Ольга Грунтова
Открытое занятие в средней группе по правовому воспитанию «Испытания Бабы-Яги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение знаний детей об их некоторых гражданских правах.
Задачи.
1) Образовательные:
- закреплять представления детей о благополучной дружной семье;
- дать дошкольникам представление о важности права на имя.
2) Развивающие:
- развивать умение рассуждать, делать выводы;
- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
3) Воспитательные :
- воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека.
Предварительная работа:
Публикация «Открытое занятие в средней группе по правовому воспитанию „Испытания Бабы-Яги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Чтение сказок и анализ соблюдения прав сказочными героями;
Беседы с детьми: «Как надо обращаться вежливо друг к другу?», «Твои обязанности в семье», «Как зовут твоих родителей (родственников?»;
Проведение д/и «Назови ласково»;
Проведение пантомимы «Я помогаю родителям по дому».
Оборудование: проектор, презентация, ширма, мольберт.
Материалы: пазлы сказочных героев – на каждый стол; кукла Баба-Яга; пиктограммы прав ребенка; книга «Конвенция прав ребёнка».
Словарная работа: право на имя, право на семью, Конвенция.
Ход занятия.
(Дети заходят в группу, здороваются со взрослыми и становятся в круг.)
I. Вводная часть.
Организационный момент.
Милые дети,
Вы всех прекрасней на свете.
Вот таких хороших и пригожих
Я приглашаю поиграть.
Мотивация общения – создание положительного эмоционального настроя. Проведение логоритмики:
Ты и я, ты и я. (дети указывают пальцами друг на друга)
Мы с тобой одна семья. (кладут руки на плечи друг другу)
Вместе читаем, (делают пальцами «очки»)
Вместе играем, (прыгают на одной ноге)
Вместе во всём мы (хлопают в ладоши)
друзьям помогаем.
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Воспитатель сообщает ребятам, что сегодня они познакомятся с одной замечательной книгой – «Конвенция о правах ребёнка»… Далее педагог пытается найти эту книгу, но её нигде нет.
Мотивация заинтересованности. Сюрпризный момент:
В проё ме ширмы появляется Баба-Яга: «Ха-ха-ха! Малы вы ещё права изучать. Я эту книгу себе забрала. А то будете одни добрые дела делать, мне это не нравится! Может, без этой книжки вы станете плохими как я! Ну, если всё-таки вам нужна эта книга, то пройдите все мои испытания. Тогда я вам, может быть, и верну её. Ну что, согласны?»
Воспитатель интересуется у детей, что будем делать? (Высказывания ребят, решаем пройти все испытания.) А для этого необходимо попасть в сказочный лес.
II. Основная часть.
Ребята вместе с педагогом произносят волшебное заклинание: «Вокруг себя повернись, и в лесу очутись». (Звучат голоса птиц.)
Взрослый предлагает прислушаться – слышно пение птиц, значит, мы уже в лесу. «Но почему-то не слышно лесных зверей? Кажется, в кустах кто-то плачет.» (Под кустом сидит Старичок-Лесовичок. Воспитатель наклоняется к нему, как бы слушая его.) Далее педагог говорит ребятам, что это Старичок-Лесовичок. Он жалуется, что Баба-Яга превратила всех лесных жителей в пеньки, и отобрала у них имена. (слайд №1 – изображение пеньков) Педагог интересуется у детей, какое право нарушила Баба-Яга? (Право на имя.) Взрослый просит одного из ребят найти пиктограмму этого права и прикрепить на мольберт. Затем воспитатель интересуется у дошкольников, какие правила надо соблюдать, чтобы не нарушать это право? ( Высказывания детей: не дразниться, не придумывать клички, обращаться друг к другу вежливо, к взрослым людям обращаться по имени-отчеству.) Педагог сообщает ребятам, что знает как расколдовать лесных зверей.
Актуализация знаний. Проводится д/и «Назови ласково» :
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; обогащение словаря однокоренными словами.
Ход игры:
Педагог произносит: Ты, дружочек, не зевай.
Да словечко приласкай!
Белка – белочка,
Лиса – лисонька, лисичка,
Медведь – медведюшка, мишка,
Заяц – зайчишка, заюшка,
Волк – волчок,
Кабан – кабанчик.
После каждого правильно подобранного слова на экране проектора вместо картинки пенька появляется картинка животного.
