Дарья
Открытое занятие для детей на тему «Масленица на Руси: обычаи и обряды»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор конспекта открытого занятия : Леонтьева Дарья Анатольевна, воспитатель ГБУ ЦССВ «Каховские ромашки» г. Москва
Конспект занятия
Тема: «Масленица на Руси : обычаи и обряды»
Цель: изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.
Задачи:
Публикация «Открытое занятие для детей на тему „Масленица на Руси: обычаи и обряды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2022
Обучающие: Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.
Развивающие: Прививать интерес к русской народной культуре. Дать представление детям о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства.
Воспитательные: Воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, окружающим людям, трепетное отношение к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.
Форма занятия : воспитательный час
Целевая аудитория: воспитанники от 10 до 15 лет
Оборудование и материалы: видеоролик с картинками на тему занятия, плакат для игры «Собери блин», материалы для изготовления поделки (ткань, нитки, синтепон, ножницы).
Продолжительность занятия : 45 минут
Ход занятия.
1. Вводная часть
Воспитатель: «Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину».
Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы собрались не отмечать праздник Масленица, а узнать, как его отмечали на Руси, познакомиться с традициями, обычаями, которые соблюдались при проведении этого праздника. А итогом нашего занятия будет изготовление поделки «Куклы Масленицы» – оберега для дома и семьи.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какая у нас была неделя с 28 февраля по 6 марта, и чем она отличалась от остальных?
Дети: Масленица, масленичная неделя.
Воспитатель: Правильно. А кто может нам всем рассказать, что это за праздник? Чем он такой особенный, что ему отводится целая неделя?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Масленица – один из самых больших и весёлых праздников на Руси. Он всегда сопровождался безудержным весельем и обильной едой. Праздник Масленицы связан как с языческими, так и с христианскими традициями. В языческие времена Масленица была связана с проводами зимы и встречей весны и сейчас второе название Масленицы – «Проводы зимы». Весна воспринималась как начало новой жизни. Тем более, что праздновалась она в день весеннего солнцеворота. С принятием христианства Масленица стала предварять Великий пост.
Ребята, а как вы думаете, почему именно блины были основным блюдом на Масленицу?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Румяные и круглолицые блины были символами солнца, которое вступало в свои владения. Древние славянские праздники всегда сопровождались разными обрядами.
Празднование Масленицы сопровождалось обрядами во имя урожая, гуляньями, играми, различными забавами. Продолжалась масленица неделю. Каждый день имел свой смысл, назначение и название.
Понедельник – «Встреча». В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Вторник – «Заигрыши». Закончился первый день, встретили мы Масленицу. Наступает второй день недели. А назывался этот день “Заигрыши” С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. Пришло время и нам поиграть, веселою игрою Масленицу потешить.
Ребё нок рассказывает стихотворение:
«Собирайся, народ,
Неделя "сырная" идет!
Наступает день второй,
Весь наполненный игрой!
День потех и угощений,
Смеха, песен и веселья!
Подходи, торопись,
Вместе с нами веселись!»
Среда называлась «Лакомка». Всех угощали блинами: родных, близких, соседей. Чем обильнее угощение, тем лучше. Верили, что щедрость помогает весеннему пробуждению природы. Для выпечки блинов много секретов надо узнать. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда выходил месяц.
Ребё нок рассказывает стихотворение:
«Нынче Лакомка у нас!
Угощенье это раз!
Объеденье это два!
Пляски прямо у стола!
Угощаемся блинами,
Заедаем пирогом!
Мы ни крошки не оставим,
Посидевши за столом!»
Физминутка. Звучит песня «Течёт ручей». Дети играют в ручеёк.
Четверг – «Разгул, перелом, широкий четверг». В четверг заканчивалась «узкая» Масленица и начиналась «широкая». Именно с этого дня начиналось всеобщее празднование Масленицы. Все жители сёл и деревень устраивали хороводы, балаганы, весёлые игры и пирушки. В этот же день проводились кулачные бои. Иногда для боя полагались специальные меховые рукавицы и толстые шапки, чтобы противники в пылу битвы не покалечили друг друга. Развлечения сопровождались озорными частушками и дразнилками.
Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Собери блин». А собрать вы сможете, вспомнив пословицы о Масленице.
На кусочках блина написано начало пословицы, на плакате окончание пословицы. Дети соединяют начало пословицы и ее окончание и в итоге получают блин, похожий на солнце.
• Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
• Не житьё, а Масленица.
• Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
• Масленица объедуха, деньгам приберуха.
• Блин не клин, живота не расколет.
• Без блина не Масленица.
• На горах покататься, в блинах поваляться.
• Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.
Пятница и суббота назывались – «Гостевые дни, посиделки». Посвящались хождению по родне, к родственникам на блины. В городах устраивали балы, маскарады, везде продавали чай, блины, сладости.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки.
1. Без него не обойтись,
Чтоб блины все удались,
Тесто, прежде чем месить,
Его нужно прикупить,
Сей продукт дает корова,
Он на солнышке блестит.
Улучшает вкус он блинный,
В холодильнике лежит.
Ответ: Масло
2. Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
Ответ: Масленица
3. Его любят все на свете,
Любят взрослые и дети,
Хоть с начинкою, хоть без,
Каждый хочет его съесть,
Круглый он хрустящий,
От маслица блестящий.
Ответ: Блин
4. Что за место вы скажите,
Как назвать его, друзья?
Будто в модном магазине,
Можно все купить всегда,
Есть прилавки и витрины,
Продавцы у них стоят,
Раз в году они выходят,
Сувениры продавать.
Ответ: Ярмарка
Воскресенье – Прощеный день, «Прощеное воскресенье». Наши предки просили друг у друга прощение за умышленные и случайные обиды и огорчения и в ответ слышали: «Бог простит». Эта традиция дошла и до нашего времени. В знак прощения друг другу обид по давней русской традиции нужно было троекратно поцеловаться.
Завершалась Масленичная неделя сжиганием чучела. Этим действием прогоняли тьму, зиму, смерть. Костер символизировал солнце, которое набирало силу и возрождало природу к жизни. Пепел развивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Катанье, песни, звуки гармоники, шум и гам в последний день продолжались до вечера.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю сделать вам небольшой сувенир на память об этом празднике «Куклы Масленицы».
Совместное изготовление поделки с детьми.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Масленица – праздник радостный, и важно, чтобы он был проведен в духе любви и добра. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Дети: Как отмечали Масленицу; как назывались праздничные дни; традиции и обычаи масленичной недели.
Воспитатель: Какие традиции соблюдались при проведении праздника Масленицы?
Дети: Поедание блинов; взятие снежного городка; катания на лошадях; кулачные бои; сжигание Масленицы.
Спасибо вам, ребята, за внимание и активное участие. Думаю, что вы сегодня узнали много нового об этом празднике.