Иминат Хаирова
Реализация программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» для детей с ТНР 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Югорка»
Отчет о реализации программы :
«Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»
Воспитатели : Кузнецова Н. В.
Хаирова И. А.
г. Мегион,2018г.
Группа «В» компенсирующей направленности для детей с ТНР от 4 до 5лет.
Участники: Воспитатели : Кузнецова Н. В., Хаирова И. А
Публикация «Реализация программы „Истоки, Воспитание на социокультурном опыте“ для детей с ТНР 4–5 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Средняя группа
- Темочки
Младший воспитатель : Клысова Ю. В.
Дети: списочный состав группы - 10 человек, из них 3 девочки, 7 мальчиков.
Родители.
Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям. Это направление, в настоящее время, наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственностью поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа, что способствует духовно-нравственному развитию личности дошкольников.
С октября 2018 в нашей группе реализуется программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» (далее «Социокультурные истоки», содержанием которой является: фольклор русского народа, знакомство с народными игрушками и лучшими образцами классиков русской литературы, с картинами выдающихся художников, с музыкальными произведения русских композиторов.
В среднем возрасте (4-5 лет) работа по программе «Истоки» строится на основе 4 рабочих книг: «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарственное слово», в них так же собран авторами программы фольклорный материал к 9 темам занятий:
-«Дружная семья»;
-«Домашнее тепло»;
-«Дороги добра»;
-«Сказочный лес»;
-«Добрая забота»;
-«Праведный труд»;
-«Любимая сказка»;
-«Благодарное слово»;
-«Светлый праздник».
Внедрение программы осуществлялось постепенно. Работа по программе «Социокультурные истоки» началась с ознакомления с методическими пособиями, проведен семинар - практикум старшим воспитателем Козициной С. А. по теме: «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»; разработан план работы по программе на 9 месяцев учебного года.
В нашей группе в рамках программы «Социокультурные истоки» оборудована театрализованная зона с различными видами театров, уголок ряженья. В группе имеется подборка фольклорной художественной литературы и методических пособий: русские-народные сказки, альбомы потешек, иллюстрации, картотеки считалочек, загадок, колыбельных песенок и т. д. В группе имеются куклы народов мира в национальных нарядах.
Повседневная работа по реализации новой программы осуществляется во второй половине дня через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, музыкальную, театрализованную, трудовую; беседы, художественное чтение, так как многие темы недели отражают работу по программе «Истоки». На основе русских сказок, потешек, песенок, закличек, хороводных, подвижных игр, проводили беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, занятия с детьми. Так же работа по программе «Истоки» осуществляется через различные виды деятельности в режимных моментах: знакомство с фольклорными произведениями-потешки во время умывания, пословицы о любви к матери, семье, о труде на занятиях. Знакомство с народными и хороводными играми и подвижными играми: чтение книг, слушание аудиозаписей перед сном; обучение рассказыванию сказок с использованием ТРИЗ ( мнемотаблицы по мотивам сказок:«Что сначала, что потом»)
Одним из любимых занятий в группе является театрализованная деятельность, которая осуществляется в вечерние часы с помощью разных видов театра.
У детей формировались такие понятия как: «Любимое имя», «Доброе слово», «Любимый образ», Таким образом, через знакомство с русским фольклором непроизвольно осуществляется процесс познания окружающего мира, формируются нравственные взаимоотношения и качества, что способствует эффективно решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников. Вся деятельность, организованная в течение месяца, является предварительной работой к итоговому мероприятию, которое проводится в последнюю неделю месяца. Первое итоговое занятие прошло по теме: «Домашнее тепло» : совместно с родителями дети изготовили альбомы: «Моя семья», дети периодически пролистывают эти альбомы, рассказывают про свою семью и о членах семьи, кого как зовут, кто кому кем приходится, кто кем работает.
Разучили пальчиковую игру: «Семья». Показали презентацию: «Моя любимая мамочка и я». В рамках тематической недели провели праздник: «День матери», заранее с детьми приготовили поделки для мам. Создали фотоколлаж: «Моя дружная семья».
Программа «Социокультурные истоки» предполагает тесное сотрудничество с семьей, поэтому на первом этапе реализации программы для родителей было проведено анкетирование «Выявление мнения о программе "Социокультурные истоки".
Результаты анкетирования показали, что большинство родителей считают нравственное воспитание - началом формирования личности, но им не хватает опыта и знаний в вопросах духовно-нравственного воспитания. Провели с родителями беседы по ознакомлению с содержанием программы, планом мероприятий на год, с темами на каждый месяц и предстоящими домашними заданиями. Родители доброжелательно отнеслись к введению новой программы, согласились с тем, что проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения в настоящее время действительно является актуальной.
Подготовили консультациии оформили папку для родителей: «Дорогою добра» по темам:
«Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»,
«Социокультурная программа «Истоки».
«Семья и духовно-нравственное воспитание дошкольников»,
«Воспитание на социокультурном опыте»,
«Знакомство с Русскими фольклорными традициями»,
«В дом входит доброта», «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»,
«Русская мудрость в воспитании», «Воспитание добротой»,
«Роль родителей в возрождении русских традиций», «особенности народной педагогике в воспитании дошкольников».
Проведено мероприятие, совместно с родителями: «Ярмарка».Хотелось бы отметить, что такие совместные развлечения очень сближают родителей и детей.
Воспитатель Кузнецова Н. В. ведет работу по теме самообразования: «Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора».
Цель: Расширение педагогических и коррекционных знаний по теме для полноценной и успешной социализации личности ребенка в повседневной жизни, в процессе специальных игр и упражнений; побуждение детей использовать в своей речи фольклор, обогащение словаря; показать значение русского языка в развитии речи.
На начало года совместно с родителями изготовлены картотеки потешек, загадок, считалок; разработаны памятки и консультации по теме самообразования.
В течение года планируется следующая работа: оформление театра по потешкам, подбор художественной литературы, Разучивание с детьми песенок, считалок, потешек, частушек.
Вывод:
Исходя из проделанной работы, мы считаем, что действенным результатом совместной работы детского сада и семьи по программе «Социокультурные истоки», является создание тематического альбома по теме: «Моя семья».
Работа над альбомами – это совместное семейное творчество, способствующее укреплению детско-родительских отношений, выявлению творческих способностей, формированию чувства ответственности за порученное дело.
На данный момент можем отметить то, чтомногие дети знают и называют свое имя, членов своей семьи; знают ласковые имена; пользуется «добрыми» словами и знают их назначение. Все дети уважительно относятся к маме, проявляют к ней заботливое отношение, любовь. У всех детей сформировано представление о доброте, о добрых поступках (своих, окружающих людей). Некоторыедети нашей группы имеют любимую книгу, знают добрых героев сказок.
В конце учебного года планируем провести анкетирование родителей с целью узнать, как внедрение программы повлияло на ситуацию в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Планируем и в дальнейшем продолжать работу с детьми по разучиванию колыбельных песен, потешек и т. д. Формировать представления о праздниках: Рождество, Новый год, традициях этих праздников в своей семье.
Системное и грамотное освоение педагогами программы : «Социокультурные истоки», творческий подход к использованию образовательного инструментария, соблюдение алгоритма работы с ним, позволяет развить ресурс успеха каждого участника образовательного процесса, обеспечить социокультурное развитие образовательного учреждения, реализовать цели развития отечественного образования.
Таким образом, работа по реализации программы «Социокультурные истоки», является удовлетворительной. Но наряду с положительными результатами, в ходе реализации программы педагогами была выявлена одна общая проблема - не все родители активно включились в сотрудничество по решению задач духовно-нравственного воспитания. Поэтому, перспективной задачей для педагогов является - помочь каждому родителю осознать, что именно в семье закладываются такие нравственные качества как ответственность за порученное дело, совместная деятельность, сохраняются и передаются духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности. Планируем продолжать работу по созданию тематических альбомов («Любимая книга моего ребенка» и др).
Планируем реализовать проект совместный с родителями: «Мой город Мегион»