МААМ-картинки

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Небылицы в лицах»

Юля Болдырева
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Небылицы в лицах»
▼ Скачать + Заказать документы

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, музыкально-художественная.

Цель: развитие у детей интереса к истории России.

Задачи: научить детей гордиться культурой своей страны и уважать обычаи и традиции русского народа;

продолжить знакомство детей с фольклором на примере малых фольклорных форм (небылицы, потешки, частушки);

познакомить детей с особенностями русских народных костюмов (женского и мужского);

учить детей воспринимать русскую народную музыку и различать ее жанровые особенности (лирическая, плясовая, частушка);

Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Небылицы в лицах“» размещена в разделах

формировать у детей навыки общения со сверстниками и умение слаженного взаимодействия (при исполнении потешек и частушек).

Планируемые результаты: во время занятия дети приобщаются к истории отечественной культуры, у них развивается познавательный интерес к обычаям, традициям народа; дети получают удовлетворение от совместной познавательной деятельности со своими сверстниками и взрослыми при знакомстве с особенностями труда и досуга русского народа; выразительно читают наизусть потешки и небылицы, используя при этом элементы драматизации; правильно произносят все звуки русского языка, свободно пользуются диалогической речью, умеют задавать вопросы и отвечать на них; умеют слушать и отмечать напевность и красоту русской народной песни, различать на слух жанровые особенности народной музыки (лирическая, частушка, плясовая.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним, заучивание небылиц, потешек и частушек, разучивание народных игр.

Материалы и оборудование: русские народные костюмы (девичий, мужской, кружевные салфетки, деревянная посуда с хохломской росписью, самовар, куклы в костюмах разных областей России, видеопроектор, аудиозаписи: «Пряха», «Барыня», частушки, слайды с репродукциями картин русских художников Куликова И. С. «Пряхи», «Зимним вечером», Журавлева Ф. С. «Пряха», Смирнова О. В. «Пряха»; угощение: сушки, баранки, тульские пряники.

Ход занятия

Воспитатель в русском народном костюме:

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие вглубь веков и окажемся в древней Руси.

Как во времена давние – стародавние жили люди на Руси, жили – не тужили. Тяжела была доля крестьянская: все лето трудился народ на полях, на сенокосе и в огородах, не покладая рук, от темна до темна. Зато зимой, долгими вечерами выдавалась и свободное время для досуга и веселья. Не было в то время ни электричества, ни телевизоров с компьютерами. Вечера коротали при свете лучины.

(Демонстрация слайда с репродукции картины Журавлева Ф. С. «Пряха»).

Лучина – это длинная тонкая деревянная щепка. Лучину вставляли в металлический поставец и меняли по мере догорания. Свет от нее был мерцающий, неяркий.

Но народ не скучал, а сам себя развлекал. Вот, бывало, договорятся соседи собраться у кого-нибудь в избе на посиделки. Звучит русская народная песня «Пряха».)

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

Под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита,

Русая коса.

Русая головка,

Думы без конца…

Ты о чем мечтаешь,

Девица-краса.

Вот такие красивые, протяжные лирические песни пели девушки за работой долгими зимними вечерами.

Воспитатель: Понравилась вам эта песня? Какое у нее настроение?

Ответы детей.

Воспитатель: Вдруг за окошком слышится шум, смех – гости идут! (Демонстрируется иллюстрация «Посиделки»)

Собиралися в светелке

Бабушки-старушки,

Тетушки-хлопотушки,

Старички-боровички,

Парни да девицы-красавицы.

А на печке – мал-малы детишки

Девчонки да мальчишки;

Лялька в колыбельке,

Да мамки с рукодельем.

(Демонстрация слайда с репродукцией картины Куликова И. С. «Зимним вечером».)

У всех руки работой заняты : кто ткет, кто прядет, кто шьет, кто вяжет, а кто и баклуши бьет – раскалывает полено на чурочки-заготовки для деревянных ложек. Раньше у мастеров –ложкорезов это считалось самой легкой работой. Отсюда и пошло выражение “бить баклуши”, то есть заниматься пустяками, никчемной работой. А чтоб работалось веселее, песню заведут, сказку детишкам расскажут.

Воспитатель: Ребята, а какие русские народные сказки вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» А за сказкой пойдут шутки-прибаутки, потешки да небылицы! И что было, и чего не было, а чего и вовсе быть не может. Вот послушайте, какие небылицы-перевертыши народ русский сочинил да нам с вами передал.

(Выходят дети в русских народных костюмах.)

1-й ребенок:

Небылицы в лицах

Сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки

Да говорят потешки.

2-й ребенок:

Наш козел-стрекозел

То-то умный был.

Он и тесто месил,

Он и печку топил,

Творогом лепешки смазывал,

Песни пел и сказки сказывал,

Песни-сказки небылицы, небывальщины,

Небывальщины да неслыхальщины.

3-й ребенок:

Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Один сбивал сметану,

Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку –

Оба шлепнулись в муку!

Нос в муке, рот в муке,

Ухо в кислом молоке!

4-й ребенок:

У нас лошади в калошах,

А коровы в сапогах.

У нас пашут на телегах,

А боронят на санях.

5-й ребенок:

Наша-то хозяюшка

Сметлива была:

Всем работу к праздничку

В избе своей дала.

Чашку собачка моет языком,

Мышка собирает крошки под окном

По столу котище лапою скребет,

Половички курочка веничком метет.

6-й ребенок:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор

На буланой на телеге,

На скрипучей лошади.

Сапоги на нем с карманами,

А жилетка с каблуком.

Подпоясался дубиною,

Опирался кушаком.

Воспитатель (вместе с детьми рассматривая русский народный костюм мальчика) : Ребята, а кто знает, что такое кушак?

Ответы детей: Это пояс, которым подпоясывали рубаху.

Воспитатель: А знаете ли вы, как называлась русская мужская рубаха? И почему она так называлась?

Ответы детей: Косоворотка. Называлась так, потому что застежка на вороте располагалась сбоку от шеи (косой ворот).

Воспитатель: А на какой детали мужской одежды располагались карманы, а на какой – каблуки?

Ответы детей: Карманы на жилетке, а каблуки на сапогах.

Воспитатель: Вот таким был мужской костюм на Руси. А как одевались девицы-красавицы в старину? (Приглашает девочку в русском народном костюме.)

Воспитатель: Кто из вас знает, как назывался девичий головной убор?

Ответы детей: Кокошник.

Воспитатель: Слово “кокошник” образовано от слова “кокоша”, то есть курица. Он похож по форме на куриный гребень. Его, как правило, украшали золотым шитьем, жемчугом, бисером. А как называется одежда девицы?

Ответы детей: Сарафан и рубаха.

Воспитатель: Сарафан – это вид длинного платья без рукавов свободного широкого кроя. Верх и подол, а также середина сарафана богато украшались вышивкой. Под сарафан надевалась рубаха с широкими длинными рукавами, также украшенная вышивкой по плечам и горловине.

Девушки могли носить распущенные волосы или заплетать их в одну косу, украшать голову кокошником или лентой. А вот замужняя женщина заплетала две косы и не должна была показываться на улице с непокрытой головой. Головной убор замужней женщины назывался “сорока”, красиво украшался тесьмой и вышивкой и полностью закрывал волосы. Ходить с непокрытой головой – простоволосой – считалось неприличным. Отсюда пошло выражение “опростоволоситься”, то есть опозориться.

(Демонстрация слайда с лаковой миниатюрой, изображающей девушку в русском народном костюме.)

Такие красивые сарафаны и головные уборы были праздничной одеждой. Ее хранили в сундуках, доставали только по большим праздникам и передавали по наследству от матери к дочери.

Вот мы с вами и познакомились с русскими народными костюмами. Но у нас еще не все небылицы – потешки закончились.

7-й ребенок:

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает,

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала,

С воза муха закричала:

“На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая. ”

8-й ребенок:

Чепуха-чепуха,

Это просто враки!

Сено косят на печи

Молотками раки.

Воспитатель: А вы знаете, есть и частушки такие, о чепухе. А что такое частушки вы знаете? Это короткие веселые куплеты, которые часто исполнялись на посиделках. Давайте вместе споем частушки “Чепуха”.

На заборе чепуха

кушала варенье.

Куры съели петуха

В это воскресенье.

На столе стоит стакан,

А в стакане молоко,

Я хотела искупаться,

Только сильно глубоко.

Во дворе стоит корова.

Она семечки грызет,

А теленок с чемоданом

На экскурсию идет.

На столе стоит арбуз,

На арбузе – муха.

Муха злится на арбуз,

Что не лезет в брюхо.

На столе стоит стакан,

А в стакане вербочка.

Мальчик стоит три копейки,

А три тыщи девочка.

Воспитатель: Ох, ребята! Ну и рассмешили вы нас, распотешили! Мы как будто на настоящих посиделках побывали! А сейчас неплохо было бы и ноженьки размять. А не сплясать ли нам русский народный танец “Барыня”? (Звучит фонограмма русской народной пляски “Барыня”.)

Раздайся народ – меня пляска берет! Танцуют все! Мальчики вприсядку, а девочки кружатся, помахивая платочками. (Коллективный танец.)

Воспитатель: А теперь приглашаем вас поиграть в русскую народную игру “Золотые ворота”.

Золотые ворота,

Проходите, господа!

Первая мать прошла,

Всех детей провела.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас!

Воспитатель: Мы плясали, мы играли, но уж очень мы устали! Приглашаем всех гостей на праздничное русское чаепитие!

Как из нашей из печи

Хороши калачи,

Сушки да баранки.

А вот и пряник сладкий!

(Воспитатель демонстрирует сушки и баранки на связке и тульский пряник.)

“Пряник вкусный, ароматный,

Удивительно приятный!”

Сама не ем – гостей привечаю,

Тульским пряником печатным

И чаем угощаю.

Ребята, а вы знаете, почему пряник называется тульским печатным?

Ответы детей.

Воспитатель: Тульские пряники испокон веков пекутся в городе Туле из пряничного теста, две половинки которого склеиваются прослойкой из меда или варенья. А печатными их называют, потому что перед тем как отправить в печь на них сверху накладывают резную доску – делают печать.

Вот и закончилось наше путешествие в стародавние времена. Мы узнали, как жили и умели веселиться наши предки, во что они наряжались-одевались и откуда пришли к нам прибаутки, потешки и небылицы. Понравилось вам это путешествие во времени?

Ну, а теперь вы угостите наших гостей сушками, а я вас угощаю тульским пряником.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?» Фототчет открытого занятия в подготовительной группе на тему «Что такое дружба?».Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект открытого занятия «День добрых дел» в подготовительной группеКонспект открытого занятия «День добрых дел» в подготовительной группе Конспект открытого занятия «День добрых дел» в подготовительной группе. Аннотация: Предложенный материал является методической разработкой.

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группеКонспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе Цель. Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей через физкультурное занятие. Задачи. Повторить ходьбу с выполнением заданий; упражнять.

Конспект открытого занятия по робототехнике в подготовительной группе «Луноход»Конспект открытого занятия по робототехнике в подготовительной группе «Луноход» Цель: приведение в действие модифицированной модели «Луноход» с использованием конструктора LEGO Education Wedo 2. Задачи: Обучающие:.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Аппликация «Синичка» Цель: учить детей передавать в аппликации образ снегиря, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезывая по частям из цветной бумаги,.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Художник»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Художник» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему: «Художник» ЦЕЛЬ: закрепление актуальных знаний детей по Образовательной.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция» Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе с использованием развивающих игр В. Воскобовича Конспект открытого занятия в подготовительной группе с использованием развивающих игр В. Воскобовича "Путешествие в чудесную страну знаний".

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группеКонспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе Открытое занятие по физической культуре (подготовительная группа). Программное содержание : -совершенствовать различные виды ходьбы и бега.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Небылицы в лицах»
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 13:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Небылицы в лицах»» (включая файлы) размещена пользователем Юля Болдырева (УИ 1373501) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД