Инна Быковская
Отчет воспитательно-образовательной работы в старшей разновозрастной группе за 2015–2016 учебный год
▼ Скачать +Заказ
МОБУ «ООШ с. Соловьёвка» СП «Детский сад»
Воспитатели : Быковская И. Т., Ганеева В. Л.
Состав группы на начало учебного года 24 человека : 13 мальчиков и 11 девочек; на конец года 18 человек: 8 мальчиков и 10 девочек.
В течении года работали по основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с требованиями ФГОС.
Публикация «Отчет воспитательно-образовательной работы в старшей разновозрастной группе за 2015–2016 учебный год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Старшая группа
- Темочки
Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Организуя деятельность детей, развивали у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Обучение предполагает занятие по подгруппам и имеет интегрированный характер. Назначение этих занятий состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка. Все эти задачи решаются совместно в тесном взаимодействии с семьей, все усилия направлены на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий.
Воспитательно - образовательная работа в группе строилась на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада.
Сравнительный анализ полученных в ходе ежегодного диагностического обследования результатов показал, что дети к концу года овладели определенными знаниями, умениями и навыками по основным образовательным областям:
«Социально-коммуникативное развитие»
В течении учебного года велась воспитательная и образовательная работа по социализации, развитию общения, нравственному и патриотическому воспитанию, развитию навыков самообслуживания, по развитию самостоятельности, развитию гигиенических навыков. Велась работа по формированию первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, воспитанию осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Дети умеют различать: в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар; правила проведения с незнакомыми людьми; правила дорожного движения и поведения на улице; сигналы светофора; специальный транспорт; правила поведения в общественном транспорте. Представления детей соответствуют программе. Проводилась систематическая работа для нравственного воспитания детей. Дети могут дружно играть и помогать друг другу при затруднениях, вежливо здороваются, прощаются, благодарят за помощь, осваивают знания и умения - адекватно ориентируются в доступном социальном окружении, используя навыки социального партнерства для личного гармоничного развития в социуме. Некоторую сложность в группе создавали поведение гиперактивных детей, мы постоянно проводили работу и в дальнейшем особое внимание будем уделять и учить детей жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами и соблюдать правила поведения в детском саду.
«Познавательное развитие»
При проведении занятий по ФЭМП и в процессе повседневного общения с детьми решались следующие задачи:
формирование представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы;
развитие умения определять равенство или неравенство частей множества;
развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности);
совершенствование умения сравнивать предметы по величине;
расширение представлений о геометрических фигурах;
развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.
По математике удалось достичь неплохих результатов. Дети умеют группировать предметы по форме, цвету, величине и выделять один предмет из группы. Находить в окружении предметы одинаковой формы. Понимают слова: впереди, сзади, вверху, внизу, над, под.
Считают до 10 (количественный, порядковый счет в пределах 10).. Соотносят цифру (0 – 9) и количество предметов. Узнают и называют геометрические фигуры, различают величины: длину (ширину, высоту). Научились определять временные отношения (день-ночь-месяц). Ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., пользуются знаковыми обозначениями.
При проведении занятий по ФЦКМ и в процессе повседневного общения с детьми создавались условия для:
ознакомления детей с окружающим социальным миром;
расширения кругозора детей;
формирования целостной картины мира;
формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве;
формирования представлений о социокультурных ценностях нашего народа;
формирования элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира;
ознакомления с природой и природными явлениями;
развития умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
формирования первичных представлений о природном многообразии планеты Земля;
формирование элементарных экологических представлений.
По познанию удалось достичь средних результатов. Дети знают название некоторых видов деревьев, цветущих травянистых растений, комнатных растений; представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений; правила поведения в природе и соблюдении их; устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями. Умеют выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей, знают герб, флаг, гимн России, называют главный город страны, имеют представление о родном крае, его достопримечательностях, имеют представление о школе, библиотеке.
«Речевое развитие»
Велась спланированная работа по развитию речи детей, по развитию навыков свободного общения с взрослыми и детьми, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;
развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм;
формированию словаря, воспитанию звуковой культуры речи.
Знакомили детей с художественной литературой. Воспитывали интерес и любовь к чтению. Воспитывали желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Уровень знаний, умений и навыков детей по разделу «Коммуникация» достиг неплохих результатов: умеют пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составляют по плану и образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке, набору картин, употребляют синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различают понятие звук, слог, слово. Находят слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
«Художественно - эстетическое развитие»
Работая в данном направлении ставили перед собой и решали следующие задачи:
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.
Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества.
Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.
Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
По итогам мониторинга выявлено, что уровень знаний, умений и навыков детей 5-6 лет по разделу «Художественное творчество» на конец учебного года находится на среднем уровне, у детей 6-7 лет на высоком уровне. Проделана большая работа по воспитанию эмоциональной отзывчивости при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства. Мы учили детей проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно прикладного искусства, игрушек; объектов и явлений природы, радоваться созданным ими работам. В своих работах дети используют различные цветовые гаммы для создания выразительных образов и замысловатых по содержанию сюжетов. Правильно пользуются карандашами, красками, с удовольствием используют нетрадиционные методы, приемы, формы рисования, создают сюжетные композиции из 2-3 и более изображений. Без особого затруднения делят пластилин на куски, рассчитывая количество деталей предполагаемой поделки и её размер. В аппликации научились создавать различные предметы, используя бумагу разной фактуры и способа вырезания и обрывания, создают сюжетные и декоративные композиции. В конструировании умеют соотносить конструкцию предмета с его назначением, создают различные конструкции одного и того же объекта, создают модели из пластмассового и деревянного конструкторов, лего конструктора по рисунку и словесной инструкции.
«Физическое развитие»
В течение года создавались условия для сохранения и укрепления здоровья детей, а также их физического развития. Проводилась систематическая планомерная работа.
Для укрепления здоровья детей в течение учебного года проводились регулярные физкультурные занятия в физкультурном зале 2 раза и на улице 1 раз в неделю, утренняя гимнастика.
После дневного сна проводили коррегирующую гимнастику с ходьбой по массажным коврикам.
Закаливание осуществлялось при помощи регулярных прогулок на улице, при принятии культурно – гигиенических процедур и ходьбе в облегчённой одежде в групповой комнате.
В группе регулярно осуществлялось сквозное и частичное проветривание.
В течение всего учебного года для профилактики ОРЗ дети принимали витамины «Аскорбиновая кислота», а также во время обеда принимали лук и чеснок.
Такие доступные методы и средства позволили снизить процент заболеваемости, повысить посещаемость детей нашей группы.
В работе с детьми использовали различные методы для достижения хороших результатов: наблюдение, беседы, сравнение, диагностическое обследование, самоанализ, индивидуальная работа с детьми. В конце года для определения результативности была проведена диагностика знаний по всем областям.
Здесь мы видим, что уровень развития детей в конце года выше, чем в начале года. По результатам мониторинга сделаны следующие выводы: необходимо больше работать по развитию речи, играть в словесные игры, развивать словарный запас детей.
