Анастасия Сорокина
Открытое занятие «Знакомство с микроскопом» с использованием мультимедиа
Открытое занятие по программе «Жизнь под микроскопом» :
«Знакомство с микроскопом» с использованием мультимедиа.
Цель: познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством
проведения опытов – микроскопом.
Задачи:
Обучающие:
– расширить знания детей об устройстве микроскопа и принципе его работы;
– способствовать расширению знаний об окружающем мире. Развивающие:
Публикация «Открытое занятие „Знакомство с микроскопом“ с использованием мультимедиа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микроскоп, лупа. Занятия с микроскопом и лупой для детей
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
– развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;
– пополнять активный и пассивный словарь по теме микроскопирование. Воспитательные:
– создание положительного эмоционального фона;
– воспитание интереса к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых объектах и явлениях природы; Оборудование:
– микроскоп, предметные стекла, пинцет;
– мультимедийная установка и ноутбук, указка;
– набор карточек с изображением фруктов, муляж яблока.
Методы:
– наглядные (рассматривание предметов в микроскоп); – словесные (беседа, вопросы, описание); Тип:Эксперементирование.
Форма: Индивидуально-коллективная. Возраст: 6-9 лет.
План занятия :
1. Организационный момент
2. Основная часть
2.1. Знакомство с микроскопом
2.2. Игра «Из чего состоит. ?»
2.3. Презентация «Микроскоп и его помощники»
2.4. Динамическая пауза «Атомы-молекулы»
2.5. Техника безопасности при работе с микроскопом
2.6. Практическая работа «опыты»
2.7. Гимнастика для глаз 3. Итог и оценка работы детей на занятии.
Ход занятия
Организационный момент
Слова педагога: Здравствуйте, ребята! У всех хорошее настроение? Да?
Здорово, тогда я предлагаю поделиться своим хорошим настроением друг с другом: для этого нужно взять друг друга за руки и улыбнуться. Мы продолжаем наши занятия по программе «Жизнь под микроскопом».
Знакомство с микроскопом
Используется мультимедийная установка для демонстрации слайдов.
Слайд №1. Микроскоп и его устройство.
Слова педагога: Ребята, посмотрите на экран, и ответьте на вопрос – как называется этот предмет? Кто знает?
Предполагаемые ответы учащихся: Этот предмет называется микроскоп!
Слова педагога: Верно! На экране показан микроскоп! А как вы думаете, для чего он нужен?
Предполагаемые ответы учащихся: Микроскоп нужен для того, чтобы рассматривать самые маленькие предметы!
Слова педагога: Какие молодцы, верно! А теперь посмотрите на микроскоп внимательней, это очень сложный механизм состоит из многих частей, например, как велосипед…
Игра «Из чего состоит?»
Детям предлагается перечислить детали велосипеда в эстафете, передавая муляж яблока.
Слова педагога: Из каких частей состоит велосипед?
Предполагаемые ответы учащихся: руль, колеса, седло, рама, цепь, педали, спицы и д. р.
Слова педагога: Какие молодцы! Самое простое транспортное средство, как мы выяснили, состоит из многих деталей. А знаете ли вы, из каких частей состоит микроскоп?
Предполагаемые ответы учащихся: Нет, мы не знаем, из каких частей он состоит.
Слова педагога: Тогда я думаю, вам будет интересно сегодня это узнать, посмотрите на экран…
Презентация «Микроскоп и его помощники» Слайд №2. Виды микроскопов.
Слова педагога: Посмотрите, какие разные микроскопы существуют : микроскопы старого образца и современные микроскопы, механические и электронные. Но, несмотря на все это разнообразие, все они работают по одному принципу. Сейчас я вам об этом расскажу.
Слайд №3. Знакомство со строением микроскопа. Педагог с помощью указки показывает на слайде части микроскопа и рассказывает про них.
Слова педагога: Объектив – самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь – линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.
Слова педагога: На сложных микроскопах, которыми пользуются ученые, бывает сразу несколько объективов, это сделали для того, чтобы было удобней работать, и увидеть один и тот же предмет с разным увеличением.
– Как вы думаете, почему можно увидеть один и тот же предмет с разным увеличением?
Предполагаемые ответы учащихся: Потому что линзы разные.
Слова педагога: Да, потому что линзы бывают разной силы или мощности. Слабые линзы увеличивают предмет совсем немного, а сильные – очень хорошо, так хорошо, что видно буквально все! Даже микробы! А они, как вы уже знаете, нашим глазкам совсем не видны.
Слова педагога: Окуляр – это часть микроскопа, которая находится к нашим глазкам ближе всего. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр – как братья, всегда дружат и работают вместе.
Слова педагога: Давайте покажем окуляр с помощью наших ладошек (соединить ладонь в круг и посмотреть сквозь него).
Слова педагога:Посмотрите, эта часть микроскопа называется – тубус! На что он похож?
Предполагаемые ответы учащихся: на трубу, на трубку.
Слова педагога: Верно, на трубку! Тубус – это полая, то есть пустая трубка, которая соединяет объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под микроскопом! Тубус – это тоннель, который помогает окуляру и объективу дружить! Мы с вами тоже можем его показать! (сделать из обеих ладоней трубки и соединить их под углом – получился окуляр и тубус).
Слова педагога:Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.
– Как мы можем показать предметный столик?
Предполагаемые ответы учащихся: Прямой ладошкой.
Слова педагога: Верно, с помощью прямой ладошки.
Слова педагога: Отражающее зеркало – это специальное зеркало, которое используют для освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на рассматриваемый нами предмет, освещая его.
