Арсентьева Наталия Викентьевна
Открытая НОД «Звуки [К] и [К’]. Буква К» (по сказке «Гуси-лебеди»)
▼ Скачать + Заказать документы
«Звуки К и Кь. Буква К»
(по сказке «Гуси – лебеди»)
Коррекционно-образовательные задачи:
- Учить и закреплять навыки правильного произношения звука в словах, выделять
его из ряда слов;
- Дифференцировать звуки К и Кь;
- Делить слова на слоги;
- Определять местоположение звуков в слове;
- Закреплять умение проводить звуко-буквенный анализ слов типа «домик»;
- Знакомить с буквой К;
- Закрепить навыки слогового чтения.
Публикация «Открытая НОД „Звуки [К] и [К’], Буква К“ (по сказке „Гуси-лебеди“)» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Коррекционно-развивающие задачи:
-Развивать связную речь, мышление, память, слуховое внимание;
- Развивать фонематическое восприятие.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей желание помочь кому-либо, а также чувство коллективизма.
Словарная работа:
Сапоги-скороходы, звуковая цепочка.
Оборудование: Загадки со звуком К, предметные картинки на звук К и Кь, «телевизор» для артикуляционной гимнастики, игрушечный телефон, «печка», «пирожки» с картинками со звуком К, подносики, «яблоки» с картинками со звуком К, 3 корзиночки, палочки с ленточками, «речка» (голубая ткань, полоски из пяти клеток, фишки для звукового анализа, «домик» (фанерный, мальчик-кукла.
Методические приемы:
- Артикуляционная гимнастика;
- Загадывание загадок:
- И/У «Кто где живет»
- Игровая мотивация «В гостях у сказки»;
- Д/И «Поймай звук»;
- Физкультминутка;
- Д/И «Разложи пирожки» (по количеству слогов);
- Д/И «Собери яблоки» (местоположение звуков в слове);
- Д/И «Звуковая цепочка»;
- Музыкальная композиция;
- Звуковой анализ слова;
- Чтение слогов.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Дети, вы любите смотреть телевизор? Давайте включим его и посмотрим, какие там идут передачи? Гимнастика для языка. И мы заодно с вами его повторим (выполняют артикуляционную гимнастику).
2. Сообщение темы.
Логопед: Я хочу загадать вам загадки:
- Впереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, а на ней щетинка. (Поросенок)
Какой последний звук в ответе? (К).
- С бородкой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица. (Козел)
Какой первый звук в ответе? (К).
- Часто умывается, а водой не знается? (Кот). Какой первый звук в ответе? (К).
- Ходят вперевалочку, плавают, ныряют, на дне пруда корм себе добывают. (Утки).
Какой звук вы услышали в ответе, К или Кь? (Кь).
3. Характеристика звуков К и Кь. Обозначение цветными символами.
Логопед: Одинаково ли звучат звуки К и Кь? Что вы можете сказать о звуке К?
Какой он? (Согласный, твердый, глухой). Каким цветом мы его отметим? (Синим)
Этот звук будет «жить» в синем замке. Отличается ли звук К от звука Кь? Как вы
охарактеризуете звук Кь? (Согласный, мягкий, глухой). Каким цветом мы его
отметим? (Зеленым). Этот звук будет «жить» в зеленом замке.
4. Развитие фонематического восприятия.
Д/И «Поймай звук».
Логопед: Я буду произносить название домашних животных. А вы внимательно
слушаете и хлопаете в ладоши, если в названиях услышите звук К или Кь :
индюк, гусь, верблюжонок, лошадь, кошка, овца, корова, свинья, осел, утки, козел.
5. Игровая мотивация.
Зазвенел телефон. Логопед слушает, потом говорит детям: «Гуси-лебеди унесли
Ваню и Маша просит помочь найти ей брата. Поможем Маше? А вы не боитесь?
Ведь нам нужно попасть в сказку, где нас будут ожидать разные трудности. А в
какую сказку мы должны с вами отправиться? («Гуси-лебеди»). Правильно. Чтобы
быстрее попасть в сказку, наденем сапоги скороходы. Что это за сапоги? (от слова
скоро ходить). Значит быстрые, скорые. Ну что ж, надеваем сапоги, включаем и
помчались.
