Ольга Чирвина
Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в соответствии с ФГТ посредством игровых методик
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в соответствии с ФГТ посредством использования игровых методик.
Слайд 1 На данном этапе развития системы образования основной акцент в «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы» со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры детей, важной составляющей которой является речевая культура.
Публикация «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в соответствии с ФГТ посредством игровых методик» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Слайд 2 Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка.
Слайд 3 Необходимое условие развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение с взрослыми и сверстниками, которое связано с процессом развития коммуникативной культуры речи детей, а именно ее интонационной выразительности.
Уместное и оправданное использование средств интонационной выразительности делает ребёнка интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников, дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.
Слайд 4 Для детей игра, составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.
Слайд 5 В связи, с чем актуальность технологии развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений обусловлена тем, что она будет способствовать оптимизации всего развивающего и образовательного маршрута ребенка с целью овладения им речевой и практической деятельностью, усвоения навыков коммуникации, усвоению правил коллективной жизни и взаимоотношений.
Слайд 6 Цель: развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений, направленных на развитие конструктивных и социальных взаимоотношений с взрослыми и детьми.
Задачи:
1. Формировать умения использовать вербальные и невербальные средства общения;
2. Развивать диалогическую речь и конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
3. Формировать умение изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;
-чувствовать и понимать другого человека;
-выражать свои творческие способности.
4. Формировать интонационные средства оформления высказываний,
активизировать познавательную деятельность.
Слайд 7 Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее весь образовательный процесс. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение воспринимать, а затем воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи, группа игр, развивающих умение эмоционально реагировать на окружающую действительность, сочувствовать, сопереживать.
Слайд 8 Для реализации педагогической технологии подобрала и систематизировала дидактические игры и игровые упражнения для последовательного развития элементов интонации, дополнила их подборкой произведений малых форм фольклора в соответствии с разработанным комплексно-тематическим планированием.
Работу провожу как со всей группой, так и по подгруппам, в парах, тройках. Достоинством такой формы организации работы является то, что дети учатся подчинять себя предлагаемой другими детьми формой общения. Именно малые группы меняют характер поведения детей при опоре друг на друга, у детей возникает желание быстрее, точнее, правильнее выполнять указание, ориентироваться друг на друга, подсказывать и помогать друг другу. В таких случаях нет “я”, а есть “мы”.
Слайд 9 Знакомство с мелодикой высказывания проводила в НОД по познавательному, речевому развитию используя игры начального этапа: «Дирижеры», «Волшебная линия». Игры второго этапа используются во время совместной деятельности, в НОД по ознакомлению с художественной литературой, для развития памяти и умения воспроизводить мелодику предложений, по ФЭМП для определения количества предложений с разнообразной структурой мелодики: "Составь схему", "Точка", "Восклицательный знак", "Диктант". В сюжетно-ролевых играх используются словесные игры, направленные на закрепление умения воспроизводить нужную мелодику: "Вопрос-ответ", "Позовем вместе", "Просьба" и др.
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ», итак вам предлагается разделиться на две команды по четыре человека, встать напротив друг друга в две шеренги. Детям одеваются знаки: одной команде вопрос, другой точка, а сегодня мы договоримся, что справа от меня будут находиться «вопросы», а слева «точки». Услышав фразу содержащую вопрос, шаг вперед делает команда «вопросов», фразу-утверждение, вперед шагает команда «точек».
- Ножки, ножки, где вы были?
-За грибами в лес ходили.
-Что вы ручки работали?
-Мы грибочки собирали.
Сейчас мы усложним заданье, «дети» из команды «вопросы» должны сами придумать вопрос и задать его, стоящему напротив участнику команды «точки». Давайте попробуем, только одно условие сейчас в вашем вопросе не должно быть вопросительных слов.
Игры на развитие восприятия и воспроизведения мелодики активизируют мышление, развивают память, совершенствуют умению отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга.
Слайд 10 При развитии восприятия темпа использовала такие игры и упражнения как: "Карусели", "Курочка и цыплята", "Барабанщик", "Осенние листочки" и др. В качестве речевого материала использовала потешки, поговорки, скороговорки. Обучала детей подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагаю выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым читаются тексты. Обучение воспринимать темп речи проводила в НОД по развитию речи, развитие умения воспроизводить темп развивается и закрепляется в совместной деятельности, во время прогулки (подвижные игры).
Я предлагаю вам поиграть в игру «Поехали, поехали»
«Дети взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе текст потешки:
«Поехали, поехали за грибами, за орехами»,
затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе:
«Поскакакли, поскакали с пирогами, с пирогами».
Игры на восприятие и умение воспроизводить темп высказывания способствуют не только умению двигаться в заданном темпе; чередовать движения в различном темпе, но и развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности.