Жанна Касаткина
Отчет о проделанной работе за год по кружковой работе «Букваренок»
Цель программы – развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.
Программа «Букваренок» призвана решить следующие задачи:
- развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
- развитие звукобуквенного анализа слова.
- формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Публикация «Отчет о проделанной работе за год по кружковой работе „Букваренок“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Отчет о работе кружка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота – это владение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Чтобы сделать обучение грамоте ребёнка более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду. Подготовка должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое чутьё к языку.
В кружке «Букваренок» в старшей группе занимались 17 человек, в подготовительной группе 1 корпус 19 человек, 2 корпус 16 человек. Занятия в кружке проводились 2 раза в неделю в старшей группе по 25 минут, в подготовительной группе по 30 минут, согласно перспективного плана. Индивидуальный и дифференцированный подход является основным приемом работы с детьми.
В начале учебного года в кружке «Букваренок» были приобретены тетради в старшей и подготовительной группе. Занимаясь по этим тетрадям в старшей группе: научила их писать, выполнять задания на звукобуквенный и голосовой анализ слова, определять количество букв и слогов, развивала фонематический слух, закрасить картинки на определенный звук, найти в словах определенный звук и обвести в круг, сделать анализ слов.)
- учила выделять заданный звук в потоке речи;
- умение определять позицию звука в слове (в начале, середине, в конце)
- выделяли навыки звукового разбора слов: различение гласных и согласных звуков, звонко и глухо согласных, твёрдых и мягких согласных;
- учились делить слова на слоги. Для этого применялись разнообразные слоговые таблицы и цепочки слов. Осуществлялся переход от чтения слогов к чтению слов, использовались цепочки слов. Большой эффективностью в обучении грамоте обладала игра «Вставь букву». Применялись картинки к словам из трех звуков (ЛУК, ДОМ, ДЫМ, КОТ, КИТ, МЯЧ, ЛЕС, МАК и т. п.). Под картинками была подписана первая и последняя буква, вместо гласной оставлен пробел. Ребенку предлагалось вставить пропущенную букву в слово; составляли предложения из 3-4 слов; составляли схему предложения; учились использовать обобщающие понятия; составляли рассказы по серии картинок, сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
В подготовительной группе: научила писать слова, словосочетания, предложения из 2,3,4 слов под мою диктовку.
- учила делить слова на слоги и ставить ударение (устно и на письме).
- учила самостоятельно детей работать со схемой слова и предложения.
- учила читать по слогам не большие тексты.
- составление слов из заданных слов.
- учила делать полный анализ слов.
Дистанционное занятия по обучению грамоте в подготовительной группе провела 21 мая на тему: «Королева Знаний», в старшей группе 25 мая «Задания от Буратино» занятия оснащала разнообразным дидактическим материалом, наглядными пособиями, презентацией.
В работе кружка использовались пальчиковые игры, которые не только развлекают малыша, а еще и помогают взрослым развивать у ребенка координацию движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание.
По результатам диагностики (май 2020г.) количество детей с низким уровнем уменьшилось, а со средним и высоким – возросло.
Вывод: Проведенная диагностика показала, что проведение кружка, способствует на развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.
В старшей группе:
-Умеют осуществлять звуковой и слоговой анализ слов.
- Умеют узнавать и называть звуки русского алфавита;
- Писать буквы русского алфавита в клетке;
- Понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
- Определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- Различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный флажок, твёрдые согласные – синий флажок, мягкие согласные – зелёный флажок); (колокольчик – звонкий согласный, барабан – глухой согласный)
- Составлять предложения по картине и схему предложения.
В подготовительной группе:
К концу года 1 корпус из 20 будущих школьников читать научились 17, 2 корпус из 16 будущих школьников научились читать 9 человек. Но самое главное: они овладели такими универсальными учебными действиями, как умение пользоваться книгой и тетрадью, слышать и понимать инструкцию взрослого, правильно держать орудие письма, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста. Кроме этого способны слышать, различать и произносить звуки, сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв, понимать разницу между звуком и его оформлением на письме в виде знака (буквы).
-Умеют делить слова на слоги и ставить ударение (устно и на письме).
- Умеют самостоятельно работать со схемой слова и предложения.
- Умеют делать полный анализ слов.
- Умеют писать небольшие предложения под диктовку.
Отчет сдала руководитель кружка «Букваренок»
Касаткина Ж. А. 27.05.2020
Отчет приняла старший воспитатель