Приложение МААМ

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиций, посредством театрализованной деятельности (20 фото)

Наталья Маликова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиций, посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Аленький цветочек»

АНАЛИЗ

РАБОТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиций, посредством театрализованной деятельности»

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиций, посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности. В связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей.

Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Ее

исторические корни уходят в глубь веков. И во все времена русская культура помогала народу не только выжить, но и сохранить свое лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность.

Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы инновационного проекта: ««Духовно- нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиций, посредством театрализованной деятельности»

На педагогическом совете педагогами МБДОУ «Детский сад №14

№Аленький цветочек» было принято решение о начале углубленной работы по данной теме.

При выборе темы учитывались способности и потребности каждого

участника проекта. Первым и важным условием являлось присутствие интереса и позитивное отношение педагогов, воспитанников и их родителей.

Цель и задачи инновационной программы.

Основная цель программы : Создание модели образовательной

деятельности, направленной на духовно – нравственное воспитание старших дошкольников

посредством театрализованной деятельности, ориентированной на традиционные культурные ценности и соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, развитие творческих способностей воспитанников средствами театрализованной деятельности.

Задачи программы:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей

кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

2. Воспитание коллективизма :

Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников; поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и

развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

3. Развитие творческих способностей и приобщение к театральному искусству :

Последовательно знакомить детей с различными видами театра;

Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.

Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;

Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;

Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал; Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

Средства реализации задач:

Разрабатывая задачи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников педагоги выделила три направления:

1. Воспитание гуманных чувств детей.

• формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости,

трусости;

• формирование у детей умения правильно оценивать поступки

персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

• развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и

стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

2. Воспитание коллективизма.

• Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

• закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

• развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

• поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и

развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

3. Воспитание любви к Родине.

• приобщение детей к моральным ценностям (дружба, отзывчивость, взаимопомощь, храбрость);

• формирование дружелюбных чувств к людям разных национальностей, потребности делать что – то для других;

воспитание чувства сопричастности к жизни детского сада, города, страны.

Все поставленные задачи мы реализовали в совместной деятельности с воспитателями, логопедом, инструктором по физическому воспитанию, родителями. Использовали разнообразные формы и методы работы.

Первое что мы сделали - это создали условия способствующие духовно- нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности :

1. Создана предметно-развивающая среда, которой оборудована театральная зона, где размещены:

- различные виды театров : настольный,

-пальчиковый,

-театр на фланелеграфе,

-би-ба-бо,

-теневой,

-на гапите,

-стендовый театр на магнитах,

-театр «Волшебные «Гонзики»

-театр настроения.

- реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: природный материал, афиши, касса, билеты, декорации,.

2. Подобраны специальные тексты;

3. Моделировались проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр;

4. В театрализованную игру включались эмоционально-экспрессивные, предметно-действенные и речевые средства взаимодействия.

Что бы сформировать интерес детей к творчеству музицирования на простых, доступных предметах быта, часто используемых в народном творчестве, были созданы музыкальные уголки, где дети познакомились с

шумовыми и народные инструментами : ложки, рубель, трещотки,бубны, погремушки, балалайка, колокольчик.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиций, посредством театрализованной деятельности

Устное народное творчество включает в себя: потешки, прибаутки,

считалки, загадки, скороговорки, иллюстрации, книжки-раскладушки, фигурки животных, игры на развитие мелкой моторики.

Народно-прикладное искусство это : игрушки, костюмы, иллюстрации, дидактический материал, матрешки.

Фото №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад Аленький цветочек АНАЛИЗ РАБОТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ Духовно нравственное Фото №2 Воспитание детей

Основой педагогической технологии в педагогической работе является развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение

этюдов, упражнений и подведение детей к игре драматизации. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок.

Жанр сказок является той самой щедрой почвой для взращивания

представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, в защите слабых и обиженных.

Так дети с удовольствием принимали участие в постановке сказки Сутеева

«Под грибом», где маленькие герои Муравей, Мышонок, Бабочка стали на защиту Зайчика от хитрой Лисы.

Сказка учит преодолевать трудности вместе, учит сплоченности и дружбе. Учит отзывчивости, учит помогать тем, кто попал в беду.

В сказке С. Я. Михалкова «Кошкин дом» дошколята выразительно изобразили чувства, порождаемые социальной средой (безжалостность, доброта, честность и т. п., их моральная оценка).

В сказке «Старый кедр», детям пришлось сопереживать героям, которые спасали лес от пожара. Взрослые и старшие дети подготовили инсценировку

этой сказки, сказочным героям пришлось пройти испытания чтобы добраться а советом к старому Кедру. Столкнулись две стихии : Огонь и вода.

Фото №3 Материалы для педагогов воспитание дошкольников на основе народных традиций посредством

Инсценировка «Сказка о глупом мышонке" пополнение знаний о творчестве детского поэта С. Я. Маршака. Сказка научила детей любознательности, чувству сопереживания к мышонку и желание ему помочь.

Фото №4 Материалы для педагогов Народная культура фольклор Народные фольклорные праздники

Русская народная сказка «Репка» дала почувствовать ребятам себя

настоящими актерами. В драматизации этой сказки дети учились выражать удовольствие радость от эмоционального сотрудничества и сопереживания. Дети учились работать в коллективе.

Фото №5 Сценарии развлечения Театр

Сказка «Заюшкина избушка» учит не быть ленивым, а работать во благо себе. Ведь если бы лисичка построила сразу себе прочный домик, ей не пришлось просить приюта у зайца; помогать ближнему в беде. Ведь все

повстречавшиеся на пути у зайца откликнулись на его беду и поспешили ему на помощь;

не быть жадным. Лисичку все равно выгнали из домика зайчика;

учит благодарить за помощь. Заяц пригласил петушка жить у себя дома;

учит не бояться препятствий и противостоять наглости. Петух не испугался лисы, а сам ее напугал;

учит не быть слишком наивным. Заяц пустил хитрую лисичку

Фото №6 В связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения которое проявляется в искажениях нравственного сознания эмоциональной волевой и социальной незрелости детей

В игре-драматизация по сказке К. И. Чуковского "Мойдодыр" дети проявляли большой интерес к содержанию, эмоционально реагировали на

Фото №7 Современные дети быстрее решают задачи но они реже восхищаются и удивляются возмущаются и сопереживают всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость

персонаж. С удовольствием исполняли роли. После просмотра сказки зрители комментировали поступки героев.

Театрализованное представление «Стрекоза и Муравей» предоставило ребятам развить свою творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку. Это представление позволило сформировать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности.

Это произведение учит тому, что далеко не всегда можно получить помощь, и нужно быть готовым к любым поворотам судьбы. Отдыхать и веселиться, безусловно, нравится всем. Вот только нужно задуматься над тем, что такое поведение может иметь серьёзные последствия.

Фото №8 Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка снятие зажатости обучение чувствованию и художественному воображению это путь через игру фантазирование сочинительство

Поучительную сказка «Морозко» показали нашим детям сотрудники МБДОУ. Она порицает человеческую зависть и жадность, а так же говорит о том, как важно быть добрым, и трудолюбивыми. Сказка - это народная

мудрость (Не рой другому яму, попадешь в нее сам, которая изложена в понятной и доступной для детей форме.

Фото №9 Использование театрализованного творчества позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости хитрости трусости

Драматизация русской народной сказки «КОЛОБОК»

Колобок учит ребенка не теряться в сложной ситуации, а искать выход. В

данной ситуации усыпить бдительность врага и убежать от опасности, другого выхода нет. Зайка, мишка и волчонок, Захотели изловить. " Аппетитная

добыча!" Удалось их обхитрить. Еще сказка учит и детей и взрослых тому, что у каждого из нас есть свое предназначение. Но не съела бы лиса колобка, съел бы кто другой. Даже, если он вернулся бы домой, его бы скушал дед.

Фото №10 Расширять и углублять знания об окружающем мире

«Мешок яблок» — Сутеев В. Г. Сказка о добром и отзывчивом зайце,

который отправился на поиски еды для своих зайчат. Он набрал целый мешок яблок, но все раздал по дороге. Набрать яблок второй раз ему помешал волк.

Однако, зайчата не остались голодными. Все звери, которых зайчик угостил яблоками, пришли к нему в дом с гостинцами.

Фото №11 Система духовно нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа

Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства. При постоянном целенаправленном использовании в педагогическом процессе, позволит

решать актуальные проблемы духовно – нравственного воспитания. А так же формированию нравственных качеств дошкольников, осмыслению духовных и

нравственных ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей, обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников.

К сожалению, из-за ограничения в общения мы не смогли воспользоваться хорошей традицией нашего МБДОУ- проведение совместных спектаклей с

участием детей, сотрудников и родителей. Но это не отменяло выполнение

поставленных задач и мы смогли их решить. Родители помогали нам, занимаясь с детьми дома.

Необходимо отметить, важность привлечения родителей, так как, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды

деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовно-нравственному воспитанию детей. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для воспитания будущей духовно развитой

личности.

Регулярно проводятся выступления детей. Мы снимали наши спектакли и отправляли родителям в группы. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях, а родители удовлетворение.

В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для

развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Взяв за основу программу инновационной деятельности, педагоги МБДОУ

«Детский сад №14 «Аленький цветочек» разработали мини-проекты и внедряли свои задачи на протяжении трех лет с детьми каждой возрастной группы. Это :

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников 5-6 лет посредством театрализованной деятельности на основе русских традиций в группе компенсирующей направленности. В этом проекте педагоги

совместными усилиями добивались выполнения поставленных задач в совокупности с правильной постановкой речи ребенка.

Фото №12 Ее исторические корни уходят в глубь веков

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей через театрализованную деятельность в младшей группе «Волшебный мир сказок» Участвуя в этом проекте педагог поставил цель развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, развить творческие способности, психологическое

раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.

Фото №13 И во все времена русская культура помогала

Проект музыкального руководителя «Народные праздники»

Народные праздники учат детей уважению к труду и семье, к старшему поколению, к Отечеству. Педагоги приобщают детей к самобытному искусству народа через участие в народных праздниках.

Музыкальный руководитель обогащают знания детей о происхождении и значении народных праздников для русского народа.

Фото №14 Народная культура фольклор народу не только выжить но и сохранить свое лицо самобытность высокую духовность и нравственность

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников 6-7 лет посредством театрализованной деятельности «Играя – учимся»

Участвуя в этом проекте, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения,

совершать правильные поступки. Самым увлекательным направлением в дошкольном нравственном воспитании является театрализованная деятельно сть.

Фото №15 Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы инновационного проекта Духовно нравственное воспитание дошкольников на основе

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников 4-5 лет

посредством театрализованной деятельности : «Традиции русского народа»

Приобщение детей к обычаям, традициям русского

народа способствует развитию эмоциональной отзывчивости детей, формиро ванию духовности, общей культуры, воспитывает в дошкольниках

потребность вносить элементы народной культуры в свой быт и во взаимоотношения с окружающими, учит добру и справедливости.

Фото №16 Народные фольклорные праздники Фото №17 При выборе темы учитывались способности и потребности каждого участника проекта

Кульминацией работы нашей инновационной площадки стала «Ярмарка народных сказок».

Проводились беседы с детьми по темам: «Сказочные странички», «На кого из сказочных героев ты похож?», «Какой герой русских народных сказок тебе понравился и почему?». Проводились игры-драматизации, салат из сказок и др. Проводились словесно-дидактические игры «Узнай сказку или героя

сказки по описанию, по картинкам»; пальчиковые игры.

Была организована обзорная экскурсия в библиотеку.

Перед детьми выступили «Русские богатыри» из сказки «Финист ясный сокол» и Армянская красавица из сказки «Айтацур»

Фото №18 Первым и важным условием являлось присутствие интереса и позитивное отношение педагогов воспитанников и их родителей Фото №19 Цель и задачи инновационной программы

Был проведен конкурс творческих работ «Моя любимая сказка и мой любимый сказочный герой».

Значимость работы нашего коллектива по инновационной площадке мы видим в своих воспитанниках, отмечая, что они растут добрыми, духовно богатыми, творческими личностями. И это вдохновляет коллектив на

дальнейшие поиски инновационной творческой работы

ИСТОЧНИКИ:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/ 25/doshk-standart-dok.html .– Загл. с экрана.

2. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] : проект / А. Я. Данилюк [и др. ]; Рос. акад. образования. – Москва: Просвещение, 2009. – 23 с.

3. Губанова, Е. В. Духовно–нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В. Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание

дошкольников. – 2011. – №5. – С. 8 – 12.

4. Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок [Электронный ресурс] / Н. В. Кондрашова, М.

О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04. – Режим

доступа: https://ekoncept.ru/2014/14080.htm. – Загл. с экрана

5. Обухова Л. Ф., Возрастная психология : учебник для бакалавров/ Л. Ф. Обухова. - М: Издательство Юрайт, 2013.- 460с.

6. Ромах, О. В. Нравственная культура в национальных аспектах [Электронный ресурс] / О. В. Ромах, Я. Ю. Скоморохова //Аналитика

культурологии. – 2012. – № 23. – Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/nravstvennaya-kultura-v-natsionalnyh-aspektah.– Загл. с экрана.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Творческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный годТворческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный год Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Представляю на ваш суд мой творческий отчет по самообразованию в 2016-2017 учебном году. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиций, посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 13 мая 2022 в 13:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиций, посредством театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Маликова (УИ 489454) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД