Алёна Хартаганова
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Опытное исследование свойств воды» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема: «Опытное исследование свойств воды»
Программное содержание:
Область Познание : Учить детей самостоятельно делать выводы о свойствах воды на основании собственного опыта на постановке эксперимента; обобщить знания детей о значении воды в жизни человека; формировать опыт участливого и бережного отношения к воде.
Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром „Опытное исследование свойств воды“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Область Коммуникация: Умение работать в группе, обсуждать план проведения опытов, развивать навык проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы, высказывать предположения, мнения.
Область Социализация: Развивать интерес и познавательную активность в процессе экспериментирования со сверстниками.
Оборудование: ТСО магнитофон, аудиозапись журчание воды, столы с оборудованием для проведения опытов, халаты, бейджики (по количеству детей, мультипроектор, слайды «Вода», видео «Берегите воду».
Предварительная работа: Проведение опытов, работа с учебником, проведение наблюдений, экскурсии.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Дети заходят в зал.
Педагог: Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, а куда вы узнаете, когда послушаете мою загадку — прослушивание аудиозаписи «Журчание воды» - Что вы услышали? Как догадались? Да, мы отправимся в гости к Чудеснице — воде.
Педагог: А что означает слово «Чудесница?» От какого слова образовано слово «Чудесница»? Почему воду можно так назвать? Каким ещё словом можно назвать воду? (Волшебница).
Педагог:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит,
Без неё вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить. (Н. Рыжова).
Педагог: Ребята, а вы сегодня видели воду?
Дети: Да
Педагог: Выберите картинки, которые подтверждают, что вы сегодня пользовались водой.
Вывод: С водой вы все знакомы.
2. Основная часть. А хотите узнать о чудесных превращениях воды? Скажите, откуда мы можем добыть знания о воде?
Дети: Из книг, в компьютере, спросить у взрослых.
Педагог: Ну что, мы с вами этим и займемся. Работать будем группами. Каждая группа должна узнать как можно больше о воде. У каждой группы разные источники познания.
Первая группа, выберите карточку (изображены люди). Кто на ней изображены?
Дети: Люди
Педагог: Посмотрите внимательно вокруг и скажите, у кого вы сможете спросить о воде?
Дети: У воспитателя, у гостей.
Педагог: Вторая группа выберите для себя карточку. Что на ней изображено?
Дети: Компьютер.
Педагог: Посмотрите на свои столы. У вас у всех на столе стоят песочные часы. У вас будет ровно 3 минуты, именно столько будет сыпать песочек. Всё это время вы будете работать самостоятельно. После того как время истечёт, я прошу вас подойти ко мне. Приступайте. (воспитатель в течение заданного времени подходит к разным столам, помогает детям).
Педагог: Ребята, время истекло. Прошу вас подойти ко мне.
Педагог обращается к ребятам каждой группы : что нового вы узнали о воде? (обобщение знаний каждой группы, похвала).
Вывод: Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. Много воды в живых организмах — в каждом растении, в каждом животном. Все они не могут жить без воды, так же как и мы с вами.
Педагог: Вот видите, ребята, как много нового вы узнали о воде. Мне очень приятно отметить, что вы самостоятельно смогли добыть эти знания. А для того, чтобы пополнить ваши знания я предлагаю вам поработать с нашей волшебной доской.
Презентация «Вода».
Массаж спины «Дождь».
Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют указанные ниже движения.
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам. (Хлопают ладонями по спине)
Гром! Гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек. (Покалачивают кулачком)
Град!Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят. (Постукивают пальчиками)
Только мой братишка в луже
ловит рыбу нам на ужин. (Поглаживают спину ладошками)
Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж ещё раз.
Педагог: Ребята, Маша и Миша приглашают вас в свою лабораторию. Я предлагаю вам на время стать учеными, чтобы узнать некоторые свойства воды.
Педагог: Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Давайте разделимся на группы по 2-3 человека. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за столы, надевают халатики).
