Есауленко Марина Васильевна
«Мой дом, моя семья». Открытое занятие в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
формировать стремление к познанию окружающего мира;
закрепить понятие о родственных отношениях в семье помочь ребенку осознать себя, свою причастность к близким, родным людям;
Развивающие:
развивать чувство гордости за свою семью,
развивать речь,
развивать внимание, память;
улучшать общую моторику и координацию движений;
Воспитательные:
воспитывать желание заботиться о близких,
воспитывать уважение к старшим; любовь к близким.
Речевые:
отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
активизировать словарь:
обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
Ждем гостей в группе (играем, общаемся)
Заходят гости мы здороваемся (По - русски, по - татарски)
Гости рассаживаются.
Начало группового сбора. (1 мин.)
Привлечение внимания детей «Мелодия Поля Мориа»
Сбор детей в центре групповой комнаты на ковре (сидя). Рядом на доске, на который прикреплен информационный лист – модель дневного цикла жизнедеятельности группы на текущий день «План-дело-анализ».
Приветствие. (1-2 мин.)
Начало группового сбора. (1 мин.)
А вы знаете ребята, я вчера узнала как можно здороваться по другому ни как обычно. Хотите я вас научу!Давайте!
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Понравилось? Интересно? Вот вы тоже кого – нибудь если захотите можете научить…
Ребятки! А давайте, вспомним нашу игру «РАДУГА», хотите?
Вопросы к детям:
Все ли нашли для себя местечко?
Все ли удобно устроились?
Какое у вас сегодня настроение?
Посмотрите друг на друга. У всех ли приветливые лица?
В:Я очень рада, Что вы выбрали все яркие цвета…Это значит у вас у всех хорошее настроение….и т. д.
Реализуемая детьми компетенция:
Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами.
Обмен новостями. (3мин.)
Вопросы к детям:
Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями?
Ребятки, а кто помнит наше правило при обмене новостями? (Дети отвечают: «Говорим по одному и внимательно слушаем друг друга». В случае затруднения, воспитатель обращает внимание на информационную доску, на которой данное правило зарисовано.)
(Воспитатель внимательно выслушивает всех желающих поделиться новостями детей. Не делает различий между хорошими и плохими новостями. Новость-это свершившийся факт, который изменить нельзя.
Реализуемая детьми компетенция:
Право быть услышанным;
Право вести диалог (монолог, выразить свою точку зрения.
А теперь ребятки я вам предлагаю вспомнить наши вопросы, которые мы перед собой ставим каждый день:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
Реализуемая детьми компетенция:
Право самостоятельно принять решение об участии (неучастии) в общей деятельности;
Право выбора места среди других детей (с кем рядом, от кого подальше).
Мне хочется Вам такое рассказать. Но для этого вам нужно отгадать загадку, но не простую загадку, а зашифрованную в ребус. Посмотрите на экран:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «Я»-
И получится? (Семья).
Правильно не случайно слово «Семья» можно зашифровать как 7Я. Раньше, в старину,: семья- это семь Я, т. е. в семье семь человек, живущих в одном доме. Раньше, семьи были очень большими, в семье могло быть и пять и семь детей, и жили они одной дружной семьей.
Воспитатель:
Семья- это группа людей живущих вместе. Как вы думаете, зачем нужна семья? (ответы детей). Верно! Чтобы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботится о старших.
(Все высказывания детей были записаны печатными буквами младшим воспитателем в первую графу таблицы «Что мы знаем?». В скобочках записывается имя ребенка, высказавшего свое мнение)
3. Ребятки, а помните у вас было домашнее задание, нарисовать портрет своей семьи, хотите мне рассказать о своей семье по вашему рисунку.
(Если ребенок затрудняется, можно задать вспомогательные вопросы)
Спасибо за ваши рассказы. Хорошо, что есть семья, где любят друг друга. Помогают и заботятся друг о друге.
4. Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди, детский сад – это тоже часть семьи. Еще у вас есть родственники которые могут жить в других домах, городах и даже странах, но все равно они ваши родные- это ваш род, ваша большая семья. А может кто знает пословицы и поговорки о семье, хотите рассказать? (дети рассказывают)
Дети: «Вся семья вместе и душа на месте»
- «Материнское сердце, лучше солнца греет».
- «При солнышке тепло, при матери добро».
-«Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей».
-«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены неимеют».
-«Нет такого дружка,как родная матушка».
ФИЗМИНУТКА
5. Давайте отдохнем, сделаем «Семейную зарядку»
Осенью, весною, летом и зимой.
Мы во двор выходим, дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, папа бодро приседает.
Повороты вправо влево делает мой братик Сава,
А вы наверно ребята не знаете, что есть праздник, который так и называется – День семьи, любви и верности. Празднуют в России летом - 8 июля. У праздника очень нежный символ — цветок ромашки. (на экране проектора)
Знаете, почему символ праздника - ромашка? Это самый известный и самый распространенный цветок в России, а День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви. Отмечая этот праздник, мы говорим о любви и верности в крепкой семье, и ромашка с множеством лепестков как раз и напоминает нам такую семью.
Планирование. Выбор темы. (2-3 мин.)
Речь воспитателя:
Мотивация: «А мы ребята можем по радывать ваших мам, если вы конечно хотите….Завтра выходные…Тоже можно сказать, что у мамы праздник…можно?
Выявление знаний и опыта детей по теме дня «Моя семья»:
Давайте сделаем красивую открытку, или торт (Соленое тесто, ребята могут проиграть маленькую сценку пародию на маму, пластилин, краски, кисточки, баночки с водой прочитать или рассказать своим друзьям родителям, в логопедическом уголке – бусы, из фасоли – сделать ромашку
Воспитатель:
В: напомните мне пожалуйста, какие центры у нас есть?
Подумайте и решите, кто в какой Центр пойдёт работать
(Всё это позволит каждому откликнувшемуся воспитаннику самостоятельно спланировать свои действия на день, выбрать партнёров деятельности).
Реализуемые детьми компетенции:
Право принятия самостоятельного решения относительно собственной занятости, направленности деятельности, месте её реализации, партнёрстве или его отсутствии.
Проговаривание плана. (1-2 мин.)
Уточнение последовательности действий («С чего ты хочешь начать свою работу? Что будешь делать потом?»);
Уточнение партнёров по деятельности («Кого бы ты хотел (а) пригласить поработать с собой?»);
Предложение воспитателем своей помощи (в случае необходимости).
Реализуемые детьми компетенции:
Право самостоятельно распределять обязанности (роли) в общем деле;
Право принять (или не принять) помощь взрослого
Право обращения к различным источникам знаний или опыта.
6. Реализация плана.
Речь воспитателя:
- Ребята, кто уже сделал свой выбор? Пожалуйста, можете идти работать. Тем, кто ещё не решил, я напомню: у нас работает Центр книги, Центр искусства. В Центре конструирования вас ждут разные виды конструкторов, центр труда….
Реализуемая детьми компетенция:
Право самостоятельно выбрать и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий;
Право самостоятельно договориться о распределении обязанностей внутри подгруппы и организовать деятельность;
Право обратиться за помощью к любому члену группы (воспитателю, другому взрослому, сверстнику);
Право самостоятельно определить объём (результат) своей работы;
Право прекратить работу раньше, чем будет получен результат;
Право переключиться на другой вид деятельности;
Право выбора и осуществления деятельности, не связанной с темой общего проекта.
7. Анализ деятельности.
За 10-15минут до окончания работы раздается сигнал («Мелодия Поля Мориа, дети наводят порядок в центрах и собираются на месте группового сбора. Если у каждой группы уже работа закончена- то работа презентуется всем детям и гостям, если работа не закончена- предлагаем закончить позже, в течение дня.
С помощью атрибута (сердечко)- каждая рабочая группа подводит итог своей деятельности. При подведении итогов - говорит только тот ребенок- у которого в руках атрибут-сердечко.
Вопросы детям:
Кто хочет рассказать о своей работе?
Какие трудности ты встретил (а?
Что тебе удалось сделать сегодня?
Получилось ли у тебя то, что ты задумал (а?
Как ты предполагаешь завершить работу?
Какие материалы можно ещё использовать?
Планируешь ли ты продолжить начатую работу?
Какой совет ты бы дал тому, кто решит завтра повторить твой план?
Реализуемая детьми компетенция:
Право выбора продукта для предъявления в качестве результата деятельности;
Право самостоятельно оценить достигнутый результат;
Право оценить успешность сотрудничества;
Право определения применения полученного результата.
Игог: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? О семье! Хотелось бы закончить нашезанятие красивым стихотворением, прочитает Амира
Волшебный символ жизни- семья,
В нем капелька Отчизны, в нем-Я,
В нем папа, мама, братик сестра,
В нем маленький квадратик двора.
В нем солнце, и березка, и дом,
В нем все согрето теплом!
Принципы работы:
Принцип открытости:
Ребёнок имеет право:
Участвовать или не участвовать в общем деле;
Представить или не представлять результаты своего дела;
Принять решение о продолжении (завершении) начатой работы.
Принцип диалогичности:
Все участники группового сбора имеют право обсуждать план, виды деятельности;
Все участники имеют возможность вхождения в беседу по поводу выполненной работы, полученного результата, перспектив её продолжения.
Принцип рефлексивности:
Развитие детской инициативы и творческих способностей;
Осознание ребёнком своих действий;
Самооценка результата;
Саморегуляция поведения.