Диагностика 6-7 лет
Образовательная область Начало года Конец года
1. Социализация В- 40%
С- 50%
Н- 10% В- 90%
С- 10%
Н-
2. Физическая культура В- 60%
С- 40%
Н- В- 100%
С-
Н-
3. Художественно-эстетическое развитие В-
С- 90%
Н- 10% В- 70%
С- 30%
Н-
4. Труд В- 50%
С- 50%
Н- В- 100%
С-
Н-
5. Чтение художественной литературы В- 20%
С- 40%
Н- 40% В- 100%
С-
Н-
6. Коммуникация В-
С- 60%
Н- 40% В- 60%
С- 40%
Н-
7. Художественное творчество В- 30%
С- 60%
Н- 10% В- 100%
С-
Н-
8. Познание (ФЭМП. конструктивная
деятельность) В-
С- 50%
Н- 50% В- 100%
С-
Н-
9. Безопасность В- 30%
С- 50%
Н- 20% В- 100%
С-
Н-
10. Здоровье В- 30%
С- 70%
Н- В- 100%
С-
Н-
11. Познание (Формирование целостной картины мира) В- 40%
С- 60%
Н- В- 100%
С-
Н-
Диагностика 5-6 лет
Образовательная область Начало года Конец года
2. Социализация В- 10%
С- 40 %
Н- 50% В- 40%
С- 50%
Н- 10%
3. Физическая культура В-
С- 60 %
Н- 40 % В- 10%
С- 80%
Н- 10%
4. Художественно-эстетическое развитие В- 20 %
С- 20 %
Н- 60% В- 40%
С- 40%
Н- 20%
5. Труд В- 50 %
С- 30%
Н- «20 % В- 70%
С- 30%
Н-
6. Чтение художественной литературы В-
С- 60 %
Н- 40% В- 100%
С-
Н-
7. Коммуникация В- 10%
С- 50%
Н- 40% В- 30%
С- 70%
Н-
8. Художественное творчество В - ---
С- 50%
Н- 50% В-10%
С- 60%
Н- 30%
9. Познание (ФЭМП. конструктивная
деятельность) В-
С- 50%
Н- 50% В- 20%
С- 70%
Н- 10%
10. Безопасность В- 20%
С- 40%
Н- 40% В- 30%
С- 60%
Н- 10%
10. Здоровье В- 20%
С- 60%
Н- 20% В- 100%
С-
Н-
12. Познание (Формирование целостной картины мира) В-30%
С- 10%
Н- 60% В-70%
С- 30%
Н-
Работа по региональному компоненту выполнялась по плану:
Тема: «Мой край»
Цель: привитие любви к родному краю, развитие личностной культуры ребенка.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.
2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.
3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.)
Совершали прогулки, экскурсии с детьми на природу - их роль в экологическом воспитании. Знакомили детей с лесом, прудом, озером, лугом, поляной, как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов. В уголке природы собрана коллекция плодов и семян, изготовлен гербарий. Выделены природные зоны, которые знакомят детей не только с животными разных материков, но и с обитателями родного леса. Все полученные знания дети закрепили через дидактические игры “В гости к лесу”, “С кем дружит ель”, “Кто живет в лесу”, “Правила поведения в лесу” и другие.
В соответствии с критериями оценки ответов выяснили уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы.
На протяжении всего учебного года велось тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Согласно плану, проводились родительские собрания, помещались статьи в родительский уголок. А также проведены выборы родительского комитета.
В течение года с родителями было проведено 3 родительских собрания на тему: «Организация жизни и воспитания детей 5-7 лет», «Игра как важнейшее средство воспитательно -образовательной работы с детьми в саду и семье», «Подведение итогов о проделанной работе за год».
Анкетирование на тему: «Речевое развитие ребёнка», «Права и обязанности ребёнка».
Консультации, в том числе индивидуальные: «Роль семьи в воспитании детей», «Как не болеть в детском саду», «Роль отца в воспитании ребёнка», «Адаптация детей к школе».
Консультации по ЗОЖ: «Походы в выходной день», «Движение и здоровье», «Почему ребёнку нужно много гулять», «Чистота – залог здоровья», «Профилактика кишечных заболеваний».
Работа с родительским комитетом: совместное создание предметно-развивающей среды; (приобретение игрушек, дидактических и развивающих игр для детей, помощь в подготовке и проведении праздников.
Интересные моменты в жизни группы :
В течение года старалась разнообразить жизнь детей в детском саду, как можно больше насытить её интересными мероприятиями.
Организовывали целевые экскурсии в лес, к озеру по сезону (фотоотчёт имеется).
Были организованы праздничные выступления воспитанников :
• Праздник ко Дню знаний; Праздник, посвящённый Дню Победы.
Проведено много спортивных и музыкальных развлечений: «Золотая осень», «Новогодний утренник», праздник к 23 февраля, «Мамочка моя», посвящённый дню матери, «В гостях у светофора», «8 марта – праздник мам и бабушек», «Масленица», «Праздник, посвященный Дню космонавтики, где была представлена презентация «Космос и планеты», весенний праздник «День птиц».
В течение года были организованы большие тематические выставки творческих работ детей : «Подарки осени», «Наша Армия сильна», «Портрет мамы», «Космос», «Нам нужен мир».
