Елена Макеева
Отчет о взаимодействии с родителями
Работа с родителями является одним из важнейших направлений работы в МДОУ «Детский сад № 10 «Звездочка».
Основная цель работы детского сада с семьей в данном направлении – это установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Основные задачи, которые требуют решения:
- формирование психолого-педагогических знаний родителей;
Публикация «Отчет о взаимодействии с родителями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
-оказание помощи семьям дошкольников в развитии, воспитании и обучении детей;
- усиление ответственности семьи за воспитание подрастающего поколения.
Основные Принципы, на которых построено взаимодействие с родителями
- единый подход к процессу воспитания ребенка;
- открытость дошкольного учреждения;
-взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- систематичность;
- плавность.
Взаимоотношения с родителями регулируются родительским договором, включающим в себя права и обязанности сторон, возникающие в процессе взаимодействия. Работа по взаимодействию с родителями строится в определённой последовательности, которая состоит из трех этапов: информационно-аналитического, практического и оценочного.
I. Информационно – аналитический этап
Для выявления более узкого круга проблем взаимодействия с родителями воспитанников в начале года проводится опрос в форме анкетирования. На основании анализа результатов разрабатывается план работы с родителями воспитанников на год. Педагогический коллектив ДОУ в сентябре на установочном педсовете, определяет содержание и формы педагогического просвещения.
Также кроме анкетирования в течение всего учебного года используется такая форма опроса, как «Почта доверия». Родители в письменной форме могут класть в специальный ящик записки со своими идеями, предложениями, либо замечаниями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующему, заместителю заведующего по ВМР. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или ответы на них даются специалистам письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и достаточно эффективна, так как не каждый родитель может при личном контакте раскрыться воспитателю.
II. Практический этап
Этот этап заключается в реализации плана взаимодействия с родителями, принятом коллективом на педагогическом совете.
В нашем ДОУ используются как традиционные формы работы, так и нетрадиционные. Планируя ту или иную форму, мы исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого опираемся на следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность. Педагоги коллектива используют разнообразные современные формы работы с родителями как традиционные, так и нетрадиционные.
Традиционные формы
1. Родительские собрания
Общие родительские собрания. Такого рода собрания организуются в том случае, если нужно рассмотреть какие либо документы, решить те или иные общие проблемы. Обычно общие собрания проводятся в начале и конце учебного года.
Групповые родительские собрания проводятся в группах воспитателями. На них могут быть приглашены специалисты по запросу родителей. Проводятся такие собрания в форме дискуссий, КВН, вечеров вопросов и ответов, диспутов и т. д. Педагоги используют видеозаписи, презентации деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Все это позволяет повысить процент посещения собраний родителями.
2. Наглядная информация
Наглядно-информационные стенды призваны в доступной форме донести до родителей всю информацию о жизнедеятельности детей в саду, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.
В центральном коридоре расположены информационные стенды, из которых родители могут узнать : информацию о вышестоящих организациях, контролирующих деятельность ДОУ, информацию о педагогическом составе, как можно зайти на образовательный портал ДОУ, адрес электронной почты ДОУ; информацию об основных направлениях воспитательно- образовательной деятельности детского сада, ознакомиться с различными локальными актами.
В группах организованы родительские уголки, где размещены папки-передвижки с консультациями на разнообразные темы, фотовыставки, а также такая информация, как режим дня, расписание НОД и т. д. Также в них отражаются важные события - праздники и развлечения, дни рождения детей, интересные занятия, продукты детского творчества, при необходимости эти стенды педагоги превращают в тематические: «Что такое безопасность?», «Огонь- друг, огонь-враг!», «Здоровая семья» и т. д.
3. Консультации для родителей
Они могут быть групповыми или индивидуальными. Имеют целью раскрыть те или иные вопросы воспитательно- образовательного характера, актуальные для одного родителя или небольшой группы. Тематика консультаций очень широко представлена и включает в себя вопросы проведения закаливающих процедур дома, детского питания, поведения детей, возрастных особенностей и т. д.
4. Дни открытых дверей.
Родители имеют возможность принимать участие в образовательном процессе. Происходит знакомство родителей с жизнью детского сада, «включение» родителей в общую деятельность детей и педагогов, участие в играх, организованно-образовательной деятельности, знакомство с традициями ДОУ.
Нетрадиционные формы
1. Диспут, дискуссия, аукцион родительских идей, мозговой штурм
Обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет педагогам включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием. «Развиваем речь ребенка», «Талант на кончиках пальцев», «Здоровый малыш- счастливая мама!» - вот лишь небольшая часть дискуссий, пользующихся особой популярностью среди родителей нашего детского сада.
2. Семинары - практикумы, мастер- классы.
Позволяют глубоко изучить тот или иной вопрос не только теоретически, но увидеть и попробовать на практике. Семинары – практикумы «Песочная терапия», «Снимаем стресс дома»; мастер-классы «Игрушка для малыша своими руками», «Театр на кухонном столе» получили много хороших отзывов от родителей.
3. Выставки совместного творчества родителей, детей.
Проходят очень интересно и увлекательно. Это выставки рисунков «Дорога - это опасно!», «Потрет моей мамочки», «Волшебница осень», выставки фотографий «Мой папа в армии служил», «Папа, мама, я- спортивная семья», выставки поделок из природного материала и овощей, изготовленные руками взрослых и детей «Хочу в Африку!», «Птичий мир», «В гостях у бабушки в деревне». Такая форма работы позволяет сделать более плотным эмоциональный контакт детей и родителей в процессе совместной деятельности.
4. Совместные праздники, развлечения, досуги.
Такие как «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник посвященный дню матери». В этих формах наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни вместе с детьми и педагогами, читают стихи, приносят свои угощения детям. Доброй традицией нашего коллектива стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, независящих от времени года. Этот учебный год, 2 сентября мы начали с замечательного совместного праздника «День здоровой семьи». Каждую зиму проводим, совместно с родителями спортивный праздник «Зимушка зима», «Осень -красавица», «Летние спортивные игры». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников воспитатели делают альбомы с фотографиями.
5. Метод проектов.
Здесь родители подключаются к выполнению определенной части общего задания. В каждой группе детского сада проводится проект на тему соответствующую возрасту детей. «Любимая игрушка», «Птичка- невеличка», «Первые сказки» - темы проектов для воспитанников младшего возраста. «Кошки», «История моей семьи» - для более старших воспитанников. Родители совместно с детьми собирали информацию по теме проекта. Делают зарисовки, собирают фотографии, мультимедийные представления по данной теме. Затем представляли свои работы на общем мероприятии. Эта формы работы способствует сближению родителей, детей и педагогов.
6. Акции
Популярны в ДОУ совместно проведенные с родителями акции. Акции посвящаются разным темам: экологические, оздоровительные, познавательные. Например, ходе акции «Осторожно - дорога!» родители, дети получили большое удовольствие, знания от общения со светофорчиком. Родители совместно с детьми, педагогами мастерили знаки дорожного движения, рисовали газеты, изготавливали памятки и буклеты. Такая форма работы, как акция завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и учреждения. В ходе широко известных рекламных акций, родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребенку положительного отношения к природе.
III. Оценочный этап
В конце года в дошкольном учреждении проводится итоговый социологический опрос родителей воспитанников, который позволяет оценить данный вид деятельности детского сада с точки зрения родителей. Раздаются специально составленные анкеты, затем снова собираются и анализируются администрацией детского сада. Затем полученные результаты доносятся до сведения педагогического коллектива на педсоветах, делаются соответствующие выводы.
Также проводится заключительное итоговое родительское собрание, которое имеет целью анализ результатов и совместное обсуждение планов на будущее.
Таким образом, такая организация работы с родителями позволяет МДОУ «Детский сад № 10 «Звездочка» структурировать работу педагогов с родителями и придать ей комплексный характер. Родители начинают рассматривать процесс воспитания и развития ребенка, как диалог со своим ребенком на основе знания психологических особенностей возраста, учитывать его интересы, способности; внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах детского сада. Также представленная система способна привлечь внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья.