Светлана Гайдабас
Открытое занятие по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Лицей №1367", подр. 4.
г. Москва
Составила: воспитатель Гайдабас Светлана Викторовна
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами воды: жидкая, не имеет вкуса, цвета, запаха. Развивать исследовательские навыки, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Уточнить и закрепить знания о воде и ее значении для всего живого. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Оборудование: глобус, детские белые халаты, бумажные шапочки с надписью лаборант, 5 стаканов на каждого ребенка, песок, молоко, или окрашенная вода в белый цвет, чайные ложки, трубочки, одноразовые тарелки по 2 штуки на каждого ребенка, картинки с символическим изображением опытов, магнитофон, записи с шумом воды.
Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, вопросы, загадка, опытническая деятельность (физминутка).
Ход НОД
Сюрпризный момент.
Заходит воспитатель в группу, следом раздается стук в дверь, пришел почтальон принес посылку и письмо. Воспитатель забирает посылку, зовет ребят посмотреть.
Сейчас все узнаем. Рассматривает конверт, на конверте две большие марки, и подпись из Академии наук. Как интересно.
-Что бы это значило? Как вы думаете? Раскрывает конверт, читает письмо.
Читает письмо:
Дорогие, ребята!
Приглашаем вас принять участие в научном исследовании. И провести опыты, чтобы узнать свойства вещества, находящегося в этой коробке, а какого вещества, узнаете, отгадав загадку.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Что это? Правильно, вода.
Значит, мы с вами будем узнавать свойства чего? Воды! Открывает коробочку, достает льдинку в виде шарика (каплю)
Что это такое ребята?
-Это лед. А как образуется лед? Замороженная вода! Если мы подержим льдинку в тепле, она растает и превратится в воду.
Правильно, вот мы сейчас уже проговорили одно из свойств воды:
Когда вода замерзает (на морозе) превращается в лед и становится твердой.
Но если лед полежит в тепле, превратится опять в воду. Положим нашу каплю в емкость, а попозже посмотрим, что произойдет.
Так что ребята, поучаствуем в исследовании, познакомиться с другими свойствами воды?
-Да!
Но для исследований нам нужна лаборатория.
Кто знает, ребята, что такое лаборатория?
Воспитатель: Лаборатория - оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований.
Именно в лабораториях научные сотрудники и лаборанты проводят свои опыты.
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас пройти в нашу научную лабораторию.
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Вот наша лаборатория. Находясь здесь, нужно соблюдать определенные правила и меры безопасности: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать аккуратно, внимательно.
Я буду вашим научным руководителем, а вы мои помощники, лаборанты. У всех лаборантов есть специальная форма : белые халаты, шапочки на голову, перчатки и очки. И так, превращаемся в лаборантов, одеваем нашу спецодежду.
Но прежде чем приступить к работе ответьте, что такое вода?
Ответы детей.
Воспитатель:
Вода - второе по значимости вещество после кислорода для человеческого организма. Известно, что наши тела состоят почти на две трети из воды. Неслучайно человек может жить без пищи более 4 недель, а без воды — не более 3 дней
Вода является основой жизни на нашей планете. Вода покрывает две трети поверхности Земли оказывает влияние,практически, на все процессы, которые происходят на нашей планете.
Если бы мы с вами взглянули из космоса, то увидели бы, что большая часть нашей планеты покрыта водой. Рассмотреть глобус. Вода в морях, океанах, реках, озерах. На высоких горах, в Арктике и Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Много воды в атмосфере: это облака, туман, дождь, пар, снег.
Вода- красота всей природы. Вода живая, она бежит, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.
Воспитатель: Кому и для чего нужна вода? (ответы детей)
Вода нужна растениям.
Вода нужна животным для нормальной жизни. Для водных животных вода – среда обитания.
Вода – добрый друг и помощник человека.
--Как использует воду человек? (ответы детей)
Она – удобная дорога: по морям океанам ходят корабли.
Она послушно вращает турбины на электростанциях. Побеждает засуху, повышает урожай садов и полей.
Вода минеральных источников используется в лечебных целях.
От качества воды зависит качество нашей жизни.
Молодцы!
А исследовать мы будем некоторые
Свойства воды:
«Вода течет и разливается».
«Вода прозрачная, у нее нет цвета».
«У воды нет формы».
«Вода не имеет вкуса и запаха».
«В воде растворяются некоторые вещества»
«Вода замерзает».
«Вода испаряется»
Напоминает правила безопасности при работе:
- аккуратно пользуйся емкостью для воды
- поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.
Воспитатель: приступаем к работе.
Опыт 1.
Цель опыта:
Подвести детей к пониманию того, Что вода жидкая и может течь.
Содержание опыта.
Дайте детям два стаканчика. Один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкая, она не могла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.
Делаем вывод: Вода это жидкость.
Опыт2.
Цель опыта:
Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет цвета. Она прозрачная.
Содержание опыта.
У меня на столе два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стакана опускаю ложечки. Что мы наблюдаем? (В воде ложку видно, а в молоке -нет). Что это означает? Как ученые делаем вывод: Молоко – белое имеет цвет, ложку там не видно, а у воды цвета нет, она прозрачная. Делаем вывод, что вода прозрачная.
Физминутка:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
Мы привыкли, что вода наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не поесть и не напиться.
Смею вам я доложить, без воды нам не прожить!
Путешествует всегда
С нами спутница вода.
Опыт 3.
Цель опыта:
Показать, что вода не имеет формы.
Содержание опыта.
Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который ее нальют. Показать это детям, налив воду в сосуды разной формы. А затем налить в воду в полиэтиленовый пакет или резиновую перчатку, наглядно показать разные формы. Как ученые делаем вывод: не имеет формы.
Опыт 4.
Цель опыта:
Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса и запаха.
Содержание опыта.
Вода не имеет вкуса. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать обычную кипяченую воду. Затем, положить в стакан сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус приобрела вода?
Предложить детям понюхать воду (нет запаха, а затем в воду бросить лимонную дольку, вода пахнет лимоном. Вывод: вода не имеет запаха, а приобретает вкус запах растворенного в ней вещества.
Опыт 5.
Цель опыта:
Показать детям, что некоторые вещества растворяются в воде.
Содержание опыта.
В одном стаканчике с водой положили сахарный песок и размешали, а в другой речной песок, сахар растворился, а песок нет.
Опыт 6.
Цель опыта:
Показать детям, что вода замерзает, испаряется.
Содержание опыта:
Налить воду в пластиковые ячейки для замерзания, положить в морозильную камеру или вынести на мороз (в зимнее время). Через несколько часов посмотреть, вода замерзнет и станет льдом.
Возьмем термос, откроем крышку, пойдет пар, подержать над паром зеркальце, через некоторое время, оно запотеет, а затем капельки будут испаряться.
Вывод: при температуре ниже нуля вода замерзает и превращается в лед. Так же вода может испаряться.
Опыт 7.
Цель опыта:
Подвести детей к пониманию и значению животворного свойства воды.
Содержание опыта.
Животворное свойство воды. Заранее срежьте веточку быстро распускающегося дерева. Возьмите сосуд наклейте на него этикетку (дату месяц). Рассмотрите веточку и затем поставьте в воду, и объясните детям, что один из важнейших свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Придет время и она оживет.
Коллективная работа:
Предложить детям, еще раз убедиться в том, что вода дает жизнь всему. Провести такую коллективную работу. Взять два одинаковых блюдца, положить на дно марлю, на марлю положить фасоль. В одно блюдце налить немного воды, чтобы марля смочилась водой, а другое блюдце оставить без воды. Запишем сегодняшнюю дату. Будем наблюдать за семенами каждый день, результаты записывать в дневник наблюдения. И делать или зарисовки или фотографии. Там где вода семена вскоре прорастут, а где воды нет, ничего не произойдет. Это еще раз доказывает, что вода – это жизнь.
Ребята давайте посмотрим, что случилось с нашей ледяной каплей, она превратилась в воду. (Лед это замерзшая вода).
Воспитатель.
Молодцы ребята! Вы сегодня отлично потрудились. Подведем итоги нашей работы. Мы с вами совершили небольшое путешествие в удивительный мир Воды. Узнали много нового и интересного, необычного о Воде, провели опыты, получили ответы на интересующие нас вопросы, отгадали загадки.
С какими свойствами воды мы познакомились?
(ответы детей)
Только вода может быть в жидком состоянии. В реках, течет в кране. В газообразном, в виде облаков, и твердом, в виде льда. Как же огромен и прекрасен мир Воды. Так давайте же беречь и охранять Воду, ведь вода – это часть природы, часть окружающего мира, а окружающий мир важен для каждого из нас и каждый из нас должен заботиться о нем.
Ответы детей.
О значимости воды. Не бросать мусор в реки и озера. Закрывать кран.
А теперь похлопаем себе за отличную работу и скажем: «Мы Молодцы!»