Дети берутся за руки и идут по кругу приговаривая:
Мы пойдем сначала вправо – раз, два, три,
А потом пойдем налево – раз, два, три,
А потом мы соберемся – раз, два, три,
А потом мы разойдемся – раз, два, три,
А потом в ладоши хлопнем – раз, два, три,
А потом ногами топнем – раз, два, три,
А потом мы повернемся – раз, два, три,
И друг другу улыбнемся – раз, два, три.
Вот мы и прибыли в сказку. Выключаем сапоги – скороходы.
Логопед: Посмотрите, печка стоит. Давайте спросим, не видела ли она Ваню: «Печка, печка, подскажи, пожалуйста, не видела ли ты куда гуси – лебеди Ваню унесли?»
Печка: (фонограмма) Я вам скажу, если вы разложите пирожки в подносы по
количеству слогов. (Д/И «Разложи пирожки»)
Дети раскладывают пирожки, где приклеены картинки со звуками К и Кь.
Печка: Спасибо за помощь, идите дальше по змеиной тропе, увидите яблоню. Она
вам дальше подскажет дорогу.
Дети двигаются змейкой до яблони.
Логопед: Яблоня, яблоня, не видела ли ты куда гуси-лебеди унесли Ваню?
Яблоня: (Фонограмма). Ох, тяжко мне, ребята, яблочки созрели, налились.
Помогите убрать урожай, разложите в корзины.
Логопед: Ребята, не просто так разложить, а мы должны определить, какое яблоко
где должно лежать, по местоположению звуков в слове. (Д\И «Собери яблоки»).
Яблоня: Спасибо, дети, вы помогли мне, а путь дальше вам укажут ручейки.
Дети берут ленточки в руки: Музыкально-ритмическая композиция «Улыбка» Шаинского
После окончания композиции дети кладут ленточки в «реку».
Логопед: Какая река стала полноводной, как же нам его перейти, где Ваню найти?
Река: (Фонограмма). Очень просто. Постройте мост из звуковой цепочки, а дальше
вы найдете подсказку. (Д/И «Звуковая цепочка»).
Дети переходят реку, выходят на поляну, где стоят пеньки. Каждый пенек с картинкой
(Дерево, облако, мак, иголка, коза). На них фишки для звукового анализа.
Логопед: Из первых звуков в словах вы должны составить новое слово и догадаться,
куда спрятали Ваню. (Домик).
Логопед: Ребята, теперь мы знаем, где искать Ваню, в домике. Но его мы не сможем
найти, пока не проведем звуковой анализ слова «домик».
Дети проводят звуковой анализ слова «домик».
Логопед: Дети, смотрите, домик появился. Это потому что вы все хорошо
справились с заданием. (На домике большая буква К и слоги : ка, ко, ку, ки, ак, ок,
ук, ик. Кто знает, что за буква на домике? (Ответы детей)
Два столба стояли рядом,
Первый вдруг переломился
И к другому прислонился. (Л. Леонов).
Как же нам открыть дверь? Давайте попробуем почитать эти слоги, может дверь
Откроется.
Дети читают. Дверь открывается. Логопед достает Ваню из домика.
Логопед: Давайте позвоним Маше, пусть она приходит за Ваней (звонит). А теперь
нам пора возвращаться в детский сад. Давайте обуем сапоги-скороходы и
отправимся в путь. (Возвращаются в детский сад).
6. Итог. Ну что, понравилось вам в сказке? Кто помогал вам в пути? Что было труднее всего? С каким звуком и буквой мы познакомились? Давайте вспомним
слова с этим звуком. Молодцы!
Литература:
1. Волосовец Т. В. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»
Москва, 2002 г.
2. Вавилкина Г. «Готовимся к обучению грамоте» (Из опыта работы логопеда)
Д/ В №2, 1999г.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», Москва, 2002г.
4. Матросова Т. А. «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного
Возраста с речевыми нарушениями», Москва, 2005г.
5. Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия» ООО «Изд. Гном и Д»
Москва, 2004г.