Любовь Мартынова
Открытое занятие в подготовительной группе «Инновационная опытно-экспериментальная деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие
в подготовительной группе «Колобок» на тему:
«Инновационная, опытно – экспериментальная деятельность"
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие,
развитие речи,
физическое развитие,
художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Цель. Познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан, его строением.
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „Инновационная опытно-экспериментальная деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире. Показать детям эксперимент – извержение вулкана. Познакомить с новыми свойствами: молоко может менять цвет, определить жирность молока.
2. Продолжать учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения. Формулировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
3. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий, любознательность, взаимопомощь, умение работать в коллективе.
4. Способствовать развитию любознательности.
Словарная работа: спящий вулкан, действующий вулкан, конусообразная форма, воронка, кратер вулкана, лава
Оборудование: Сосуды с водой, красная,зелёная, синяя краска, сода, моющее средство, одноразовые тарелки, стаканы, поднос, макет вулкана, чайные ложки, салфетки, ватные палочки, слайды с изображением вулканов, пипетки, мольберт, халаты (для детей и воспитателя, масло растительное, воздушный шарик.
Техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация
«Вулканы», музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: Рассматривание книг об окружающем мире, о вулканах, природных явлениях.
Словестные методы: уточнения, опросы, художественное слово, беседа, вопросы, поощрения.
Практические методы: совместные действия воспитателя и детей, схемы для проведения опытов.
Ход образовательной деятельности.
I Вводная часть.
Дети сидят за столами, в специальной одежде.
Воспитатель предлагает всем поздороваться с гостями.
-Дети, а вы любите проводить опыты? (да.)
Мы не просто так надели такие халаты, сегодня мы отправимся в научную лабораторию.
Что такое лаборатория? (ответы детей).
Лаборатория - это специальное помещение, необходимое для проведения опытов и экспериментов.
А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?
1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.
2. Не пробовать на вкус и запах вещества.
3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в научную лабораторию. Там вы узнаете много нового и интересного и, даже сами поставите опыт, как настоящие ученые. Вы хотите стать настоящими учеными? (Да).
II Основная часть.
Воспитатель: Предлагаю Вам посмотреть мультфильм Фиксики «Лаборатория», он поможем нам понять что такое химическая и механическая зона в лаборатории, и чем там занимаются.
Просмотр мультфильма…
Из мультфильма мы узнали, что в механической зоне - создают и тестируют различные механизмы, например, испытывает на прочность, а в химической зоне - ставят опыты, проверяют качество продуктов питания, в электрической зоне – чинят электроприборы, проверяют их безопасность.
Ребё нок:
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель:
-Поднимите руку, кто видел горы?
-А кто знает, что такое вулкан?
Вулкан это коническая гора из которой время от времени вырывается раскаленное вещество – лава.
- А вы хотите посмотреть на вулканы?
Мы сейчас посмотрим фотографии с изображением вулканов на экране интерактивной доски.
Презентация : "Вулканы".
- Посмотрите, это на вид обычная гора называется спящий вулкан.
-А это гора с извергающейся из нее лавой, огнем и дымом — это действующий вулкан.
-А какой формы все вулканы? Как она называется? (Конус.)
- Все вулканы конусообразной формы. Обратите внимание на верхнюю часть горы, на что она похожа? (Воронка).
-Вершина, из которой извергается вулкан, называется - кратер.
- давайте его внимательно рассмотрим. Кратер вулкана похож на огромную чашу, на дне этой чаши огромная дыра, уходящая глубоко внутрь вулкана. Огненная жидкость, выходящая из вулкана называется лавой.
-Вот сколько новых слов вы узнали на занятии.
- А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?
Тогда давайте присядем за столы.
- Посмотрите, какой макет горы я сделала, но это спящий вулкан, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать? Давайте попробуем поразмышлять.
-Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость.
Какую, например? (воду)
-Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).
- А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)
-А теперь давайте проведём эксперимент
Опыт № 1 «Извержение вулкана».
Для опыта нам понадобится : пищевая сода - это порошок белого цвета, лимонная кислота, краситель красного цвета, и конечно же сам макет вулкана, палочки для размешивания.
А теперь приступаем к эксперименту: возьмем стакан с водой и с него выливаем красную воду, возьмем ложку и с помощью нее в «жерло» вулкана насыпаем соду, в эту смесь добавляем лимонной кислоты и все перемешиваем (палочкой).
И посмотрите, что же получается! Наш вулкан просыпается.
- Скажите, что сейчас произошло?
- А почему так получилось?
Вывод: Опыт показывает взаимодействие щелочи (сода) с кислотой. Соединенные вещества вступили в реакцию.
- Вам понравился наш опыт?
Физминутка.
Раз. Два. Три. Четыре, пять
Поработали на пять.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Мы попрыгаем немножко
потрясем ладошки тоже
повращаем головой
усталость всю сняло рукой.
(В зал влетает воздушный шар с прикрепленной загадкой)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а к нам прилетел воздушный шарик.
Какой красивый шарик, и он нам что то принёс? (загадывает загадку).
Не снег,
А белое всегда.
Хоть и течет,
А не вода. (Молоко)
-Я всё поняла, воздушный шарик нам предлагает сделать эксперимент с молоком.
Ребята, а вы любите рисовать?
А на чем можно рисовать?
А я вам предлагаю рисовать на молоке. Вы хотите научиться?
Опыт № 2 «Эксперимент с молоком»
- Возьмем тарелочки с молоком. Пипеткой добавим в него несколько капель краски (зеленой, красной, синей, желтой). Старайтесь делать это аккуратно, что краски не смешались между собой. - Ребята, а теперь мы заставим молоко двигаться!
- Возьмем ватную палочку, макнем её в моющее средство и дотронемся ею до центра тарелки с молоком.
- Посмотрите, что происходит! Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Вывод: акриловые или пищевые краски хорошо растворяются в воде, но плохо растворяются в молоке. Молоко содержит много жира, жир хорошо растворяется жидким мылом. Если смочить этим мылом ватную палочку и поместить в молоко, мы увидим процесс растворения жира. А вместе с ним краска тоже будет стремительно разбегаться в разные стороны.
В зал влетает ещё один шарик с привязанной загадкой.
Воспитатель загадывает загадку:
Меня частенько
Просят, ждут,
А только покажусь,
Так прятаться начнут. (дождь)
Опыт № 3 «Цветной дождь в стакане»
Для опыта нам понадобится :
растительное масло, жидкие пищевые красители, стакан, стеклянная емкость, вода, деревянная палочка.
Пошаговая инструкция
В стакан с растительным малом и по каплям добавим пищевые красители. Тщательно всё перемешаем деревянной палочкой. Затем перельем масло и красители в стеклянную емкость с водой. Немного ждем… происходит цветной дождь в стакане.
Вывод:
Пищевой краситель обладает большей плотностью, чем растительное масло. Поэтому после переливания эмульсии в воду, капли красителя постепенно просачиваются к границе «масло—вода». И когда они ее прорывают, начинается дождь!
III Рефлексия
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, вот и наше путешествие в лабораторию подошло к концу.
С какими понятиями мы сегодня познакомились?
( познакомились с понятиями: вулкан, спящий вулкан, действующий вулкан, воронка, кратер, лава)
Что мы сегодня делали? (проводили опыты : извержение вулкана, эксперимент с молоком, цветной дождь в стакане)
Что вам понравилось?
А что запомнилось больше всего?
А хотели бы вы стать настоящими учёными?
Воспитатель: Ребята! Я Желаю вам удачи в каждом деле и новых творческих открытий.
(звучит музыка, занятие окончено)