Ирина Васильевна Кенжалиева
«Профессия — шахтер». Конспект открытого занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: 1 познакомить с профессией шахтер. Виды добычи угля.
2 закрепить понятия символики ( гербы: России, Кемеровской области, г. Новокузнецка)
3 воспитывать уважение, доброжелательность, гордость к профессии шахтер. вызвать желание пойти по этой профессии, приносить пользу Родине.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Шахтер. Знакомство с профессией
- Темочки
материал и оборудование: карточки с гербами России, Кемеровской области, г. Новокузнецка; загадки о профессиях; репродукции фотографий рассказывающих об открытии месторождений; диск-слайд о работе шахтеров в забое; экспонаты готовой продукции и переработки угля (косметика, бытовые предметы, медицинские препараты; разновидность угля (древесный, каменный); карты добычи угля по Кузбассу; макеты открытой и подземной добычи угля; одежда и приборы пользования на рабочем месте шахтера.
Ход занятия:
Воспитатель: заводит детей в группу--они здороваются с гостями. Дети мы сегодня с вами посетим Музей Шахтерской славы. Кто может сказать, что такое музей (дети отвечают). Теперь дам более полное и правильное понятие. Музей-это научное учреждение, где собраны и хранятся ценные вещи и предметы старины, искусства. Люди приходят в музей узнать, что либо интересное и новое, что еще не знали до сих пор. Прежде чем отправится в музей отгадайте загадки, характеризующие профессии :
он не летчик, не пилот
он ведет не самолет,
а огромную ракету,
дети, кто скажите это? (дети отвечают)
(космонавт)
в акваланге, в маске, в ластах
тот, кто плавает прекрасно
он герой такой один,
в тишине морских глубин! (дети отвечают)
(водолаз)
как огромным долотом,
он отбойным молотком
уголь крошит под землей
отвечайте, кто такой! (дети отвечают)
(шахтер)
Воспитатель: молодцы, правильно ответили. Справились с загадками. Теперь мы повернемся вокруг себя три раза и превратимся в посетителей музея. (дети поворачиваются вокруг себя).
Воспитатель: посмотрите, пожалуйста, первые экспонаты выставки. Кто может ответить, что это? ( дети по очереди отвечают и показывают на картинках: герб России, Кемеровской области, г. Новокузнецка. Молодцы, справились с этим заданием, хорошо знаете символику нашей страны.
Воспитатель: теперь я хочу вам поведать историю образования нашей Кемеровской области и города Новокузнецка, в частности. Наш город родился, очень давно, еще при царе Петре 1, вот его портрет. Петр 1, первый правитель нашей России. однажды, в Кузнецкий край прибыл Михайло Волков, в 1721 году и увидел "горелую гору", посмотрите на репродукцию. Обратите внимание вот гора, дым (педагог показывает репродукцию) это горит уголь. Доложили царю Петру 1.
Вот с этих пор, с 1721 года, начали заселять наш край и добывать уголь. здесь на репродукции показана первая шахта. для добычи угля использовали надлежащие инструменты: кайло, им откалывали уголь; этим фонарем светили под землей, керосинка, запомнили - Петр1, кайло, фонарь керосинка (повторите новые слова, (дети повторяют).
Пройдемте к следующему экспонату-это разновидность угля - обратите внимание существуют каменный уголь и древесный. Вопрос, кто знает, где применяют уголь (дети отвечают,печь топят, шашлыки). Молодцы, вот что я вам еще расскажу.
Каменный уголь действительно применяют при топке в котельных установках, в печах частного сектора, в мартенах на металлургических заводах. а вот древесный уголь, это очень интересно. не только при готовке шашлыков: производят бытовую химию, в косметической промышленности, в медицине (дети рассматривают выложенные экспонаты).
Сейчас предложу вам рассмотреть карту Кемеровской области, где добывают уголь, в каких городах и какой, (показывает города, отмеченные на карте с черными квадратиками : Новокузнецк, Ленинск-Кузнецк.).
У нас уголь добывают 2-мя способами, открытым и подземным. Сейчас рассмотрим открытую добычу угля на макете. Сначало, убирают деревья, снимают землю и вывозят, остается уголь. Сюда привозят на машине экскаватор. Он набирает ковшом уголь, загружает в большегрузные машины, которые называются (ребята,как называются эти машины?---дети отвечают--- правильно, белазы) и увозят по назначению. на заводы и на котельные.
Воспитатель: скажите, дети, как называются люди, которые добывают уголь под землей (дети отвечают, правильно, шахтеры. Об работе шахтера : с чего начинается смена, какое оборудование используют при работе под землей, для добычи угля, расскажет гость нашего музея (рассказывает приглашенный шахтер, папа воспитанника, используя макет подземной разработки.
Сейчас, ребята с вами мы посмотрим слайды, для закрепления темы и видеоролик о работе в забое, (рассаживаемся на стульчиках).
Воспитатель: ребята, за такой тяжелый и важный для народа и страны труд награждают медалями, орденами, хорошо оплачивают, выпускают про них газеты, пишут о труде и шахтерах книги, стихи, слагают песни, (показывает педагог экспонаты). В честь таких сильных и мужественных людей создают памятники (показывает на картинке). Последнее воскресенье августа отмечают праздник "день Шахтера!" и запускают салют.
Ну вот ребята, повернулись вокруг себя (дети выполняют просьбу, мы вернулись с вами в группу из музея "Шахтерской славы".
Что ж, ребята, экскурсия по музею закончилась. давайте с вами закрепим новые слова, которые вы услышали: что нужно шахтеру с собой в шахту, как называются машины, добывающие уголь, как и чем отмечают шахтерский труд? (дети отвечают на поставленные вопросы).
спасибо, занятие окончено.