Макова Наталья
Отечественный и зарубежный опыт ознакомления с компьютерной техникой детей дошкольного возраста
В настоящее время существует много очагов компьютеризации в дошкольном образовании. Возникают все новые и новые направления компьютеризации, порождающие вопросы практиков, их стремление активно участвовать во внедрении НИТ в педагогический процесс.
Впервые в работе с дошкольниками компьютер был применен в США, в Массачусетском технологическом институте, в 1971 году. Группа под руководством Сеймура Пейперта разработала специальный язык программирования ЛОГО, предназначенный для маленьких детей. Позже, в 80-х годах, объем этих исследований значительно расширился.
Публикация «Отечественный и зарубежный опыт ознакомления с компьютерной техникой детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Профессор С. Пейперт, в своей книге «Детство по-новому: присутствие ЭВМ как эксперимент в психологии развития», предсказал всестороннее вторжение ЭВМ в мир ребенка, для которого она станет интеллектуальным орудием, применяемым малышом так же свободно, как перо и карандаш, но с большим разнообразием и воображением.
По данным К. Видерхольда (ФРГ, для многих стран (Австралия, Бельгия, Великобритания, Канада, Коста-Рика, Сингапур, США, Франция, Шотландия) характерно создание специальных государственных проектов введения компьютеров в начальные школы, которые объединяют и часть детей дошкольного возраста (5-7 лет).
В основном эти проекты предполагают оснащение всех начальных школ компьютерами, разработку специальных компьютерных программ для этого возраста, изучение возможностей и перспектив компьютеризации начального обучения и дошкольного воспитания. Например, в Канаде из 39 проектов компьютеризации и применения робототехники в образовании 28 относятся к начальной школе, 2 - к дошкольным учреждениям.
В США даже действовала программа «Дети и массовая культура». В результате анкетирования, проведенного в ее рамках, показано, что в получении знаний определяющее значение имеют игры, в том числе и компьютерные. В работе представлены результаты эксперимента, выявившего, как дети в детском саду воспринимают появление новой игрушки - персонального компьютера, и что хорошего или плохого может он дать. Главный вывод, который делают авторы: компьютеры могут принести пользу, если будут со знанием дела внедрены в практику детских садов.
Снабжены компьютерами большинство начальных школ США, Австралии, Новой Зеландии, Коста-Рики. В то же время в Швейцарии, Австрии, Ирландии, Израиле, Японии использование в начальных школах и детских садах компьютеров и проведение специальных исследований менее развито.
В нашей стране первые попытки применения компьютера в дошкольных учреждениях относятся к 80-м годам. Первый документально зафиксированный опыт применения компьютера в детском саду в нашей стране (1986) связан с детским садом № 37 г. Шяуляя (Литва). Здесь в подготовительных группах был оборудован компьютерный класс. Дети занимались два раза в неделю по 16-15 минут. Специально для дошкольников были разработаны учебные программы, направленные на закрепление и уточнение знаний по математике, и обучение грамоте. Немного раньше в 131-й школе г. Новосибирска компьютер применялся в подготовительных классах с целью обучения математике, грамоте, формирования элементов компьютерной грамотности. В 1987 году компьютер стали применять в детском саду «Золотой ключик» г. Солнечногорска Московской области.
В 1986 году обширный эксперимент был начат НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и другими исследовательскими группами при участии ЦНИИ «Электроника», а в последствии КНТЦ «Раменки», Ассоциации «Компьютер и детство» (КИД). Первые годы эксперимент проводился в Москве на базе отечественной техники (БК-0010 ДВК-2, соединенных в локальную сеть, позднее с использованием персональных компьютеров фирмы ШМ в детских садах Москвы и Нижнего Новгорода в рамках советско-американских проектов «Пилотная школа» и «Пилотный детский сад» (1990-1991) [11].
В результате проведения комплексных междисциплинарных исследований, в которых принимали участие видные ученые, специалисты в области психологии, дошкольной педагогики, физиологии, гигиены, эргономики, информатики, были получены данные, позволяющие уже со знанием дела, на серьезной научной основе рекомендовать использование уже около 200 компьютерных развивающих, обучающих, диагностических и организационно-обеспечивающих программ в работе детских садов и начальной школы.
Результаты исследований и практический опыт детских садов обсуждались на первом Всесоюзном семинаре «Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания» (Москва, 1989, а также на последующих семинарах в г. Сочи (1990) и в подмосковном Лесном городке (1992, что позволило в настоящее время перейти к широкому внедрению компьютеров в детских садах повсеместно в России и СНГ. Особенно широкое применение компьютеры нашли в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург (Петродворец, Сургут, Нижний Новгород и др.
В зависимости от цели применения компьютерных средств в деятельности детей дошкольного возраста в настоящее время за рубежом и в практике отечественных детских садов наметились три направления.
Первое предполагает изучение компьютера и его возможностей, формирование навыков программирования на доступном детям языке ЛОГО. Основа этого направления была заложена еще в 70-х годах Сеймуром Пейпертом (США). Второе направление - применение компьютера как средства обучения, основная цель которого - использование компьютерных программ при обучении чтению, письму, математике и другим предметам.
Третье направление - использование компьютера как средства познавательного развития ребенка. Оно разрабатывается Центром «Дошкольного детства» им. А. В. Запорожца (г. Москва) в рамках научно-исследовательского направления «Амплификация когнитивной основы развития личности дошкольника средствами игры, игрушки, новых информационных технологий».