Ольга Марченко
Открытое занятие кружка «Превращения»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Детский сад №196 «Подснежник» г. Новосибирск»
Открытое занятие кружка «Маленькие исследователи»
«Превращения»
Марченко О. Д.
2023 г.
Открытое занятие кружка «Маленькие исследователи»
«Превращения»
Цели: пробуждать у детей любопытство к изучению окружающего мира, развивать исследовательский тип мышления через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдение за физическими процессами.
Публикация «Открытое занятие кружка „Превращения“» размещена в разделах
Материал: игрушка мишка- почтальон, 3 яйца сырых, варёные яйца и миски для яиц на каждого ребёнка, кипяток, картинки (мороженое, сладкая вата, попкорн, мультфильм «Хлоп, хлоп, хлопает попкорн», видиокадры «Песня Лучика», пакет кукукрузы для попкорна, готовый попкорн.
Предварительная работа. Чтение сказки «Курочка ряба», опыты «Строение яйца», «Яйцо сырое и варёное», просмотр мультфильма «Фиксики. История вещей-яйцо», рассматривание иллюстраций из книги Л. Шёнберг «Крутые факты о яйцах».
Воспитатель. Сегодня мы вместе будем экспериментировать и совершать научные открытия. Что же мы сегодня будем исследовать! Наш почтальон Мишка принёс посылочку. Отгадайте загадку и узнаете, что принёс мишка.
Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
Как треснул наконец,
Так и выскочил жилец (яйцо)
Воспитатель открывает посылку. Там яйцо. Мы будем исследовать яйцо. Что в яйцах особенного?
Дети. Они могут разбиться, из них могут вылупляться цыплята, их можно сварить и съесть.
Я возьму яйцо из этой мисочки (сырое, разобью в неё (разбивает в прозрачную ёмкость). Вот эта прозрачная лужа -что это такое? Это белок.
Что-то он совсем не белый? Что надо сделать, чтобы увидеть привычное нам белое яйцо?
Дети: Его надо сначала пожарить или сварить и оно станет белым.
Берите ножики, разбиваем яйца в вашей миске.
Дети убеждаются, что у них варёное яйцо. Можно ли куриное яйцо превратить из твёрдого в жидкое? На нашем столе есть всё, чтобы ответить на вопрос : «Можно ли твёрдое яйцо превратить в жидкое?» Ребята, а вы помните, какой вопрос у нас возник.
Дети: Помним - Можно ли куриное яйцо превратить из твёрдого в жидкое?
Воспитатель. Если есть вопрос, значит можно проводить исследование.
Я предлагаю проверить это научным путем. А теперь посмотрим на ваши варёные яйца. Белок стал твёрдым. А внутри что? Разломите (желток). Покажите желток. Он какой? (круглый, твёрдый) по сравнению с моим желтком. Вы знаете, что нужно для того, чтобы приготовить яйцо?
Дети: его можно пожарить или сварить.
То есть нужна высокая температура. А как бы нам это проверить? У нас есть кипяток. Одно сырое яйцо заливаем холодной водой. Желток остался? Да. А белок? Дети: Белок тоже смешался с водой. Он прозрачный как вода, а сейчас разобьём другое яйцо и зальём кипятком. Повторять этот опыт нельзя. Вода очень горячая. Что происходит? Она становится белой. Желтка почти нет. То есть здесь он тоже спрятался в белок как и в варёном яйце. Давайте помешаем яйцо. Белок и желток густеют. Получается, мы сварили яйцо. Мы научным путём доказали, что всё дело в температуре. Она превращает яйцо из жидкого в твёрдое. Как нам сделать так,
чтобы оно превратилось снова в жидкое?
Воспитатель. Напоминаю, что нам надо найти способ сделать яйцо снова жидким.
Мне в голову пришла идея. Если нагревание сырое яйцо делает твёрдым, то может жидким его сможет сделать холод? Нам срочно надо провести ещё один эксперимент. Нам надо сильно остудить варёное яйцо. Давайте положим варёное яйцо в лёд, вдруг оно станет жидким? (вынесем на холод заранее или в холодильник). А давайте посмотрим, что случилось с яйцом в заморозке. А вдруг это твёрдое яйцо стало жидким. Достаём. Оно стало ещё твёрже. Но жидким оно не
стало.
А что, если варёное яйцо выжать как апельсин. Давайте попробуем. Берите мисочки и попробуйте сделать яичный сок. Крутите сильнее. Получается? Нет. Получилась каша. Этот способ не работает. Наша теория опять не подтвердилась.
Но как же так. Почему яйцо не превратилось в жидкое? В чем дело? Наверно яйцо устроено так, что превращаться оно может один раз.
Песня лучика Если узнать вы хотите получше,
Лучик будет ваш мудрый попутчик.
Вокруг оглянитесь и найдёте ответ
В природных явлениях спрятан секрет.
Всё в этом мире на что-то похоже,
Лучик покажет, вы узнаете тоже,
Дорога к открытиям стала возможной,
Теперь повнимательней, это несложно.
Воспитатель: Теперь я предлагаю встать всем в круг и немного отдохнуть.
Физкультминутка!
«Мы руками- «хлоп- хлоп»,
Мы ногами- «топ- топ»,
Мы плечами- «чик- чик»,
Мы глазами- «миг- миг»,
Раз туда, раз сюда
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два
Заниматься нам пора».
Воспитатель показывает три картинки: мороженое, сладкая вата и попкорн. Что из этих продуктов похоже на яйцо? Попкорн. А чем попкорн похож на варёное яйцо? Там кусочки, как у варёного яйца. Я знаю, что попкорн делают из кукурузы, но никогда не слышала, чтобы кукурузу делали из попкорна.
Дети смотрят как готовится попкорн. Мультфильм «Хлоп, хлоп, хлопает попкорн»
Под воздействием тепла кукуруза превращается в попкорн, а обратно кукурузой он может стать?
Дети. Нет.
Воспитатель. То есть варёное яйцо не может стать снова жидким, попкорн не может снова стать кукурузой.
Это необратимые изменения. Что такое необратимые изменения? Вы готовы дать ответ на наш вопрос?
Дети. Если с предметом что-то случилось, вернуть в прежнее состояние невозможно (разбитая чашка, сломанный телефон, смятая бумага)
Рассказ Лучика о необратимых изменениях. Отрывок мультфильма: примеры необратимых изменений.