Надежда Сюсина
Отчет о реализации проекта «Одаренные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 3 года.
В процессе работы была реализована Цель программы : создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.
Публикация «Отчет о реализации проекта „Одаренные дети“» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Решались следующие задачи :
• Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей, поиск и систематизация методов диагностики.
• Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности;для реализации их творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
• Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей.
• Создать условия, способствующие организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей.
• Совершенствовать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
• Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
• Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми на муниципальном и региональном уровне.
• Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.
Были использованы такие механизмы реализации программы как :
o Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
• Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей воспитанников.
• Организация социальной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
• Реализация программ дополнительного образования в части работы с одаренными детьми.
• Создание условий способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала каждого воспитанника ДОУ.
• Создание и ежегодное пополнение банка данных одаренных детей.
Участниками программы «Одаренные дети» были воспитанники детского сада, родители детей.
Руководили программой: заведующая МАДОУ, старший воспитатель.
В творческую группу входили: воспитатели, педагог- психолог, учитель – дефектолог.
Для организации систематического интеллектуально познавательного развития одарённых детей использовалось перспективное планирование.
С целью оптимизации образовательного процесса использовались:
- блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;
- модификационные и усложнённые варианты развивающих игр и упражнений.
В занятиях познавательного цикла присутствовали следующие блоки:
- вводящие новую информацию (навыки, операции);
- закрепляющие новую информацию;
- систематизирующие новую информацию.
В работе использовались комплексные занятия, комбинированные занятия, психолого-педагогические тренинги. Это способствовало структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие – мышление – воображение.
Систематически проводились:
- контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1-2 раза в месяц);
- психолого-педагогическая диагностика для выявления динамики психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).
Учитывались принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми :
• Принцип индивидуализации;
• Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития ;
• Принцип развития;
Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:
- принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств на интегративной основе;
- принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность.
- принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий для его творчества (математического, музыкального, литературного и т. д.);
- принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных инструментов, приборов. Потом все это может оказаться невостребованным и уже ненужным;
- принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на раннем этапе развития детей необходимо, чтобы во время процесса обучения у ребенка были задействованы все органы чувств.
Работа в рамках реализации программы «Одаренные дети» велась в следующих направлениях:
Работа с педагогами :
- организована работа творческой группы для проведение семинарских занятий, изучение научно-методологических основ детской одаренности, опыта работы других учреждений, методов диагностики различных видов одаренности, нормативно-правовой базы, составление методических рекомендации по развитию творческого мышления одаренных детей;
- организована работа всего коллектива детского сада;
- была интегрирована работа МАДОУ, в рамках данного направления, деятельности дополнительного образования;
- проводилась работа по диагностированию детей (проведена диагностика одаренных детей, диагностика условий обучения и развития одаренных детей);
- создан банк данных «Одаренные дети ДОУ;
- определены критерии эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
- создана система психологического сопровождения одаренных детей;
- созданы условий для отработки и применения новых педагогических технологий;
- привлечено внимание педагогической общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
- привлечены административных ресурсов (обеспечение материально-технической базы, работающих с одаренными детьми, созданы условий для повышения квалификации педагогов на разных уровнях, оказана информационная, методическая и финансовая помощь педагогам, проводился контроль за использованием информационно-коммуникационных технологий, проанализирована деятельность педагогов).
Работа с детьми включала в себя :
- выделения групп детей с предпосылками одаренности в той, или иной обследуемой сфере;
- проведение специальных конкурсов, турниров и т. д. для выявления одаренных детей;
- создание образовательной среды для развития одаренных детей;
- организация кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;
-создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня
Была проведена и работа с родителями:
- работа с семьями (привлечение внимания семьи к особенностям развития ребенка, создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку, содействие развитию личности ребенка и его таланта);
- повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей;
- анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;
- родительское собрание «О талантливых детях, заботливым родителям»;
- памятки-рекомендации, папки передвижки, публикации;
-совместные проекты исследовательской деятельности детей.
Программой определены следующие этапы работы, позволяющие простроить целостную систему работы.
1. Диагностико-организационный этап (сентябрь-октябрь 2017г.)
В этот период была проведена комплексная психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебно-воспитательного процесса.
Изучены стратегий и технологий работы с одарёнными детьми.
2. Практическийэтап (ноябрь, декабрь 2017г., 2018-2019г.)
На этом этапе осуществлялась работа по трем направлениям:работа с педагогами;работа сдетьми; работа с родителями:
Были составлены индивидуальные планов развития детей с общей одаренностью для целенаправленного сопровождения их развития и отслеживания его динамики.
Педагогами была составлена индивидуальная программа сопровождения ребенка в случае яркого проявление определенного вида одаренности.
Данный этак включал в себя пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети ДОУ», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик.
Выпускались методические рекомендаций, памятки по работе с одарёнными детьми, проводились интеллектуально-творческих мероприятий, систематизировалась вся работа по данной программе.
Итогово-аналитический (2020г.) этапвключал в себя подведение итогов работы с одаренными детьми :
• Обобщены результаты предыдущего этапа реализации.
• Позитивный опыт опубликован в периодических изданиях.
• Проведен мониторинг личных достижений воспитанников
• проанализированы и обобщены результатов развития одаренных детей.
• Проанализирована деятельность воспитателей по организации работы с одаренными детьми
• Определены проблемы, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработан перспективный плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
• Проведена коррекция и уточнение программы.
Были использованы следующие формы работы с одаренными детьми :
• интеллектуальные игр, фестивали, спортивные соревнований;
• мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах;
• дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, миниолимпиадам;
• психологические тренинги, тестирование;
• посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
• использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
• создание детских портфолио.
Использовались такие формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми :
• Спортивные мероприятия
• Новые педагогические технологий
• Наглядное моделирование
• Работа по индивидуальным образовательным маршрутам
• Кружки, тематические месячники, праздники, конкурсы
• Круглый стол с родителями
Осуществлялось постоянное повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми. Педагоги на протяжении всего периода работы с одарёнными детьми участвовали в научных, научно-практических конференциях разного уровня по данной проблеме.
В рамках реализации проекта «Одаренные дети» на базе МАДОУ были созданы условия для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи. Разработана система взаимодействия с семьей одаренного ребенка. Привлечено внимание общественности города к потребностям одаренных детей.