Воспитатель хвалит детей и предлагает доказать Бабе-Яге, что мы дружные ребята.
Проводится д/и «Назови ласково соседа» :
Цель: закрепление умения ласково называть имена сверстников. Формирование положительного отношения друг к другу.
Ход игры:
Дети сидят в кругу. Передавая мяч друг другу, произносят ласково имя соседа.
(Баба-Яга не успокаивается и даёт следующее испытание – ребята должны объяснить имя сказочного героя.)
Актуализация знаний. Проводится д/и «Объясни имя» :
Цель: развитие связной речи, мышления, координации движений рук; закрепления знания сказок.
Материалы: пазлы сказочных героев – Дюймовочки, Незнайки, Лунтика, Красной Шапочки, Золушки, Снегурочки – по 1 герою на стол.
Ход игры:
Дети за своими столами собирают пазлы сказочных героев. Затем по очереди объясняют, почему их так зовут:
Незнайка – ничего не знает,
Дюймовочка – девочка очень маленького роста.
Красная Шапочка – девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета,
Лунтик – прилетел с Луны,
Золушка – девушка, выпачканная в золу (от слова «зола»,
Снегурочка – девочка, вылепленная из снега.
(За ширмой слышится голос Бабы-Яги «Вот вредные дети, и с этим заданием справились. Ну держитесь, следующее задание – ребус ни за что не расшифруете!»)
На экране проектора появляется следующее задание от Бабы-Яги – ребус (слайд 2) : Я Я Я Я Я Я Я
Воспитатель сообщает детям, что в этом ребусе Баба-Яга спрятала одно из прав ребёнка. Интересуется у ребят, знают ли они, что это за буква? (Если дети затрудняются ответить, то педагог сам называет эту букву.) Затем предлагает дошкольникам посчитать, сколько букв «Я» изображено? (Ребята считают вместе с воспитателем – семь.) Семь – я! Какое слово получилось? (Семья) Воспитатель просит детей подумать, какое право связано с семьёй? ( Высказывания ребят: каждый ребёнок имеет право на семью; каждый ребёнок имеет право жить с мамой и папой.) Педагог хвалит деток за сообразительность, и просит найти и повесить на мольберт пиктограмму этого права. (Один из дошкольников выполняет.) Далее рассказывает ребятам, что в каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботятся о маленьких. Предлагает почувствовать, как это приятно о ком-то заботиться.
Проводится психогимнастика «Ласковые родители» :
Цель: развитие эмоциональной сферы ребёнка, воображения, доброжелательности.
Воспитатель просит представить детей, что они стали родителями. Возьмите на руки ваших детей и покачайте, погладьте, поцелуйте. Покажите, как вы их любите.
Педагог обращает внимание дошкольников на то, что кроме прав у каждого члена семьи есть ещё и обязанности.
Актуализация внимания. Проводится пантомима «Я помогаю родителям по дому» :
Цель: закрепление понятия обязанностей детей.
Ребёнок движениями тела показывает, как он делает какую-то работу по дому. А остальные ребята должны отгадать, что именно имеется ввиду.
Появляется Баба-Яга: «Что ж, ребята, вы прошли все мои испытания. Я вижу, что вы дружные и умные ребята. Я возвращаю вам вашу книгу. (Педагог берёт книгу.) Дети, у вас такие хорошие имена, не то, что у меня. Наверное, я такая сердитая из-за имени. Если бы у меня было другое имя, я была бы добрее.»
Воспитатель предлагает детям помочь Бабе-Яге – придумать ей новое ласковое имя. ( Предполагаемые ответы: Бабулечка-Ягулечка, Ягушечка и т. д.) Баба-Яга прощается с детьми и довольная уходит.
III. Заключительная часть.
Ребята вместе с педагогом проговаривают волшебные слова: «Вокруг себя повернись, и в детском саду очутись!»
Воспитатель, показывая дошкольникам «Конвенцию прав ребёнка», говорит, что сегодня они вспомнили и закрепили два права – право на имя и право на семью. Эти права записаны в этой книге. В будущем мы познакомимся с новыми правами детей. И поможет нам эта книга.
Много нас на белом свете.
Есть и взрослые, и дети.
Но в правах мы все равны,
И дружить всегда должны.
Используемая литература:
1. Т. А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка»;
2. Т. А. Харитончик «Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями»;