Педагог: Мы с вами проведем несколько опытов и узнаем, какими свойствами обладает вода. Но для того, чтобы у нас все получилось, вы должны соблюдать следующие правила: не шуметь — этим вы мешаете другим, аккуратно обращаться с посудой, посуда может упасть и разбиться, осколками можно порезаться, слушать воспитателя, внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
ОПЫТ №1 «Вода — жидкость, может течь».
Педагог: ребята, посмотрите, перед вами стоит 2 стаканчика, один с водой, второй пустой. Вам нужно из одного стаканчика перелить в другой аккуратно, чтобы не разлить. Вода льётся?
Дети: Да
Педагог: Почему?
Дети: Потому что она жидкая.
Педагог: Молодцы! Совершенно верно, если бы она не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Вода — это жидкость, которая может течь.
А чтобы лучше запомнить я предлагаю вам подумать и нарисовать на доске символ, обозначающий это свойство воды. (Дети рисуют на доске соответствующий значок).
ОПЫТ №2 «Вода прозрачная»
Посмотрите, ребята, перед вами стоят по 2 стаканчика: 1 — с водой, 2 — с молоком. Давайте опустим в оба стакана маленькие ложки. В каких стаканах ложки видны? (Где налита вода). Почему? (Вода просвечивает).
Педагог: Какой вывод мы сможем сделать?
Дети: Вода прозрачная, а молоко нет. (Дети рисуют на доске соответствующий символ, обозначающий это свойство воды).
ОПЫТ №3 «Вода окрашивается».
А для того, чтобы провести следующий опыт, нам нужно побыть волшебниками. Хотите побыть волшебниками и сотворить чудо?
Дети: Да.
Педагог: Тогда пройдемте к столу, где стоят баночки с прозрачной водой, закрытые крышкой и лежат салфетки. Сейчас давайте накроем свои баночки платочками и произнесем волшебные слова «., чудо появись! Давайте все откроем платочки. (у всех вода окрасилась, далее педагог показывает и объясняет, почему вода окрасилась: на крышке каждой банки была краска).
Вывод: Вода окрашивается. (Дети рисуют на доске соответствующий символ, обозначающий это свойство воды).
ОПЫТ № 4 «Лёд — твёрдая вода»
Педагог: Какой лёд — тёплый или холодный? Из чего образовался лёд?
Дети: Из воды.
Педагог: А если взять лёд в руку, что с ним произойдёт?
Дети: Он начнёт таять.
Педагог: Почему?
Дети: Потому,что рука тёплая, а лёд холодный.
Вывод: Лёд — тоже вода. (Дети рисуют на доске соответствующий символ, обозначающий это свойство воды).
Педагог: ребята, а вода, может быть ещё в виде пара, но об этом мы узнаем в следующий раз.
Что сегодня узнали благодаря опытам?
Закрепление всех выводов (дети делают самостоятельно, опираясь на символ) : вода — это жидкость, которая может течь, она прозрачная, может окраситься, превратиться в лёд.
3. Заключительная часть.
Педагог: Сейчас я предлагаю посмотреть видеофильм «Берегите воду!», ведь без воды невозможно жить на Земле, поэтому воду надо беречь и охранят.
Просмотр видео фильма «Берегите воду»
Педагог: Потрудились вы с вами на славу, много интересного узнали. Я скажу вам ещё одну интересную новость. У Воды, ребята, так же как у нас с вами есть день рождения. Может быть кто-то назовёт этот день? День рождения Воды — 22 марта. Люди всех стран празднуют этот день. В этот день все, кто любит и ценит природу, выходят на берега рек, очищают русла ручьёв и рек, убирают мусор, спасают попавших в беду обителей водоёмов. Ведь, к сожалению, своей деятельностью человек очень сильно загрязняет воду. Разрушает естественную среду обитания рыб, животных и растений. 22 марта — День — напоминание о том, что Вода — это Чудо природы, без которого не будет жизни на Земле, а, значит, её нужно беречь.
Дома я вас попрошу нарисовать рисунки о том что нового сегодня вы узнали о воде.
Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо вам.