Елена Горобцова
Открытое занятие по картине В. М. Васнецова «Иван Царевич и Серый Волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по картине «Иван-Царевич и серый волк»
Цель:
- Формировать у детей умение «читать» картину
Задачи:
- Развивать коммуникативно-речевые умения: умение понимать основную мысль и выражать свои чувства от восприятия картины
- Прививать детям любовь к русской культуре и к сказочной живописи В. М. Васнецова.
Предварительная работа: беседа о художнике В. М. Васнецове и его картинах, о том, где хранятся картины. Чтение сказки «Иван –Царевич и серый волк»
Оборудование: иллюстрации картин В. Васнецова «Снегурочка», «Три богатыря», «Аленушка», «Иван –Царевич», Ковер –самолет»
Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель: - Сегодня в нашем саду открылась выставка картин художника Виктора Васнецова. Предлагаю вам ее посетить.
Чтобы нам посетить нашу выставку нужно приобрести билеты у нашего билетера.
Приглашаем и наших гостей, но билет они могут приобрести, если ответят правильно на вопросы:
- Где находятся знаменитые картины?
- Кто пишет картины?
- Кто такой Васнецов?
- Что может быть изображено на портрете?
- Что такое палитра?
- Что такое пейзаж?
Воспитатель: - Ребята, какие из его картин вы уже знаете?
Дети: «Аленушка», «Три богатыря»
Воспитатель: Хорошо. Предлагаю вам рассмотрим еще одну картину, а какую, вы узнаете, отгадав загадки.
Слушайте внимательно.
1. Он бывает страшный,
Он бывает злой,
Но царевичу помог он
Справиться с бедой.
Он в зайчатах знает толк.
Кто же это? (Серый волк).
2. Мчится он на сером волке,
Обгоняя птиц полет.
Не король, не королевич,
Его зовут … (Иван-царевич).
Воспитатель - Ребята, вы правильно отгадали загадки.
Догадались, о какой картине пойдет речь?
Дети: Иван-Царевич на Сером Волке.
2. Основная часть
Воспитатель: - Какой эпизод из сказки запечатлел художник на картине?
Дети- На картине запечатлён эпизод бегства Ивана-царевича с Еленой Прекрасной.
Воспитатель - Кого вы видите в центре картины?
Дети: - в центре картины всадники на волке: Иван-царевич и Елена Прекрасная.
Воспитатель:- Посмотрите на волка. С первого взгляда, какой он вам показался?
Дети: агрессивный, хищный и злой.
Воспитатель: Давайте посмотрим, так ли это. Язык у волка высунут, ему наверное очень тяжело. А почему ему тяжело?
Дети: он везет двух наездников: царевича и царевну.
Воспитатель. Обратите внимание, какие у него глаза: злые, тревожные или усталые?
Дети: тревожные и усталые
Воспитатель: конечно. Если хорошо рассмотреть волка, то можно увидеть, что во всем его облике нет ничего страшного. Волк испытывает не чувство злости, в чувство тревоги и усталости. Ребята, почему он испытывает эти чувства?
Дети: переживает за свою ношу на спине.
Воспитатель:. А еще ребята, ему нужно перепрыгнуть болото. Посмотрите на картину и определите, по каким фрагментам картины видно, что волк совершает прыжок?
Давайте вместе это проверим:
-уши волка прижаты к голове.
- передние лапы зависли в воздухе
- у царевича меч отлетел назад
- у царевны развиваются волосы
Молодцы ребята.
Воспитатель: - А теперь давайте посмотрим на Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Оба молоды и прекрасны. Царевна ни жива, ни мертва от страха. Да и Иван-Царевич беспокоится, по сторонам озирается., боится, что их догонят. Обратите внимание на одежду героев. рассмотрим одежду Ивана-Царевича: какие части одежды украшены узорами из жемчуга?
Дети: шапка, рукава, рукавица, кафтан.
Воспитатель: молодцы! Обращаем внимание на царевну: какая красивая на ней одежда! Вся расшита камнями! Какая часть одежды расшита?
Дети: шапка, пояс, туфли, рукава.
Воспитатель: -Что мы видим на заднем плане картины?
Дети: Лес
Воспитатель:- Какой лес?
Дети: темный, густой, непроходимый, страшный.
Воспитатель: - Почему художник написал героев на фоне густого дремучего леса?
Воспитатель: Вот этим самым художник нам подсказывает, своим темным лесом. Какие трудности их окружают.
-Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите, какое время суток изображено?
Дети: Утро.
В: А как вы узнали?
Д: небо розовое.
В: где оно розовое?
Д: между деревьями.
В: ребята, посмотрите и скажите, время года какое на картине?
Д: весна.
В:Почему ты думаешь что весна?
В: А что цветет:
Воспитатель - Что вы видите на переднем плане картины?
Дети: На переднем плане картины изображены болото с кувшинками, старая кривая яблоня с цветущей веткой.
Воспитатель: В правой части картины красиво цветет яблоня. Красивая, нежная, молодая Художник не просто так изобразил ее молодой рядом со старыми и страшными деревьями. Яблонька является символом добра и надежды для наших героев.
Рефлексия:
Воспитатель - Чем заканчивается всегда русская народная сказка?
Дети: победой добра над злом
Воспитатель; - А как бы вы хотели помочь героям этой картины?
Воспитатель: -Вот и подошла к концу наша экскурсия на выставку Мы еще не раз будем знакомиться с картинами Васнецова.
А сейчас я хотела бы вас попросить, чтобы вы нарисовали героев картины «Иван- царевич на Сером волке» так, как видите их вы.