Физия Ахтямова
Открытое занятие по фольклору. «Посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Фольклорный праздник. «Посиделки».
Цель. Приобщать детей к русскому народному творчеству, к русским народным играм.
Задачи.
Воспитательные:
-воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству;
-воспитывать интерес к народному быту.
Обучающие.
-совершенствование образной речи;
-активизация употребления в разговорной речи пословиц, поговорок;
-обогащение словаря названиями предметов быта.
Развивающие:
Публикация «Открытое занятие по фольклору, „Посиделки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Открытые занятия. Конспекты
- Посиделки
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
-развитие эстетической и эмоциональной стороны речи;
-развитие творческих способностей, воображения, внимания, памяти.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок и произведений малого фольклора, роспись русского народного костюма, игры – драматизации по мотивам русских народных сказок, создание мнемотаблиц по русским народным сказкам, организация подвижных русских народных игр, слушание русских народных песен и сказок в грамзаписи.
Словарная работа: разъяснение смысла слов – хоровод, посиделки, фольклор, лапти
Материал: русские народные костюмы для детей, костюмы и декорация для драматизации русской народной сказки «Волк и семеро козля», мнемотаблицы к русским народным сказкам, слайдовая презентация «Народная мудрость».
Основная образовательная область – познание.
Интегрируемые образовательные области –
Ход НОД
Дети заходят в зал под русскую народную музыку и становятся полукругом перед экраном.
Воспитатель: Добрый день гости дорогие. Мы рады вас приветствовать на нашЕм мероприятии.
Давным – давно из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки.. все это придумал народ и называется это – «Фольклор» - народная мудрость. В старину, темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и конечно же работали: пряли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
1 ребенок. На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались на посиделки
Без общенья жизни нет.
2 ребенок. Быт людей отмечен веком
Поменялся странный мир;
Нынче все мы – по «сусекам»
Личных дел или квартир.
3 ребенок. Наш досуг порою мелок
И чего там говорить
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить.
4 ребенок. Отдых – это не безделки
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки!
Для друзей и для гостей!
Я приглашаю вас в русскую горницу, «Хорошему гостью хозяин рад». В нашу горницу зайдут те, кто вспомнит перевертыш или скороговорку любую. (Дети называют и проходят на стулья).
Воспитатель. Издавна русский народ славится своим трудолюбием. Об этом и в пословицах говорится. Сейчас наши красны девицы и добры молодцы покажут кто больше знает пословиц о труде. А вот кто из них первым назовет, мы выберем по считалочке. (По считалочке выбирают, чья команда первым назовет пословицу,
• Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
• Сделал дело, гуляй смело.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Рабочие руки не знают скуки.
• Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
• Семь раз отмерь, один раз отрежь.
• Делу время, потехе час.
• Труд человека кормит, а лень порти.
Воспитатель. Загадаю загадку,
Закину на грядку.
Моя загадка в год пойдет.
Калачом взойдет. Дуб дыроват, в дубу ядра говорят (Дом, изба). В нашей избе есть старенные предметы. Русские люди придумали про них загадки. Сейчас и мы вспомним эти загадк, одна команда загадывает, другая отгадывает. А кто начнет, как же мы определим. (По считало
*Кто в избе рогат? (Ухват).
*Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга,
*Сколько не мучь, не кипяти, белее не сделаешь. (Чугун).
*Стоит толстячок, блестящий бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар).
*В углу стоит, все лето спит, зимой есть запросит и собой согреет. (Печь)
*Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар).
*В лесу тук – тук,
В избе ляп-ляп,
В руках дзинь- дзинь,
На полу топ-топ. (Балалайка).
*Летели две сороки;
У них четыре хвоста. (Лапти).
*Три братца пошли купаться
Два купаются, третий на берегу валяется,
Искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра, коромысло).
Воспитатель. У кого там хмурый вид,
Снова музыка звучит,
Собирайся детвора,
Ждет вас русская игра (Звучит русская народная музыка. Дети встают в хоровод, для игры «Ручьи». Считалкой выбирают «ворота», 3-4 человека. Остальные игроки берутся за руки, образуя ручей. Все поют:
Как из под горы
К нам бегут ручьи.
Ручьи вы куда?
Закрывайте ворота! (Ворота закрываются. Те игроки, которые оказались внутри круга, становятся «воротами». После игры дети проходят на свои места,
Воспитатель. А ручьи все теку и текут. А возле ручья девчонки озорные к мальчишкам пристают, дразнятся. (Девочки говорят дразнилки по очереди)
*Ванюшка бедный
Нашел кувшин медный,
Пошел по водицу,
Нашел рукавицу!
*Мишка плишка – лебеда,
Не годится никуда,
Нос картошкой,
Глаза плошкой,
Рот до самых до ушей
Хоть завязочку пришей!
*Хоте Федя убить медведя,
А ему медведь «Федь, не сметь!»
*Сережка – карежка,
Соломенная ножка,
Нос крючком,
Хохол торчком!
