Ольга Румянцева
Открытое занятие для детей младшего школьного возраста «Цветок семейного счастья»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального обслуживания населения
«Серпуховский районный социально - реабилитационный центр для
несовершеннолетних»
Открытое занятие для младших школьников
«Цветок семейного счастья»
Воспитатель отделения диагностики и социальной реабилитации
Румянцева Ольга Анатольевна.
Цель: Формировать у воспитанников представление о семье, ее значении в жизни человека
Задачи:
Публикация «Открытое занятие для детей младшего школьного возраста „Цветок семейного счастья“» размещена в разделах
- Открытые занятия. Конспекты
- Цветы. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Расширять представления детей о семье, родственных отношениях;
• Побуждать детей открыто, искренне выражать свои чувства;
• Воспитывать у детей чувство уважения к семье, предкам, чувство привязанности, любви, заботы к членам семьи.
Предварительная работа:
Занятия : «Что такое семья?»; «Моя родословная»; «Легенды моей семьи».
Оборудование:
Детали цветка с надписями :
Любовь
Уважение
Родство
Забота
Понимание
Здоровье
Традиции;
Технические средства: оборудование для демонстрации слайдов; свеча
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие взрослые и дети! Мы собрались сегодня все вместе, чтобы поговорить о самом дорогом, о самом главном, что есть у человека - о его семье. Если вдруг вам трудно, вас обидели, кто поможет вам, пожалеет, приласкает, поймет и утешит? Конечно же, ваши родные, близкие, вам люди - семья. Но в силу особых обстоятельств сегодня семьей для некоторых из вас стал наш «Центр», то место, где вы сейчас живете, и, следовательно, ваша семья, сейчас все мы, окружающие вас люди. Пройдет совсем немного времени и у вас появятся собственные семьи, счастливые семьи, и все мы в это верим!
Большинство из вас, присутствующих здесь живут в семьях.
- Считаете ли вы свою семью счастливой?
- Почему?
- Какой вы хотели бы видеть свою семью?
- «Счастливая семья», «семейное счастье» что по - вашему означают эти слова? (ответы детей)
Послушайте, что об этом думают наши воспитанники (видео ответы воспитанников).
Слайд 1
Семья это поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный, и причал.
Она даёт признанье и рожденье
Семья для всех начало всех начал.
Слайд 2
«Цветок семейного счастья»
«Цветок семейного счастья» - именно так звучит тема нашего сегодняшнего занятия. Счастливая семья похожа на красивый цветок, лепестки которого сейчас расскажут нам о том, какой она должна быть.
(Воспитатель прикрепляет к мольберту серединку цветка.)
Воспитатель: В счастливой семье все помогают друг другу, поддерживают и самое главное - любят друг друга.
- Как вы думаете, как можно выражать свою любовь к близким, родным вам людям? (ответы детей)
Свою любовь можно выразить не только хорошими делами и поступками, но и хорошими, ласковыми словами.
Сейчас мы зажжем свечу, огонек которой излучает тепло. Передавая свечу из рук в руки, будем называть теплые, добрые слова, которыми мы называем своих самых дорогих, любимых близких нам людей.
(Дети называют слова и передают свечу друг другу)
Любовь к близким это очень важно для семьи, поэтому первым лепестком нашего цветка семейного счастья будет лепесток – «любовь».
(Прикрепляется лепесток - «любовь»).
Воспитатель: Начало семьи уходит в далёкое прошлое. В нём – прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителям, а значит и вам. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас.
- Как вы думаете, о ком я сейчас говорю? (ответы детей)
Самые старшие и уважаемые члены семьи - это бабушки и дедушки. Они, так же как и ваши родители с нетерпением ждали вашего рождения, и любили вас еще не родившихся.
Послушайте отрывок из стихотворения В. Берестова, а прочтет его ….
Любили все вас без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Предложить воспитанникам рассказать о своих бабушках и дедушках. (рассказы воспитанников)
Настал и ваш черед – благодарностью за все это должно быть ваше уважение. Уважение к близким также как и любовь, очень важно для семьи, поэтому следующим лепестком нашего цветка семейного счастья будет лепесток – «уважение».
(Прикрепляется лепесток – «уважение»)
Воспитатель: У каждой семьи своя история, своя родословная, я думаю, что каждому человеку интересно и важно больше знать о своих предках: кем они были, чем занимались, как жили? На одном из предыдущих занятий мы именно об этом вели с вами разговор. Давайте попробуем вспомнить и ответить на следующие вопросы:
- Что такое семья?
- Кто такие родственники?
- Что обозначает слово родство?
- Что такое род?
- Кто такие предки?
- Что же такое родословная? (ответы детей)
Слайд 3
Семья – группа живущих вместе близких родственников.
Родственник – человек, который находится в родстве с кем-то.
Родство – связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого.
Слайд 4
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.
Предок – это древний предшественник по роду.
Родословная - это перечень поколений одного рода.
Воспитатель: Свою связь с предками и родными можно изобразить на рисунке.
- Как называется такой рисунок? (генеалогическое древо)
Слайд 5
Генеалогическое древо.
Воспитатель: «Не гоже быть Иванами, не помнящими своего родства» – гласит народное изречение. Каждый современный человек, будь он ребенок или взрослый должен знать своих предков, свою родословную, гордиться за свой род, который славен разными достижениями, а может быть и великими делами, это очень важно! Поэтому можно с уверенностью сказать, что следующий лепесток нашего цветка семейного счастья обозначает родство, связь разных поколений.
(Прикрепляется лепесток - «родство»).
Воспитатель: Свою любовь к близким, родным людям нужно и делами своими доказывать: помогать друг другу, заботиться друг о друге. У каждого члена дужной и счастливой семьи должны быть свои обязанности, хотя устройство семейной жизни многие считают уделом женщины. Давайте спросим об этом гостей:
- А вы как думаете устройство семейной жизни удел только женщины?
Воспитатель:
- Так какие же обязанности по дому должны выполнять члены семьи?
Ответить на этот вопрос я предлагаю, выполнив следующее
задание:
На листе бумаги перечислены семейные обязанности мамы и папы
Для выполнения задания приглашаются мальчик и девочка, которые должны из предложенных обязанностей выбрать те, которые на их взгляд выполняют папа и мама соответственно.
Во время выполнения письменного задания, всем остальным воспитанникам предлагается ответить на вопросы:
- Какие обязанности в семье у детей?
Воспитатель: А теперь пришло время выслушать мнение (… и, которые выполняли задание на листочках. (зачитываются обязанности папы и мамы, выслушиваются дополнения).
Слайд 6
Семейные обязанности
Обеспечивает семью материально (работает);
Ведет домашнее хозяйство:
• готовит еду
• моет посуду
• стирает бельё
• гладит белье
• убирает квартиру
• выносит мусор
• ходит за покупками
Слайд 7
Занимается воспитанием детей :
• Гуляет с детьми
• Играет с детьми
• Читает книги детям
• Водит детей в кружки и секции
• Помогает в подготовке домашнего задания
• Ходит на родительские собрания
Занимается мелким ремонтом квартиры и бытовой техники
Слайд 8
Трудится на дачном участке:
• перекапывание земли
• посадка цветочных и овощных культур
• полив грядок
• прополка грядок
• сбор урожая
Организация отдыха и досуга семьи:
• организация походов в кино, театр…
• организация отдыха на природе
- Могут ли дети выполнять какое-то дело, которое в их обязанности не входит?
А сейчас предлагаю вам поучаствовать в конкурсе.
Конкурс «Поможем маме»
Для участия в конкурсе приглашаются две тройки воспитанников. Один участник тройки – младший ребенок, двое других – старшие дети в семье.
Условие конкурса: Старшие дети должны как можно быстрее одеть малыша, тем самым помочь маме.
Воспитатель: Вот мы и выяснили, что в счастливой семье все заботятся друг о друге, помогают во всем, поэтому следующим лепестком цветка семейного счастья будет лепесток «забота»
(Прикрепляется лепесток - «забота»).
Воспитатель: Семья. Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья– это дом, это мама и папа, дедушка и бабушка, все мы окружающие вас, это любовь и уважение, труд и забота, радости и печали, праздники и будни. Сейчас я расскажу вам одну легенду.
«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – «ПОНИМАНИЕ»»
- Что по вашему означает слово «понимание»?
- Как объясните смысл слова «взаимопонимание»?
- Как вы думаете, почему именно так ответил старец?
(ответы детей)
– И действительно в семьях царит любовь и мир, когда есть взаимопонимание, поэтому пятый листок цветка семейного счастья «понимание»
(Прикрепляется лепесток «понимание»)
Перед вами цветок «Семейного счастья», уже сейчас он состоит из пяти лепестков: любовь, уважение, родство, забота, понимание…
- Как вы думаете, какой листок цветка семейного счастья будет следующим?
Воспитатель: Есть такая пословица «В здоровом теле - здоровый дух». Если человек здоров - он бодр, весел, радуется жизни и у него все ладится.
- Что необходимо делать, чтобы в семье все были здоровы? (ответы детей)
Слайд 9
Некоторые составляющие здорового образа жизни:
• Соблюдение режима дня – труда, отдыха, сна;
• Двигательная активность, включающая систематические занятия
доступными видами спорта;
• Рациональное питание.
• Отсутствие вредных привычек.
Счастливая семья – это здоровая семья! Мы должны заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье своих родных. Следующий лепесток цветка семейного счастья – лепесток «здоровье»
(Крепится лепесток - «здоровье»)
Воспитатель: Счастливой семью можно назвать не только тогда, когда члены ее любят, уважают, понимают друг друга, заботятся друг о друге, живут мирно, без ссор, ведут здоровый образ жизни, но и тогда, и это тоже главное, когда здесь хранят традиции и дорожат ими.
- Что такое семейные традиции?
- Кто же вас с этими традициями знакомит?
- Какие традиции сложились в ваших семьях?
- Какие традиции существуют у нас в «Центре»? (ответы детей)
Слайд 10
Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Слайд 11
Фотомонтаж о традициях, сложившихся в «Центре»
Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Вот и седьмой лепесток цветка семейного счастья – «традиции»
(Прикрепляется последний лепесток – «традиции»)
Слайд 12
«Цветок семейного счастья»
• Любовь
• Уважение
• Родство
• Забота
• Понимание
• Здоровье
• Традиции
Воспитатель: Расцвел наш красивый цветок - цветок «Семейного счастья». Берегите его. Оказывается, что семья счастлива тогда, когда она имеет много родственников, и все они любят, уважают, понимают друг друга, заботятся и помогают друг другу, следят за здоровьем, хранят семейные традиции,
– Семья – это надёжная крепость для каждого из нас, где всегда можно найти понимание, заботу, любовь.
Слайд 13
«Благослови господь семью – творения венец
Святая троица Земли – ребенок, мать, отец…
И человечество само не что-нибудь – СЕМЬЯ!»
А сейчас, дорогие дети и гости, по сложившейся в нашей семье традиции, мы будем с вами пить чай, я приглашаю всех за стол.