МААМ-картинки

Реализация программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» для детей с ТНР 4–5 лет

Иминат Хаирова
Реализация программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» для детей с ТНР 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15 «Югорка»

Отчет о реализации программы :

«Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»

Воспитатели : Кузнецова Н. В.

Хаирова И. А.

г. Мегион,2018г.

Группа «В» компенсирующей направленности для детей с ТНР от 4 до 5лет.

Участники: Воспитатели : Кузнецова Н. В., Хаирова И. А

Публикация «Реализация программы „Истоки, Воспитание на социокультурном опыте“ для детей с ТНР 4–5 лет» размещена в разделах

Младший воспитатель : Клысова Ю. В.

Дети: списочный состав группы - 10 человек, из них 3 девочки, 7 мальчиков.

Родители.

Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям. Это направление, в настоящее время, наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственностью поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа, что способствует духовно-нравственному развитию личности дошкольников.

С октября 2018 в нашей группе реализуется программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» (далее «Социокультурные истоки», содержанием которой является: фольклор русского народа, знакомство с народными игрушками и лучшими образцами классиков русской литературы, с картинами выдающихся художников, с музыкальными произведения русских композиторов.

В среднем возрасте (4-5 лет) работа по программе «Истоки» строится на основе 4 рабочих книг: «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарственное слово», в них так же собран авторами программы фольклорный материал к 9 темам занятий:

-«Дружная семья»;

-«Домашнее тепло»;

-«Дороги добра»;

-«Сказочный лес»;

-«Добрая забота»;

-«Праведный труд»;

-«Любимая сказка»;

-«Благодарное слово»;

-«Светлый праздник».

Внедрение программы осуществлялось постепенно. Работа по программе «Социокультурные истоки» началась с ознакомления с методическими пособиями, проведен семинар - практикум старшим воспитателем Козициной С. А. по теме: «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»; разработан план работы по программе на 9 месяцев учебного года.

В нашей группе в рамках программы «Социокультурные истоки» оборудована театрализованная зона с различными видами театров, уголок ряженья. В группе имеется подборка фольклорной художественной литературы и методических пособий: русские-народные сказки, альбомы потешек, иллюстрации, картотеки считалочек, загадок, колыбельных песенок и т. д. В группе имеются куклы народов мира в национальных нарядах.

Повседневная работа по реализации новой программы осуществляется во второй половине дня через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, музыкальную, театрализованную, трудовую; беседы, художественное чтение, так как многие темы недели отражают работу по программе «Истоки». На основе русских сказок, потешек, песенок, закличек, хороводных, подвижных игр, проводили беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, занятия с детьми. Так же работа по программе «Истоки» осуществляется через различные виды деятельности в режимных моментах: знакомство с фольклорными произведениями-потешки во время умывания, пословицы о любви к матери, семье, о труде на занятиях. Знакомство с народными и хороводными играми и подвижными играми: чтение книг, слушание аудиозаписей перед сном; обучение рассказыванию сказок с использованием ТРИЗ ( мнемотаблицы по мотивам сказок:«Что сначала, что потом»)

Одним из любимых занятий в группе является театрализованная деятельность, которая осуществляется в вечерние часы с помощью разных видов театра.

У детей формировались такие понятия как: «Любимое имя», «Доброе слово», «Любимый образ», Таким образом, через знакомство с русским фольклором непроизвольно осуществляется процесс познания окружающего мира, формируются нравственные взаимоотношения и качества, что способствует эффективно решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников. Вся деятельность, организованная в течение месяца, является предварительной работой к итоговому мероприятию, которое проводится в последнюю неделю месяца. Первое итоговое занятие прошло по теме: «Домашнее тепло» : совместно с родителями дети изготовили альбомы: «Моя семья», дети периодически пролистывают эти альбомы, рассказывают про свою семью и о членах семьи, кого как зовут, кто кому кем приходится, кто кем работает.

Разучили пальчиковую игру: «Семья». Показали презентацию: «Моя любимая мамочка и я». В рамках тематической недели провели праздник: «День матери», заранее с детьми приготовили поделки для мам. Создали фотоколлаж: «Моя дружная семья».

Программа «Социокультурные истоки» предполагает тесное сотрудничество с семьей, поэтому на первом этапе реализации программы для родителей было проведено анкетирование «Выявление мнения о программе "Социокультурные истоки".

Результаты анкетирования показали, что большинство родителей считают нравственное воспитание - началом формирования личности, но им не хватает опыта и знаний в вопросах духовно-нравственного воспитания. Провели с родителями беседы по ознакомлению с содержанием программы, планом мероприятий на год, с темами на каждый месяц и предстоящими домашними заданиями. Родители доброжелательно отнеслись к введению новой программы, согласились с тем, что проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения в настоящее время действительно является актуальной.

Подготовили консультациии оформили папку для родителей: «Дорогою добра» по темам:

«Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»,

«Социокультурная программа «Истоки».

«Семья и духовно-нравственное воспитание дошкольников»,

«Воспитание на социокультурном опыте»,

«Знакомство с Русскими фольклорными традициями»,

«В дом входит доброта», «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»,

«Русская мудрость в воспитании», «Воспитание добротой»,

«Роль родителей в возрождении русских традиций», «особенности народной педагогике в воспитании дошкольников».

Проведено мероприятие, совместно с родителями: «Ярмарка».Хотелось бы отметить, что такие совместные развлечения очень сближают родителей и детей.

Воспитатель Кузнецова Н. В. ведет работу по теме самообразования: «Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора».

Цель: Расширение педагогических и коррекционных знаний по теме для полноценной и успешной социализации личности ребенка в повседневной жизни, в процессе специальных игр и упражнений; побуждение детей использовать в своей речи фольклор, обогащение словаря; показать значение русского языка в развитии речи.

На начало года совместно с родителями изготовлены картотеки потешек, загадок, считалок; разработаны памятки и консультации по теме самообразования.

В течение года планируется следующая работа: оформление театра по потешкам, подбор художественной литературы, Разучивание с детьми песенок, считалок, потешек, частушек.

Вывод:

Исходя из проделанной работы, мы считаем, что действенным результатом совместной работы детского сада и семьи по программе «Социокультурные истоки», является создание тематического альбома по теме: «Моя семья».

Работа над альбомами – это совместное семейное творчество, способствующее укреплению детско-родительских отношений, выявлению творческих способностей, формированию чувства ответственности за порученное дело.

На данный момент можем отметить то, чтомногие дети знают и называют свое имя, членов своей семьи; знают ласковые имена; пользуется «добрыми» словами и знают их назначение. Все дети уважительно относятся к маме, проявляют к ней заботливое отношение, любовь. У всех детей сформировано представление о доброте, о добрых поступках (своих, окружающих людей). Некоторыедети нашей группы имеют любимую книгу, знают добрых героев сказок.

В конце учебного года планируем провести анкетирование родителей с целью узнать, как внедрение программы повлияло на ситуацию в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Планируем и в дальнейшем продолжать работу с детьми по разучиванию колыбельных песен, потешек и т. д. Формировать представления о праздниках: Рождество, Новый год, традициях этих праздников в своей семье.

Системное и грамотное освоение педагогами программы : «Социокультурные истоки», творческий подход к использованию образовательного инструментария, соблюдение алгоритма работы с ним, позволяет развить ресурс успеха каждого участника образовательного процесса, обеспечить социокультурное развитие образовательного учреждения, реализовать цели развития отечественного образования.

Таким образом, работа по реализации программы «Социокультурные истоки», является удовлетворительной. Но наряду с положительными результатами, в ходе реализации программы педагогами была выявлена одна общая проблема - не все родители активно включились в сотрудничество по решению задач духовно-нравственного воспитания. Поэтому, перспективной задачей для педагогов является - помочь каждому родителю осознать, что именно в семье закладываются такие нравственные качества как ответственность за порученное дело, совместная деятельность, сохраняются и передаются духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности. Планируем продолжать работу по созданию тематических альбомов («Любимая книга моего ребенка» и др).

Планируем реализовать проект совместный с родителями: «Мой город Мегион»

Публикации по теме:

Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки»Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки» Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена реализации программы духовно – нравственного развития дошкольников «Социокультурные истоки».

Фотоотчет о химическом опыте для детей «Зубная паста для слона»Фотоотчет о химическом опыте для детей «Зубная паста для слона» Фотоотчет «Зубная паста для слона» (химический опыт для детей)" Автор: Гулиева Арзу Нариман кызы, воспитатель МБДОУ дс№21 «Лесовичок» г.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» для детей с ТНР 4–5 лет
Опубликовано: 5 декабря 2024 в 15:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» для детей с ТНР 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Иминат Хаирова (УИ 1113289) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД