к исследованию новой информации.
Оборудование: Учебник Чтение 4 класс, С. Ю. Ильина, ноутбук, портрет автора, картинка с изображением скворца; компьютер, проектор, мультимедийная презентация к уроку; цветная бумага для изготовсения скворцов в японской технике «Оригами».
Ход УРОКА
- Посмотрите, ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе удачи.
1. Организационный момент
Сядет тот, кто назовё т:
1. Какой сегодня день недели? (среда)
2. Какой этот день по счету в недели? (третий)
3. Какое название у сегодняшнего месяца? (март)
4. Какой месяц март по счёту в году? (третий)
5. Как тебя зовут? (имя ребёнка)
6. Как меня зовут? (имя и фамилия учителя)
7. В каком классе ты учишься? (в 4 «А» классе)
8. Сколько пальцев на одной руке? (пять)
9. Сколько тебе лет? (ответ ученика)
10. Перед кем ты стоишь? (ответ ученика)
11. За какой партой ты сидишь? (ответ ученика)
13. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия).
2. Вступление. Информация о проекте.
- А начнём мы урок с небольшого вступления. Я бы хотела вкратце рассказать нашим гостям о краткосрочном учебно-экологическом проекте «Берегите скворцов!», приуроченном к международному Дню птиц (1 апреля, над которым работают все ученики шашего класса.
Тема исследования: «Скворцы – перелётные птицы».
Цель исследования: узнать как можно больше о жизни скворца-перелётной птицы, их пользе для человека и о том, как можно помочь этим птицам, чтобы они не исчезли.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Подобрать, проанализировать и систематизировать научный материал по теме исследования.
2. Исследовать особенности жизни и пользе перелетных птиц, на примере скворца. Определить роль скворечника в жизни перелетной птицы.
3. Оформить собранный материал о жизни скворцов и их пользе для человека.
Гипотеза исследования:
• Если познакомиться с особенностями жизни скворцов и их пользе для общества, каждый сможет помочь этим птицам, чтобы они не исчезли.
Проведение исследовательской работы состояло из трёх этапов.
I. «Аналитический» : посвящён изучению информационных источников по заданной теме. Сбор информации и подготовка доклада Серовой Олей на тему «Скворцы – перелётные птицы».
II. «Организационный» : включал проведение исследовательских мероприятий, определивших особенность жизни скворца :
1) Рисунки и выставка работ на тему «Мой любимый скворец».
2) Изготовление из бумаги скворечника, выставка: «Каждому скворцу по дворцу».
3) Изготовление плаката под названием «Берегите скворцов!».
4) Конструирование и изготовление скворечника.
5) Чтение и обсуждение рассказа Александра Баркова «Скворцы прилетели».
6) Вывешивание скворечника на дерево в школьном саду и наблюдение за жизнью скворцов.
III. «Обобщающий» : содержащий обобщение и выводы о помощи скворцам.
- Сегодняшний урок является одним из пунктов «Организационного» этапа нашей исследовательской работы над проектом.
Начало
- Ребята, кто знает, а для чего мы сюда пришли? (Проговаривание детьми стиха)
Мы сюда пришли учиться,
не лениться, а трудиться.
Руку смело поднимает,
если спросят - отвечаем!
- Молодцы, я очень надеюсь на то, что вы будете активны, дисциплинированны и сумеете показать все, что знаете и умеете.
(Слайд 2.)
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говори все четко, внятно, чтобы было всем понятно.
Если хочешь отвечать – надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать – не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу – подними спокойно руку.
(Слайд 3.)
- Сегодня на уроке, как и на каждом уроке чтения, нам предстоит много читать и напрягать глаза. Поэтому сейчас мы сделаем гимнастику для глаз на нашем тренажёре.
(Слайд 4.)
- Также, нам предстоит много говорить и читать. Разомнём наш язычёк. Для этого, я буду произносить чистоговорку, вы сначала слушаете, а потом за мной повторяете хором:
На-на-на - наконец пришла весна.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Ка-ка-ка - разлилась река.
Ель-ель-ель – с крыши капает капель.
Ей-ей-ей – с горы бежит ручей.
Ождь-ождь-ождь – капает весенний дождь.
3. Актуализация знаний.
- Ребята, я напишу слово на доске. Отгадайте зашифрованное слово. Для этого уберите все буквы «У». (1 ученик выходит к доске и стирает буквы)
УВУЕУСУНУАУ
- Какое слово получилось? (ВЕСНА)
- Ребята, как вы считаете, почему было зашифровано слово «весна» и речевую разминку я посвятила тоже о весне? Какой раздел в учебнике мы с Вами сейчас изучаем? («Полюбуйся, весна наступает»)
- Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май)
- Назовите первый месяц весны. (Март)
- Молодцы!
Повторение домашнего задания.
- Какое домашнее задание я вам задавала? Правильно, выучить наизусть
стихотворение Алексея Плещеева «Весна».
- Кто готов и пойдёт к доске? (спросить 3-4 учеников).
- Молодцы, ребята. Продолжаем наш урок.
(Слайд 5.)
4. - Отгадайте загадки:
1. Под карнизом слышен крик:
«Чик-чирик да чик-чирик!»
Это песенкам детей
Учит серый … (Воробей)
(Слайд 6.)
2. По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Взад-вперёд по полю вскачь,
А зовётся птица…. (Грач)
(Слайд 7.)
3. Ищет он в коре жучков,
Разных мелких паучков.
Будто гвозди забивает.
Тук-тук-тук, не уставая. (Дятел)
(Слайд 8.)
4. Эта птица пародист,
Изобразит и плач и свист.
Из дальних стран летит певец
В скворечник вселится жилец. (Скворец)
(Слайд 9.)
- Ребята, Я не зря подобрала загадку про скворцов для нашего урока.
- Тема нашего урока : рассказ Александра Баркова «Скворцы прилетели».
- Сегодня на уроке мы будем изучать рассказ «Скворцы прилетели», будем беседовать по содержанию этого рассказа, учиться правильно, осмысленно и выразительно читать, отвечать на вопросы, учиться видеть и чувствовать красоту родной природы.
- На уроке нужно быть внимательным, говорить четко и правильно, уметь слушать друг друга.
- Напомню вам, что зкомство с произведением «Скворцы прилетели» А. Баркова входит в один из этапов работы над нашим учебно-экологическом проектом «Берегите скворцов».
(Слайд 10)
5. Подготовительная работа (2 мин)
- Ребята, ответьте мне на вопрос: кто такой автор? (Автор – это человек, который написал произведение).
- Правильно, автором рассказа «Скворцы прилетели» является писатель Александр Сергеевич Барков (вывешивается портрет автора на доску)
Биография автора
Александр Сергеевич Барков родился в Москве, в 1935 году. Окончил — педагогический институт, работал учителем биологии и литературы в сельской школе, является автором более 50 (пятидесяти) книг, которые посвящены – истории и природе.
(Слайд 11)
- Такие произведения, как «Денис Давыдов», «Станция Самоварово», «На ранней зорьке», «Как медведя будили», «Про рыжего плута Ваську», известны многим.
1. Биологическая справка о скворцах
- Вспомним доклад Оли, в котором она нам говорила о сквореце. (Вывешивается картинка скворца)
Скворец – перелётная птица. Эту птицу легко узнать. Он среднего размера. У скворца красивое черное оперение и белыми крапинками, длинный острый клюв желтого цвета и короткий хвост. Ранней весной, когда еще не сошел снег, скворцы возвращаются с юга, чтобы вывести потомство.
Люди часто мастерят им «домики». И мы с вами мастерили его при работе над нашим проектом (показ деревянного скворечника).
6. Первичное чтение произведения учителем.
(Слайд 12.)
- А сейчас, я буду читать текст, а вы внимательно слушайте и рисуйте мысленно то, что я буду читать. (Учитель читает текст. Ученики слушают)
- Скажите пожалуйста, понравился ли вам этот рассказ? Про кого этот рассказ? (Скворцы).
(Слайд 13.)
Словарная работа
- А теперь вы откройте свои учебники на странице 46.
- Прежде чем вы будете читать рассказ, поработаем над сложными словами.
- На стр. 46, находим рубрику «Читай правильно». Читаем по одной строчке, повторяя за мной.
- Ребята, сейчас вы будете читать рассказ «Скворцы прилетели» по цепочке.
- Но сначала, немного разомнёмся.
7. Физминутка «Птицы» (1 мин)
(Слайд 14.)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сгоняет росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.
8. Первичное чтение текста учащимися.
- Начинает читать рассказ один ученик (и так далее по цепочке). Следите внимательно за читающим.
9. Закрепление изученного. (по учебнику, 5 вопросов на стр. 47).
-Вопросы в конце рассказа (ответы детей).
(Слайд 15.)
10. - Ребята, в рассказе говорится о пении скворцов, из Олиного доклада о скворцах мы узнали, что они могут имитировать щебет других птиц, голоса животных, другие различные звуки. Настоящий же их голос, знают далеко не все. Вы хотите послушать пение скворца?
- Закройте глаза и послушайте пение скворца. (Звучание пения скворца).
(Слайд 17.)
Аудиозапись «Пение скворца».
- Скажите, на что похоже пение скворца? (на свист)
(Слайд 18.)
- Наступила весна. А чтобы весна была не только на улице, но и в наших сердцах, я предлагаю вам и нашим гостям смастерить маленького скворца из бумаги в японской технике Оригами. (Показ способа складывания)
- В народе существует примета, что если скворцы поселятся на прилежащей к дому территории, то этот дом ждет успех и удача. Я бы хотела, чтобы на нашей доске, в наших скворечниках тоже поселилась стайка скворцов, потому что, если верить примете, это будет предвещать небывалую удачу (вывешивают скворцов).
11. Подведение итогов урока.
- Ребята, какой сегодня на уроке мы изучали рассказ? (А. Барков «Скворцы прилетели»).
- Что нового вы узнали?
(Слайд 19.)
13. Выставление отметок. Рефлексия (2 мин)
- Сегодня на уроке вы все прекрасно работали. Особенно хотелось бы отметить…
(Слайд 20.)
-На этой позитивной ноте мы с вами и закончим наш урок. Спасибо всем за урок!
ВЕХ ПОЗДРАВЛЯЮ С ВЕСНОЙ!