Наталья Шефер
Отчет по теме самообразования «Формирование представлений о Карелии у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Второй год я работаю над темой самообразования «Формирование представлений о Карелии у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах». Выбор темы был связан с тем, что любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании. Именно краеведение является одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания и дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Карелии. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Еще на выбор темы повлияла подготовка к празднованию 100-летия Карелии
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Республика Карелия
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Занимаясь с детьми, я ставлю своей целью: создание условий для формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю.
Задачи, которые решаются в процессе работы:
• знакомить с ближайшим окружением (дом, двор, улицы города, набережная, маршрут от дома до детского сада, детский сад и его территория);
• вызвать и поддерживать интерес к народному творчеству Карелии; к национальному карельскому фольклору, карельским сказкам, особенностям декоративного творчества, кулинарии;
• формировать представления детей о родном городе, его достопримечательностях (герб, флаг, гимн - в старшем возрасте);
• познакомить детей с природой и животным миром Карелии, воспитывать бережное отношение к ним (природные ископаемые – старший возраст);
• знакомить с историей родного края;
• воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живёт ребёнок; подчеркивать значение окружающих предметов, быта;
• воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда;
• привлекать родителей к совместному участию и поддержке познавательного интереса детей при ознакомлении дошкольников с родным краем.
Работу начала с изучения литературы по проблеме и имеющегося опыта, был намечен план работы, для реализации в течении года. Начиная работу, учитывала, что национальный компонент должен органично вписаться в существующее комплексно-тематическое планирование. Поставленные задачи реализовывались через все виды детской деятельности и образовательные области. Работу постаралась построить таким образом, чтобы формы работы, методы и приёмы реализации регионального компонента были разнообразными.
Понятно, что большое значение в формировании краеведческих представлений имеет информационная насыщенность развивающей среды. Дети должны иметь возможность все рассмотреть, потрогать. Поэтому сначала в группе появилась кукла Айно в карельском костюме. Она помогает мне, как воспитателю в ознакомлении детей с Карелией.
Работу по знакомству с родным краем в рамках реализации темы самообразования начала в младшей группе (группа разновозрастная 1 и 2 младшая) и планирую продолжать в течение всего дошкольного возраста.
В первый год работы над темой мы с ребятами читали фольклор, рассматривали картинки. Для этого была создана подборка карельского фольклора. Куда вошли заклички, считалки, колыбельные, пестушки и потешки, прибаутки и песенки, дразнилки и поддевки, небылицы и перевертыши, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, игры, карельские сказки. Ребятам очень понравились пестушки и потешки и, конечно, детские карельские игры. Игра – это способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка. Дети не живут без игры, они способны преображать окружающий мир энергией своей фантазии и выдумки, очеловечивать неодушевленное. На прогулке и в совместной деятельности разучивали с детьми подвижные игры, устраивали развлечения, используя карельскую тематику.
К концу года ребята знали свое имя и имена ребят из группы, половую принадлежность, возраст, состав своей семьи. Узнавали дом, квартиру, группу детского сада. Различали животных и растения ближайшего окружения.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Именно поэтому на следующий год был выбран метод проектов. Проекты, как показывает изученный опыт, являются наиболее эффективными в формировании системного подхода к развитию у детей дошкольного возраста любви к родному краю.
В течении года мы с ребятами реализовали много интересных проектов по ознакомлению с Карелией. Например, «В гостях у лесных жителей», «Огород», «Наш город Петрозаводск», «Карельская изба», «Масленица» В ходе реализации проектов мы совершили много разных экскурсий : на набережную, по городу, украшенному к Новому году, в музейно-образовательный комплекс имени Кима Андреева, по экологической тропе и др.
Чтобы ребята могли припоминать в самостоятельной деятельности, где мы побывали и что изучили на каждого ребенка был заведен «Дневник путешественника». Ребята сами выбирали, что приклеить в свой альбом, но в рамках задания. Так на страничку «Набережная нашего города» надо было приклеить только те объекты, которые мы видели на набережной, а предложены были разные картинки. Заполняя странички «Животные Карелии» и «Птицы Карелии» ребята выбирали из предложенных картинок только те, на которых животные и птицы Карелии, а потом еще выбрали украшения для своего альбома.
Был изготовлен лепбук, где дети могли знакомиться с карельскими промыслами, музыкальными инструментами, бытом, и др.
Для обогащения развивающей среды для совместной деятельности, самостоятельной деятельности и индивидуальной работы с детьми были подобраны: открытки, фотографии, иллюстрации с изображением детского сада, дома, родного города, природы; созданы альбомы для рассматривания «Наш край», «Мой город», «Животные Карелии», «Растения родного края» и др. Сделаны карточки-схемы «Правила поведения в лесу», дидактические игры: «Собери картинку», «Кто в лесу живет?», «Что было? Что стало?», «С какого дерева лист» и др.
Важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители — это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы. Это конкурсы, выставки, мастер-классы, совместные проекты (выставка рисунков «Моё любимое животное», «Новогодняя фото-охота», изготовление кормушек для птиц и др.)
Всю свою работу по формированию представлений о Карелии у детей дошкольного возраста осуществляю через все виды детской деятельности используя различные формы образовательной деятельности:
• двигательная деятельность (подвижные народные игры, спортивные состязания, досуги, самостоятельные игры и упражнения и др.)
• игровая деятельность (тематические национальные сюжетно-ролевые игры, хороводные игры, дидактические игры, самостоятельные игры и др.)
• познавательно-исследовательская (экскурсии, наблюдения, рассматривание, создание коллекций, рассказ, беседа, и др.)
• самообслуживание и элементарный бытовой труд (поручения, чтение беседа, наблюдение, игра и др.)
• коммуникативная деятельность (чтение, обсуждение, инсценирование, театрализованная игра, разучивание потешек, прибауток и др.)
• восприятие художественной литературы и фольклора (чтение карельского фольклора, рассматривание, самостоятельная деятельность в книжном уголке и др.)
• изобразительная деятельность (лепка, рисунок, аппликация с национальными мотивами, рассматривание, тематические досуги, изготовление альбомов, выставки работ и др.)
• музыкальная деятельность (разучивание народных песен, танцев, знакомство с карельскими инструментами, слушание музыки и др.)
• конструирование из разного материала (игры, рассматривание, тематические досуги, конструирование по образцу и др.).
В дальнейшем планирую продолжать работу по ознакомлению с родным краем. Познакомить детей с климатическими особенностями, историей родного края, его прошлым и настоящим, достопримечательностями, геральдикой. Расширятся задачи по ознакомлению с растительным и животным миром, разнообразием растений, лекарственными растениями; условиями обитания животных, познакомить с «Красной книгой» Карелии.
Будем продолжать оформление «Дневников путешественника», создание лэпбуков о растительном, животном мирах родного края, о достопримечательностях Петрозаводска и Карелии, о национальных блюдах карелов.
Хочу создать центр «Карельская изба», в котором будут представлены некоторые предметы карельского быта и образцы карельской вышивки и одежды.
По завершении работы над темой планирую разработать программу по ознакомлению детей с родным краем – Карелией в разных возрастных группах и поделиться опытом с коллегами.