лиля александрова
Отчёт о творческой встрече с работником музея «Русская народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с социальными партнерами МО КДО Тороповского поселения по вопросам воспитания воспитанников (обучающихся)
Отчёт
Публикация «Отчёт о творческой встрече с работником музея „Русская народная кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
воспитателя младшей разновозрастной группы «Солнышко» Александровой Л. А. о творческой встрече с работником музея «Русская народная кукла» Людвиг Ириной Леонидовной
Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям.
В. Н. Сорока – Россинский
Наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «без духовность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Вопрос: «Как и какими методами воспитывать нравственность?»
Для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народным творчеством России. Это позволит им почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. Кукла известна с глубокой древности. Она не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. Поэтому для воспитания чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважения к родной культуре и своей земле я обратилась за помощью к традиционной народной игрушке.
Целью такой информационно – аналитической работы : познакомить детей с русской тряпичной куклой
Для реализации цели были поставлены задачи для меня:
1. Изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научиться работать с тканью при создании выразительных образов.
2. Найти и изучить материал, доступный для восприятия детям младшей группы.
3. Сформулировать тему для представителя музея для ознакомления детей с народной куклой.
4. На примере изготовленных кукол, дать понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа.
Задачи для детей:
1. Способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.
2. Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.
3. Воспитывать интерес к народно-прикладному творчеству и чувство уважения к обычаям нашего народа через народные традиции
Проблема:
Работу по данной теме я решила начать с подробного изучения собранной мной информации о народной кукле и запустить анкету для родителей. Проведённый анализ анкетирования на тему «Игрушки в жизни ребёнка» показал, что дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской кукле.
Актуальность:
В основе сюжетно-ролевых игр у детей лежат боевики и конкурсы красоты. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. И еще один момент. Учеными уже доказано, что громадные куклы, которыми «кишат» наши магазины и которые стоят больших денег, вредны для психики детей. Да и согласитесь, что может быть ближе и дороже вещи, сделанной своими руками. Я решила помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях. Но как этот процесс ознакомления сделать понятным, увлекательным и творческим?
Изучение:
Более глубокое изучение истории куклы с моим участием продолжилось в творческом кружке «Тряпичная кукла» Тороповского поселения. Работа проходила по составленному перспективному плану руководителя кружка Людвиг Ирины Леонидовны.
Так как музей посетить не можем, в целях безопасности для детей младшей группы. Решила пригласить представителя (работника Людвиг Ирину Леонидовну) музея в детский сад, который любезно дал согласие. Устно, обсудив условия встреч и задачи для продуктивного взаимодействия с детьми.
Принесённые и сделанные руками тряпичные сразу куклы заинтересовали детей, и каждый ребёнок проявлял себя в умении сравнивать куклу с тем или иным персонажем знакомых детских произведений (сказок, рассказов, стихов). Затем дети более подробно познакомились с:
Обереговыми куклами. Они обязательно делались безликими, считалось, что они защищали дом, семью, ребенка. Служили оберегам от зла. Обрядовых кукол почитали, их ставили в избе в красный угол, такие куклы делались обычно с белым лицом. Они имели ритуальное значение, их использовали во многих обрядах.
- «Кувадка» вывешивалась над колыбелью после крещения, оберегала ребёнка от злых духов.
«Пеленашка» оберегала от всего злого и была массажёром.
«Отдарок-на подарок» Когда–то, ответ на подарок был одним из самых важных обычаев. Такая кукла могла пригодиться для благодарности маме за первую одежду.
Игровые куклы «Закрутка», «Неразлучники», «Кубышка - травница», «Капустка»
После встречи было видно положительные результаты проделанной работы, когда дети с восторгом показывали и рассказывали своим родителям о той кукле, которую удалось им сделать. Они гордились тем, что могут рассказать мамам историю создания куклы. Катина мама, забирая дочь, спросила: «А почему у твоей куклы нет лица?» Девочка с гордостью ответила: «Мама ты, что куклам нельзя рисовать лицо. Раньше говорили если нарисовать лицо, то в куклу вселиться злой дух и сможет навредить семье».
Цель моей работы : На примере изготовленных кукол, дать понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа.
Результат моей работы :
1. Изучила народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научиться работать с тканью при создании выразительных образов.
2. Изучила методический материал, доступный для восприятия детям младшей группы.
3. Сформулировала тему для представителя музея для ознакомления детей с народной куклой.
Этой проделанной работой я довольна. При реализации поставленной цели получила положительный опыт, который смогла передать педагогам, и, несомненно, самим детям, которые проявили не поддельный интерес к таким видам творческих встреч с интересными людьми нашей «маленькой Родины – деревни Торопово»