Литвина Наталья Александровна
Отчет по теме самообразования «Формирование речи с элементами театрализации у детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по теме самообразования «Формирование речи с элементами театрализации у детей 2-3 лет»
ФГОС выделена образовательная область «Речевое развитие». Речь является основой для развития многих видов детской деятельности: общения, познания, исследования и т. д. В этой связи развитие речи ребёнка раннего и младшего возраста становится одной из главных и актуальных проблем в образовательной деятельности.
Публикация «Отчет по теме самообразования „Формирование речи с элементами театрализации у детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Начиная работу по теме самообразования «Формирование речи у детей 2-3 лет с элементами театрализации», мы поставили перед собой
Цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность.
И задачи:
1. Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (потешка, сказка, рассказ, стихотворение, загадка).
2. Обучать детей эмоциональному реагированию, умению передавать движением свои эмоции.
3. Развивать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь.
4. Развивать навыки общения в группе через вовлечение в театральное творчество.
5. Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества.
В своей работе мы использовали следующие виды театра :
Настольный;
Пальчиковый;
Театр на ладошках;
Сюжетно-ролевой (с применением шапочек, масок)
Кукольный.
Театр БИ-БА-БО.
В период адаптации к детскому саду элементы театрализации были спасением для нас и помогали прививать детям навыки самообслуживания. Так, например, при посещении туалетной комнаты, мы говорили деткам, что идем «В гости к капельке», вместо «Идём на горшок». «Капелька» радовалась вместе с ребятами, когда водичка появлялась в горшочке. Малыши прыгали от восторга и в течении 3-5 дней приучались ходить на горшок.
Следующим важным этапом адаптации детей к саду был сон. Согласитесь, не все дети любят спать, а от слов «Будем ложиться спать» и подобных, могут вовсе расплакаться. И тут нам на помощь пришла «Пчёлка», которая нарисована в спальне на стене.
Малышей, которые посещали детский сад более 3х дней, мы заводили в спальню, показывали их кроватку и знакомили с «Пчелкой», которая рассказывает детям сказки в этой комнате. Дети сами просили оставить их в саду, чтобы послушать «Пчелкину» сказку и оставались на сон через неделю.
Благодаря элементам театрализации адаптация детей прошла легко и успешно.
Во второй группе раннего возраста темы театрализованных игр имеют непосредственное отношение к жизни ребенка в детском саду и в семье:
«Кукла Маша обедает», «Кукла Катя собирается на прогулку», «Девочка чумазая» и т. д.
сказочная тематика: «Репка», «Колобок», «Теремок», и т. д.
Сказки приходили к детям с театром на ладошках и пальчиках, куклами бибабо и настольным театром (сказки на магнитах, резиновые игрушки). У малышей появлялось желание повторять, изображать какие-то движения и подпевать в такт музыки.
Сначала исполнителем всех ролей были мы, воспитатели, сами. Наш голос, спокойный и доверительный, радостный или грустный, уводил детей в сказку. Характер персонажей выражался голосом и походкой. Важным условием успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях являлась также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражалась в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов.
В течении дня применялись следующие игровые приемы:
- использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались, услышали и увидели.»);
- имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, котенка-маму и котенка-ребенка и др.);
-чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потеши, загадки);
- использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.
Так, например, инсценируя песенку «Самолет», дети имитировали полет самолета. Раздвинув руки в стороны и, покачивая ими, как самолет крыльями, они гудели вместе с педагогом: «У-у-у-у — я лечу в Москву».
Или, играя в игру «Вышли зайки на лужок», дети имитировали движения зайчиков: зайки прыгают, зайки роют лапкой корешок.
Если на первых занятиях дети только слушали и выполняли действия, задания, то на четвертом занятии дети превращались из пассивных слушателей в активных участников беседы. Их речь заметно активизировалась, дети стали вступать активно в речевое взаимодействие не только с педагогом, но и со сверстниками.
Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети принимают занятия с удовольствием, активно участвуют в них.
Одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания такого рода, как: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи - ищем мед!» или «Мы - хитрые лисоньки». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных детей не было (за исключением Максима и Дианы Ш., которые наблюдали за происходящим сидя на стульчиках) - все дети изображали злого волка, косолапого мишку, хитрую лису и т. д.
Во время чтения художественных произведений, мы, воспитатели, проживали сказки, стихи и потешки вместе с детьми, повторяли движения и голоса героев, а дети, в свою очередь, подражая педагогам, закрепляли звуки, запоминали определенные слова, учились отвечать на вопросы. Наличие в группе костюмов, шапочек и масок, атрибутов к сказкам делали игру эмоциональней и искренней.
Использование на занятиях театрализованных игр как основной формы развития речевых умений у детей раннего возраста доказало эффективность использованных методических приемов.
Для успешного решения поставленных задач в группе создана театральная зона, где в доступности для детей можно найти разные виды театра и костюмы. Они дают свободу выбора на любимое занятие и развивают воображение ребенка.
Во время проведения занятий мы заметили, что дети быстро и увлеченно включаются в роли персонажей. Для достижения поставленной цели по теме самообразования нами было принято решение использовать театрализованную деятельность не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах.
За время работы по этой теме мы увидели потрясающие результаты:
происходит совершенствование речи;
активизируется словарный запас детей;
совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй;
улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй;
дети быстрее запоминают сказки, стихи, потешки и загадки;
выражают эмоции, такие как сочувствие и радость за сказочных героев.
В результате проведенной работы по формированию речи с элементами театрализации у детей появилась возможность проявить свои таланты, воображать, воплощать свои фантазии в реальные образы. У детей заметно стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. В дальнейшем планируем работать над данной темой, т. к. ее актуальность очевидна.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию.
В планах на бедующий учебный год научить детей рассказывать сказки и загадки с использованием мнемотаблиц.
Провести индивидуальные беседы с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
В подведении итога работы по теме самообразования : «Формирование речи у детей 2-3 лет с элементами театрализации» можно сделать следующий
ВЫВОД:
специально организованные театрализованные игры позволяют развить речь детей раннего возраста, что является одной из основных проблем воспитания и развития детей в возрасте 2-3 лет.
Успешную работу с детьми по развитию речи посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности нами подготовлена консультация «Как устроить домашний театр дома», запланировано проведение родительского собрания на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры для детей раннего возраста», в ходе которого родители узнают о влиянии театрализованной деятельности на развитие речи детей.