Конкурсы: (участие детей)
Международные конкурсы: куратор воспитатель Быковская И. Т.
• Конкурс «Космические дали». Апрель 2016. в номинации «Декоративно-прикладное творчество» (Аскаров Михаил получил диплом победителя 1 место, Дошкольники. https://www.maam.ru/concurs/.
• Конкурс «Моя мама». Март 2016. Рисунки. Дошкольники https://www.maam.ru/concurs/. (Билогай Кристина диплом участника).
• Конкурс «Кормушка для пичужки». Февраль 2016. Поделки. Дошкольники https://www.maam.ru/concurs/ (Голубцова Виолетта диплом участника).
Конкурс «Широкая масленица» Апрель 2016. Фотоотчёт. Дошкольники. https://www.maam.ru/concurs/.
Всероссийская викторина «Я люблю тебя, Россия». Май 2016. (Шевчук Анастасия получила диплом победителя 1 место) Дошкольники https://www. Pedagogcentr.ru/concurs/.
Открытое занятие: воспитатель Быковская И. Т. на муниципальном уровне:
28.09.2015 «Укрась платочек цветами» с целью: поделиться опытом работы в области «художественное творчество».
В этом учебном году Быковская И. Т. прошла обучение (в объёме 1080 часов) по программе профессиональной переподготовки.
В течение года Быковская И. Т. работала над темой самообразования «Рисование нетрадиционными методами», с целью развития воображения и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Поставив перед собой цель и задачи занялась подбором материала, поисками всевозможных пальчиковых игр, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
В продуктивной деятельности рисовали красками различными способами – использовали технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля. Детей среднего дошкольного возраста знакомила с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография). рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; рисование по мокрому; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; кляксография обычная.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Ганеева В. Л. работала над темой самообразования «Развитие речи как средство общения с детьми» подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, совершенствующие звуковую культуру речи, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников.
• приобрела наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам".
Степень новизны опыта:
По своей новизне опыт можно считать репродуктивно-творческим, так как на
основе программы по речевому развитию дошкольников в нем можно использовать:
• нестандартные приемы,
• методы,
• формы и средства развития речи детей использование которых способствует развитию монологической, диалогической речи, возникновению у детей интереса к чтению.
Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли. Но некоторые из детей остались на низком уровне. Причина: проблемы в произношении многих звуков. Необходима работа специалиста – логопеда.
На протяжении всего года велась проектная деятельность с разновозрастными детьми.
Основные задачи, которые мы поставили перед собой:
1) заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать устойчивый интерес к проблеме;
2) вызвать эмоционально положительный отклик у детей и взрослых;
3) совершенствовать уровень накопленных практических навыков;
4) активизировать речь детей, расширять и обогащать их словарь;
5) развивать творческое воображение и фантазию;
6) обогащать отношения родителей и детей опытом эмоционально насыщенного общения;
7) воспитывать чувство гордости за свой детский сад.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Реализация технологии проектирования в практике работы ОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов. Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
«Овощи», «Маму, бабушку люблю – им подарки подарю», «Полетели в космос», «Дети – дорога - безопасность», «Волшебные семена» - под руководством воспитателя Быковской И. Т.
«Будь здоров малыш», «Хлеб – всему голова», «Празднование Масленицы», «Космос», «Перелётные птицы» - под руководством воспитателя Ганеевой В. Л.
Мы планируем и далее использовать проектный метод, так как он развил познавательную активность ребёнка, коммуникативные навыки, самостоятельность, активность. Всё это позволяет успешно адаптировать детей к новым социальным условиям.
Перспективы и пожелания на следующий год:
1. Продолжать проводить профилактические мероприятия с целью повышения посещаемости детей, укрепление здоровья, развития двигательной и гигиенической культуры детей.
2. Изучение новинок методической литературы.
3. Пополнение предметно-развивающей среды.
4. Продолжить работу в таких областях познания как «Коммуникация», «Творческая деятельность», продолжать формирование навыков взаимодействия и общения между сверстниками в группе.
5. Внедрение инновационных форм работы с родителями.
Дата:___
Быковская И. Т___
Ганеева В. Л. ___