Слова педагога: Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть микроскопа – фокусировочный механизм! (предлагается повторить название по слогам). Сложное название, не правда ли? А сейчас повторим его название вместе по слогам!
Дети называют хором: ФО-КУ-СИ-РО-ВОЧ-НЫЙ МЕ-ХА-НИ-ЗМ!
Слова педагога: Мы будем называть его просто – фокусник! Этот механизм и в правду умеет показывать фокусы! Посмотришь в окуляр на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит на помощь фокусник! Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна. Давайте все вместе покрутим ручку вперед (выполняем вращательные движения рукой) и назад. Молодцы, у всех отлично получилось! Настоящие фокусники!
Слова педагога:А эта часть микроскопа называется – штатив! Именно к нему прикрепляют все остальные части микроскопа.
Слова педагога: Как можно показать штатив?
Предполагаемые ответы учащихся: встать ровно, не двигаться.
Слова педагога: У микроскопа есть маленькие помощники:
– пинцет – с его помощью мы берем и переносим маленькие кусочки разных предметов, чтобы их не сломать и не испортить;
– предметное стекло – нужно для того, чтобы класть на него различные предметы, которые хочется рассмотреть;
– покровное стекло – покровным стеклом накрывается предмет, лежащий на предметном стекле.
Вопросы для закрепления:
Слова педагога: Что такое микроскоп? Для чего он нужен?
Предполагаемые ответы учащихся: Микроскоп нужен для того, чтобы рассматривать самые маленькие предметы!
Слова педагога: Из каких частей состоит микроскоп? Я буду показывать, а вы называть эту часть микроскопа. (Педагог показывает указкой на части микроскопа, а учащиеся их называют, при затруднении ответить педагог им помогает).
Слова педагога: Как называются помощники микроскопа?
Предполагаемые ответы учащихся: Пинцет, предметное и покровное стекло.
Динамическая пауза «Атомы-молекулы»
Детям предлагается размяться перед практической частью.
Слова педагога:Дети, послушайте правила игры. Вы двигаетесь по комнате в свободном порядке, по сигналу «молекула» с добавлением цифры от 2-х до 6 вы должны объединиться в группы. Выполнившие неверно условие игры выбывают.
Техника безопасности при работе с микроскопом
Слова педагога:В начале работы давайте вспомним правила безопасного поведения во время выполнения практических работ с микроскопом :
1. Не делать резких поворотов головой вблизи тубуса микроскопа, чтобы не повредить глаза, лицо;
2. Чтобы не травмировать пальцы, предметные стекла брать за торцовую часть (ребро);
3. Не использовать зеркало для наведения «солнечных зайчиков», а после работы зеркало поворачивать так, чтобы в нем не отражалось солнце.
Практическая работа «Фруктовые дольки»
Начинается практическая работа с загадок. Детям читаются загадки, отгадавшему дается карточка угаданного овоща или фрукта. (Приложение 1)
Слова педагога: Посмотрите ребята, какие разные у вас у всех фрукты и овощи оказались в руках. А вы заметили, что все овощи и фрукты имеют свой цвет? Какие например?
Предполагаемые ответы учащихся: Морковь – оранжевая, огурец – зеленый, абрикос – желтый, а баклажан – фиолетовый.
Слова педагога: Давайте вместе с вами подумаем: зачем нашим фруктам и овощам цвета? Пусть бы все они были одинакового цвета.
Предполагаемые ответы учащихся: для красоты; чтобы мы их различали; чтобы знать, что они спелые.
Слова педагога: Правильно! Фрукты и овощи имеют цвет для того, чтобы мы с вами знали степень его созревания. За цвет фрукта или овоща отвечают красящие пигменты.
Слова педагога: Посмотрите, перед вами на тарелочках лежат фрукты. Я предлагаю вам посмотреть на клеточки наших фруктов под микроскопом. Для этого нам с вами понадобятся: вишня, предметное и покровное стекло, пипетка. Я буду делать контрольный образец, а вы повторять все действия строго за мной.
Педагог помогает детям в настройке микроскопа.
Слова педагога: Посмотрите, ребята, в микроскоп. Мы с вами видим клетки нашей вишни. Обратите внимание на их цвет и форму, запомните, как они выглядят.
Гимнастика для глаз
Учащимся предлагается сделать несколько простых упражнений для снятия напряжения с глаз. Для этого им необходимо посмотреть на плакат, который висит на стене, и выполнить соответствующие движения.
(Приложение 2)
Продолжение беседы:
Слова педагога: Давайте подведем итог: что же мы с вами увидели под микроскопом и на что это похоже?
Предполагаемые ответы учащихся: клеточки, как в тетрадке; похожие на соты; растрескавшееся стекло и другие варианты.
Слова педагога: Это клеточки, из которых состоит наша вишня, они малинового цвета и имеют немного прямоугольную форму с закругленными краями.
Итог занятия.
Слова педагога: Молодцы, ребята! Мы с вами прекрасно поработали.
Дети, что вы сегодня узнали?
Предполагаемые ответы учащихся: Мы познакомились с микроскопом и узнали, какие они бывают.
Слова педагога:А что вы сегодня увидели?
Предполагаемые ответы учащихся: Клеточки вишни.
Слова педагога: Что вам показалось наиболее интересным на сегодняшнем занятии?
Каждому учащемуся раздаются карточки с изображением смайликов, которые соответствуют настроению: радость (зеленый смайлик, грусть (красный) и равнодушие (желтый смайлик).
Слова педагога: Ребята, выберете смайлик, который соответствует вашему настроению, и отметьте его в пустой клеточке.
Слова педагога: Мне тоже очень понравилось с вами работать и общаться. На следующем занятии мы с вами узнаем о клетке – частице живого. До свидания!