*Алеша – белеша, стоит три гроша:
Шейка копейка, алтын голова,
По две денежки нога – вот и вся ему цена.
*Ехал Ваня из Казани, полтораста рублей сани.
Ваню сани не везут – только денежки берут.
Воспитатель. А наши добры молодцы без ответа не остаются. В ответ поют частушки – дразнилки. (Мальчики по очереди поют частушки).
*Рисовала Маша мишку, очень торопилася.
У медведя на носу картина получлася.
*За столом сидела Алла, за тарелкой задремала.
Буратино к ней подсел и компот и кашу съел.
*Даша любит наряжаться, да не любит умываться
Хоть и личиком красива, но плаксива и ленива.
*В синем небе ходят тучи, будет дождик или град.
Лена просится на ручки по дороге в детский сад.
*Вот рассеянная Клава – башмаки не разберет;
- Это левый или правый, может быть наоборот.
*Мы дечонки вам пропели, веселили от души.
Вы похлопайте девчонки, как частушки хороши.
Воспитатель. А теперь гости дорогие посидите, да умом пошевелите.
Начинаются сказки, катятся с гор салазки.
Бабушка на передке, едет с мешком в руке
Завязан мешок завязками
-Бабушка, развяжи, с чем мешок – то.
-Со сказками…
-Бабушка – расскажи!
-А это было голубчики, в старину.
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг – друга за крылышки хватали.
А я за ними на золотом коне скакала,
Да в мешок эти сказки собирала,
А вот какие сказки, вы узнаете, отгадав мои загадки.
*Вымолвил словечко
Покатмлась печка
Прямо из деревни
К царю до царевне
И за что не знаю
Повезло лентяю. (По щучьему веленью)
*Не лежалось на окошке –покатился по дорожке. (Колобок)
*Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль).
*Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).
*Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была
В доме том в конце концов
Стало множества жильцов. (Теремок).
(Дети отгадывают сказки по мнемотаблицам,
Воспитатель.
Летела сова – веселая голова,
Вот она летела,летела и села,
Да по сторонам посмотрела
И опять полетела…
Летела, летела и села
Да хвостиком повертела
Да по стронам посмотрела…
Это присказка, а сказка
Сказка дальше пойдет. К нам в гости пришли артисты бродящие, садитесь поудобнее, сказка начинается. (Драматизация сказки «Козлятушки и волк»).
По мотивам русской народной сказки и русских народных потешек.
Сказочница. Жила – была в лесной избушке Коза – хлопота, и было у нее семеро козлят. Каждый день уходила Коза в лес и козляткам говорила…
Коза. Козлятушки, дитятушки! Я в лес пойду. А вы никому дверь не открывайте, а то случиться вот что (поет)
Жил – был у бабушки серенький козлик
Вот так, вот так, серенький козлик!
Вздумалось козлику в лес погуляти.
Вот так, вот так, в лес погуляти.
Встретились козлику серые волки!
Вот так, вот так, серые волки.
Остались от козлика рожки да ножки,
Вот так, вот так рожки да ножки.
Сказочница. А козлятки ей в ответ…
Козлятки. Мы никому дверь открывать не будем.
Коза. Вернусь домой, постучу в дверь и запою…
(Песенная импровизация)
Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла
Молочка принесла.
Сказочница. Коза ушла в лес. Подслушал козу волк, подошел к дверям избушки и запел толстым голосом.
Волк. Козлятушки, дитятушки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла
Сказочница. Козлятки выслушали и говорят…
Козлята. Слышим, слышим! Не матушкин голосок.
Сказочница. Козлятки не открыли дверь Волку. Он так и ушел не с чем. Пришла Коза, постучала в дверь и запела свою песенку.
Коза.
Козлятушки, дитятушки,
Отмкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Сказочница. Козлятки открыли дверь. Коза их похвалила.
Коза. Умницы вы, деточки, что не открыли Волку, а то бы он вас съел.
Сказочница.
Ночь пришла, темноту принесла.
Замолк сверчок, не поет петушок.
Только серенький волчок, ходит ночью у ворот,
Хочет козлика забрать, мы не будем отдавать.
Коза. Засыпайте, козлятки! А я вам колыбельную спою.
(Песенная импровизация).
Я коза-хлопата.
День – деньской занята
Мне – травы нащипать,
Мне на речку бежать,
Мне козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал.
Чтобы лисонька лиса
Их с собой не унесла.
Сказочница. Уснули козлятки, а с ними и Коза – хлопота.
Воспитатель.
А теперь посмотрите на стол
На столе самовар стоит
И на вас глядит
Самовар то не простой,
Самовар то расписной,
Гостинцы берите, да к самовару подходите
Пейте чай из самовара с сушками, ватрушками,
С крендельками, плюшками,
С калачами, сухарями,
С пирогами русскими.
НРМДОУ «Детский сад «Ручеек»
Подготовил педагог
Ахтямова Ф. А.
п. Сингапай
2012-2013 уч. год.