Ольга Санина
Отчёт работы секции «Фитбол-гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Во время занятий в ДОУ не всегда можно удовлетворить все запросы детей. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость. Поэтому, можно сказать, что занятия по физическому воспитанию дошкольников в условиях кружковой работы хорошо вписываются в учебную и оздоровительную работу любой современной программы по развитию дошкольников, так как они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.
Темочки:
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
Мною на период 2018-2019 учебный год была разработана рабочая программа кружковой работы «Фитбол-гимнастики» и реализована с детьми средней «Б» группы, в количестве 20 человек. Данная группа была взята не случайно, так в ней было очень много часто болеющих детей и имеющих низкие показатели в физическом развитии.
Основной целью программы является воспитание интереса к занятиям физической культурой, приобщение детей к нормам здорового образа жизни.
Использование программы создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень навыков. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач:
Оздоровительные:
1. Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.
2. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
3. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям с помощью фитболов.
Образовательные: Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.
Воспитательные: Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.
Для организации работы по программе были созданы следующие условия:
приобретены фитбол-мячи.
разработаны конспекты занятий, совместной деятельности;
составлен график занятий и совместной деятельности;
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• Словесные – объяснения упражнений, указания, похвала, команда, рассказ, беседа, литературные (разучивание, проговаривание стихов, пропевание песен при выполнении движений.)
• Наглядные – показ, имитация, участие инструктора по физической культуре и воспитателя в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры.
• Практические – упражнения. Конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь.
• Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).
• Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
• Смена способов выполнения упражнений.
Кружковая работа по физическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста должна представлять собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.
Для этого разработан перспективный план для детей среднего дошкольного возраста, который направлен на сохранение и укрепление здоровья детей среднего дошкольного возраста, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.
В составлении рабочей программы кружка по фитбол-гимнастике, перспективного плана я опиралась на программу Е. Г. Сайкиной, С. В. Кузьминой - Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах», работу
С. В. Кузьминой «Комплексное воздействие упражнений фитбол – аэробики на развитие физических способностей детей», пособие А. А. Потапчук, Т. С. Овчинниковой «Двигательный игротреннинг для дошкольников».
На первом этапе своей работы определила необходимость поиска эффективных средств, методов и форм организации занятий. Определила средства и методы фитбол-гимнастики, положительно влияющие на развитие физических и музыкально-ритмических способностей.
Средства фитбол- гимнастики для детей:
• Гимнастические упражнения (Строевые, общеразвивающие и др.)
• Танцевальные упражнения (элементы ритмики).
• Профилактико-коррегирующие упражнения (упражнения, направленные на профилактику плоскостопия, нарушений осанки и др. заболеваний).
• Подвижные игры и эстафеты.
• Упражнения из других видов оздоровительной физической культуры.
Для того, чтобы решить задачу оздоровления необходимо провести тщательный анализ занимающейся группы детей. Поэтому провела комплексное обследование.
В программу комплексного обследования детей включены следующие разделы:
- оценка физической подготовленности;
- диагностика двигательной подготовленности;
Организация двигательной активности детей при организации кружковой работы строится по следующим направлениям:
• Содействие профилактике и коррекции различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и др.)
• Развитие двигательных способностей (силы, гибкости, координации движений, выносливости, быстроты, функции равновесия, вестибулярного аппарата и др.)
• Развитие музыкально-ритмических, танцевальных и творческих способностей.
Определила требования к проведению занятий фитбол-гимнастикой
Весь процесс обучения упражнениям я условно разделила на три этапа:
• Этап начального обучения упражнения;
• Этап углубленного разучивания упражнения:
• Этап закрепления и совершенствования упражнения.
На начальном этапе (3 месяца) сентябрь – ноябрь создается предварительное представление об упражнении. На этом этапе рассказываю, объясняю и показываю упражнение, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение.
Название упражнения создает его образ, поэтому стараюсь под ритм выполнения упражнения разучивать четверостишья, потешки. Показ должен быть ярким, выразительным и понятным, в зеркальном изображении. Правильный показ создает образ- модель будущего движения, формирует представление о нем и о способе его выполнения.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, что ребенок получил при просмотре, в дальнейшем, при проведении комплексов упражнений, краткая подсказка термина сразу же воссоздает образ движения.
Положительные эмоции при игровом методе обучения, похвала активизируют работу сердца и нервную систему ребенка. Нельзя вести занятие на фоне отрицательных эмоций.
На данном этапе даю детям представления о форме и физических свойствах фитбола, обучаю правильной посадке на мяче, знакомлю с правилами работы с большим мячом. Учу основным исходным положениям фитбол- гимнастики.
Для решения этих задач применяю упражнения:
- поглаживание, похлопывание, отбивание мяча на месте и с различными видами ходьбы и бега, с прокатыванием мяча по полу. С подбрасыванием и ловлей мяча. В работе использую стихи, потешки, простейшие музыкальные композиции «Облака», «Буратино», «Кошки- мышки»…
Этап углубленного разучивания упражнения - Декабрь – Февраль.
характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, совершенствованию ритма, свободного и слитного исполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения.
На данном этапе обучаю детей сидя на мяче самостоятельно проверять правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу). Упражняю в прыжках на месте с мячом в руках на одной и двух ногах, сидя на мяче. Обучаю свободному выполнению ритмичных упражнений на фитболах с ритмичным подпрыгиванием, не отрывая стоп от пола, более сложным упражнениям с исходными положениями: руки в упоре сзади, мяч между ног; руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче; сидя на полу, руки крепко охватывают мяч, голова прижата к мячу… Дети выполняют общеразвивающие упражнения в едином для всей группе темпе.
Этап закрепления и совершенствования – Март – Май.
характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка.
Здесь применяются все предыдущие методы, однако ведущую роль приобретают методы повторного и вариативного выполнения упражнений, а также соревновательный и игровой.
Совершенствуется качество, техника выполнения упражнений из различных исходных положений
Этап совершенствования упражнения или композиции можно считать завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение или композицию, можно применить в сочетании с другими, разученными ранее.
Занятия кружка провожу 1 раз в неделю – 4занятия в месяц.
План составляю помесячно, чтобы иметь возможность отработать основные упражнения, движения, композиции. Для создания наибольшего интереса к занятиям кружка подбираю игровой материал, песенные композиции, подвижные игры.
Все занятия составляю согласно педагогическим принципам.
Занятие по фитбол-гимнастике состоят из трех частей: подготовительная, основная и заключительная. Наличие этих частей и расположение их в этой последовательности обеспечивается биологическими закономерностями функционирования организма, определяющими его работоспособность и логикой развертывания учебно – воспитательного процесса в двигательной деятельности. Продолжительность занятия согласно САН Пин 2010 в средней группе – 20 мин.
Однако задачу формирования стойкого интереса к физическим упражнениям, привычку к здоровому образу жизни невозможно решить без участия родителей. Поэтому на протяжении всего года идет активное взаимодействие с родителями - консультации, рекомендации, показ музыкальной композиции на Дне открытых дверей.
В конце года проведено контрольное диагностирование детей.
По результатам итогового мониторинга показатели физического развития детей значительно возросли.
Физическое развитие детей Средней «Б» группы на 2018-2019 год.
Уровень
Развития Начало года Конец года
Выше нормы 3 ребёнка 16% 10 детей 50 %
Норма 12 детей 63 % 10 детей 50 %
Ниже нормы 4 ребёнка 21 % 0
Всего детей 19 детей 20 детей
Можно также отметить, что повысился уровень освоения программы «Фитбол-гимнастика на конец года.
Освоение программы «Фитбол-гимнастика» средней «Б» группой за 2018-2019 учебный год
Уровень Начало года Конец года
Низкий 12 детей (63%) 0
Средний 7 детей (37%) 13 детей (65%)
Высокий 0 7 детей (35%)
Обучение детей фитбол-гимнастике с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов привело к следующим результатам:
• происходит укрепление опорно-двигательного аппарата;
• совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы;
• развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;
• улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.
Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей.
Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
Таким образом, фитбол-гимнастика, являющаяся на данный момент инновационным направлением в физического воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.
Сведения о перспективах использования в массовой практике.
Данные материалы я широко использую в массовой практике : как фрагмент рядового физкультурного занятия – общеразвивающие упражнения на мячах, подвижные игры и эстафеты во водной, основной или заключительной части занятия; в самостоятельной деятельности детей – креативные игры и упражнения, подвижные игры; индивидуальной работе с детьми для профилактики и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата.