Ольга Ивановна
Отчет о работе по теме «Развитие координационных способностей старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. По мнению учёных этот период признаётся сензитивным для воспитания данного качества. Целенаправленное и эффективное воздействие на совершенствование координационных способностей именно в этом возрасте является мощным средством качественной и целостной подготовки будущего первоклассника.
Публикация «Отчет о работе по теме „Развитие координационных способностей старших дошкольников“» размещена в разделах
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Мои наблюдения за детьми во время физкультурных занятий и в свободной двигательной деятельности позволили сделать вывод, что у многих воспитанников недостаточно развиты умения ориентироваться в пространстве, сохранять устойчивость позы в различных ситуациях, согласовано выполнять движения различными частями тела, точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия. Все эти умения составляют основу координационных способностей. По результатам диагностики в начале учебного года я сделала вывод, что у воспитанников низкие результаты в челночном беге, прыжках в длину с места, прыжках на скакалке. А это именно те движения, в которых наилучшим образом просматриваются координационные способности.
Исходя из этого, возникла необходимость разработать систему работы по развитию координационных способностей старших дошкольников. Новизна системы заключается в определении целесообразного объёма специальных упражнений, методов и приёмов, применяемых в развитии координационных способностей старших дошкольников. Разработаны перспективные планы игровых упражнений и подвижных игр, взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Цель моей работы :
Ребёнок с развитыми координационными способностями, готовый к оптимальному управлению и регулировке двигательными действиями, умеющий использовать двигательный опыт в новых, более сложных обстоятельствах и условиях.
Задачи:
1) совершенствовать основные движения дошкольников, двигательные умения и навыки по линии изменения темпа, ритма их выполнения, чередования, ориентации в пространстве, координации выполнения движений, удержания равновесия;
2) развивать физические качества воспитанников;
3) формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и способности ее регулировать.
4) воспитывать смелость, решительность, уверенность в собственных силах.
И как ожидаемый результат:
Воспитанник, способный сохранять устойчивое положение тела в условиях различных поз и движений; умеющий точно воспроизводить заданный ритм; способный в нужный момент расслаблять и напрягать определённые мышцы; способный сохранять пространственную ориентацию и функции равновесия; смелый, уверенный в своих силах и нацеленный на успех.
При разработке системы для развития координационных способностей я опиралась на следующие принципы:
Принцип развивающего обучения – предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а опережать его, требовать приложения усилий для овладения новыми движениями.
Принцип воспитывающего обучения – работа, направленная на развитие двигательных качеств, должна обязательно предусматривать и решение воспитательных задач, например воспитание настойчивости, смелости, выдержки и т. п.
Принцип всесторонности – обеспечение высокого проявления качеств в разнообразных видах двигательной деятельности, обеспечение общего подъёма функциональных возможностей организма. Этот принцип дети активно проявляют на занятии по интересам, в самостоятельной деятельности.
Принцип последовательности и систематичности – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным, повышение требований к уровню качеств по мере их развития.
Принцип сознательности и активности детей – сознательное отношение детей к предлагаемым упражнениям увеличивает прочность их усвоения, воспитывает самостоятельность, инициативу.
Принцип индивидуального, дифференцированного подхода – основывается на учёте разного уровня двигательных качеств, имеющегося у детей, и требует дифференцированного отношения, гибкости в подборе двигательных заданий.
Для достижения поставленной цели и получения ожидаемого результата я запланировала свою работу в несколько этапов :
На первом этапе я изучила научно-методическую литературу по данной теме. Проанализировала основные методы и приёмы, определила средства развития координационных способностей. Подобрала и систематизировала методический материал. Исходя из возрастных особенностей развития движений старших дошкольников, выявила координационные способности, играющие наиболее значимою роль в овладении движениями и решении двигательных задач.
Это :
Способность к ориентированию в пространстве
Способность сохранять равновесие
Чувство ритма
Способность к реагированию
Способность к перестроению двигательных действий
Статокинестическая устойчивость
Способность к произвольному мышечному расслаблению
Для оценки уровня развития координационных способностей я использовала наблюдение и диагностические тесты, предложенные М. А. Руновой.
Тесты для определения ловкости и координационных способностей :
1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки).
2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей).
3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию).
4. Отбивание мяча от пола (тестируются ловкость, скорость реакции, устойчивость позы).
5. Прыжки через скакалку (тестируются ловкость, гибкость, выносливость).
Результаты диагностики выявили уровни развития двигательных качеств каждого ребёнка. Учитывая индивидуальные возможности воспитанников я использую дифференцированные задания, это позволяет детям уверенно выполнять упражнения, не терять интерес к занятиям, а это одна из составляющих успеха моей работы.
На организационном этапе я разработала перспективный план игр и упражнений по развитию координационных способностей старших дошкольников,составила карту индивидуальной работы с детьми по развитию координационных способностей, разработала формы взаимодействия с педагогами и план работы с родителями.
Основной этап — реализация системы работы через различные формы деятельности с детьми, педагогами, родителями.
Заключительный этап — аналитический. Я провела повторную диагностику, цель которой была проанализировать эффективность реализуемой системы работы, внести, если потребуется, поправки и наметить перспективы на будущее.
Определив, что основным средством развития координационных способностей являются физические упражнения, я разработала перспективный план игр и игровых упражнений, способствующих эффективному развитию специфических координационных способностей.
Для развития способности ориентироваться в пространстве я применяю подвижные игры: «Быстро в колонну», «Тройки, четвёрки», «Пилоты», «Найди себе пару», «Шишки, жёлуди, орехи» ; ведение мяча по различным разметкам и линиям; ходьбу и бег с преодолением препятствий и т. д.
Умению сохранять равновесие способствуют удлинение времени сохранения позы «Ласточка», «Цапля» и др; выполнение заданий с исключением зрительного анализатора (присесть, повернуться, иди вперёд-назад);упражнения на уменьшенной площади опоры (стоя на кубе, присесть и выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед); подвижные игры: «Не теряй равновесия», «Ходьба и бег с картоном на голове», «Морская фигура», «Совушка».
Развивая чувство ритма я использую танцевальные шаги; логоритмические упражнения («Осторожный снег», «Ножки»,«Лягушки» и др.); ритмическую гимнастику «Ки-ко-ко», «Аэробика», «Марш», «Кремена»;
перестроения в ходьбе и на месте; игровые упражнения: «Цыганочка», «Хлопушки», «Сбор грибов».
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, на я применяю подвижные и спортивные игры широко использую игры - эстафеты. («Третий лишний», «Голова и хвост», «Все за ведущим!», «Кто быстрее?», «Колдуны», «Ловишка с мячом», «Дружные тройки», «Эстафета с гимнастической палкой», «Эстафета с прыжками “по кочкам”», «Челночная передача мяча» и т. д.)
Для развития способности к произвольному мышечному расслаблению применяю элементы психогимнастики «Шалтай-болтай», «Конкурс лентяев», упражнения на расслабление «Волшебный сон», игровые упражнения «Саранча», «Дерево», «Червячок» и т. д.
При подборе координационных упражнений я руководствовалась тем, что ребёнок быстро теряет интерес к упражнениям, если оно не вызывает положительных эмоций. Поэтому я предлагаю детям упражнения игрового характера, ставя перед ними задачи: «Кто лучше? Кто точнее? Кто внимательнее? Кто страшнее? А можете ли вы летать?» и т. д. чтобы упражнения были доходчивыми, каждому из них даю образное название.
Игровые упражнения провожу в любой части занятии для переключения внимания, снятия напряжения, создания настроения и интереса. При этом пользуюсь старыми педагогическими правилами:
-от низкой скорости к высокой (уровень быстроты координации);
-от лёгкого к трудному (интенсивность нагрузки и внимания);
-от малого к огромному (объём нагрузки).
Основную работу по развитию координационных способностей я организую в три этапа. Для этого я определила оптимальное соотношение методов стандартно - повторного и вариативного (переменного) упражнения.
Цель первого этапа – обогащать двигательный опыт, формировать осознанное выполнение физических упражнений, быстроту усвоения сложного координационного действия.
На данном этапе я использую метод стандартно – повторного упражнения для разучивания новых сложнокоординируемых двигательных действий. Эффективным является приём наглядного показа образца движений и словесного сопровождения двигательных действий. Для оценки техники выполнения движения предлагаю детям иллюстрации и карточки-схемы для выполнения общеразвивающих упражнений. Для осмысленного и технически правильного выполнения движений даю задание выполнить движение в разном темпе и ритме, из разных исходных положений, с предметами и без них под музыкальное сопровождение.
Цель второго этапа – совершенствовать двигательные навыки, активизировать мыследеятельностные способности воспитанников. По мере того, как дети начинают уверенно выполнять усваиваемые двигательные действия, я применяю метод переменного (вариативного) упражнения.
Среди приёмов, относящихся к методу переменного (вариативного) упражнения, по мнению учёных в дошкольном возрасте должны преобладать приёмы строго регламентированного варьирования. Я использую эти приёмы, решая конкретные двигательные задачи, направленные на развитие координационных способностей.
При ходьбе и беге я изменяю направления, скорость, темп и ритм движений, комбинирую двигательные действия (ходьба между предметами, противоходом, «Змейкой» на носках, пятках и другое, выполнение упражнений в условиях ограничивающих пространство.
В общеразвивающих упражнениях и основных движениях варьирую конечные положения (бросок вверх из и. п. стоя, ловля - сидя, и т. д., изменяю способы выполнения действия, изменяю исходные положения, усложняю привычные действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом и. т. п., комбинирую двигательные действия (полоса препятствий).
В подвижных играх знакомлю детей с разнообразными приёмами, помогающими уворачиваться, уклоняться при проведении игр с бегом. Изменяю варианты знакомых игр: изменяю сигнал, число водящих, уменьшаю размер площадки и т. п. Для формирования умения целесообразно применять имеющийся опыт в разнообразных ситуациях, при объяснении правил игры я даю детям возможность самим выбирать способ выполнения движения. Развитию творчества способствую, используя имитационные упражнения.
На третьем этапе формирую способность творчески использовать двигательный опыт детей, включая разучиваемые подвижные игры и упражнения в физкультурные праздники и развлечения. Многообразие подбора и расстановки оборудования даёт возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе занятий, а также во время свободной двигательной деятельности.
Планируя физкультурные занятия, я обращаю особое внимание на взаимосвязь программного содержания, а также учитываю уровни физической подготовленности воспитанников и состояние их здоровья.
На каждом занятии мной решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Оздоровительные – обеспечивать разностороннюю двигательную активность детей в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях, что приводит к нормализации всех функциональных процессов в организме, способствует усилению его жизнедеятельности.
Образовательные – предоставить возможность овладевать необходимым программным материалом по развитию движений, формировать доступные знания об основах физической культуры и здоровом образе жизни, обогащать детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, их практической целесообразности.
Воспитательные – развивать самостоятельность, активность, создавать дружескую, доброжелательную атмосферу, формировать морально-волевые качества детей в процессе их двигательной активности.
Упражнения на развитие координационных способностей я включаю во все части физкультурного занятия, в зависимости от решаемых задач.
В подготовительной и заключительной части считаю целесообразным проведение некоторых специально-подготовительных координационных упражнений. В этих частях занятия основным способом организации занятий является фронтальный. Его можно применять при проведении общеразвивающих упражнений без предметов, с предметами, в ходьбе, беге, прыжках.
Для решения главных задач совершенствования координационных способностей использую основную часть занятия. Провожу координационные упражнения ближе к началу или середине основной части занятия, пока у детей сохраняется оптимальная психическая и общая работоспособность.
Упражнения, с помощью которых происходит одновременное развитие координационных способностей и гибкости, включаю в любое время основной и даже заключительной части занятия, в заданиях на дыхание, внимание, восстановление и расслабление мышц. В заключительную часть ввожу ряд упражнений, вырабатывающих чувство пространства, времени, дифференцирования мышечных усилий.
В основной части занятия стараюсь шире применять поточный, групповой и индивидуальный способы.
Поточный способ организации занятий при развитии координационных способностей позволяет наблюдать за индивидуальным выполнением координационных упражнений и вносить соответствующие коррективы. Этот способ хорош при выполнении циклических и ациклических локомоций, акробатических упражнений, заданий с длинной скакалкой, на равновесие, проведение эстафет. Работу организовываю в 2-3 потока.
Групповая форма занятий предлагает выполнение определенных координационных упражнений каждой группой. Закончив упражнение, группы по часовой или против часовой стрелки, переходят на следующие место занятий. По сигналу воспитанники начинают очередное задание и так до тех пор, пока не пройдут все станции. Координационные упражнения должны быть разнообразными.
Индивидуальный подход в обучении двигательным действиям использую с учётом особенностей и возможностей воспитанников, уровня развития их психофизиологических функций. Даю задания, направленные на улучшение слабо развитых общих чувств движений (пространства, времени, степени проявляемых мышечных усилий) и т. д.
Особое внимание уделяю индивидуальному подходу к детям перенёсшим заболевания, ослабленным, часто болеющим, снижаю физическую нагрузку, определяю её с учётом рекомендаций врача.
Для формирования положительных черт характера и нравственных качеств использую методы: убеждение, поощрение, похвала, положительный пример детей и взрослых, приучение к правильным действиям и поступкам. В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества : настойчивость, выдержка, смелость, решительность и другие.
В процессе занятий применяю гендерный подход: при подборе упражнений мальчикам даю силовые упражнения, девочкам – на развитие пластики; определяя физическую нагрузку мальчикам задаю большее количество повторений, девочкам меньшее; во время игр и соревнований использую эстафеты для мальчиков и эстафеты для девочек;при подготовке оборудования мальчики расставляют и убирают инвентарь «тяжёлый», девочки «полегче».
Свою работу по физическому воспитанию детей я веду в тесном контакте со специалистами ДОУ.
Медсестра информирует меня о детях, освобождённых от физкультурных занятий, предоставляет списки детей по группам здоровья.
Совместно с музыкальными руководителями проводятся развлечения, праздники. Стали традиционными развлечения «Джунгли зовут», «Мыляндия», «Военные учения», «День здоровья».
При участии учителей-логопедов составила папку по логоритмике, в которую вошли комплексы логоритмической гимнастики, считалки, пальчиковые гимнастики, релаксационные игры и упражнения. Этот материал использую в своих занятиях для формирования речи детей.
Совместно с воспитателем по изодеятельности мы оформляем декорации к праздникам и развлечениям. Детям предлагаются необычные эстафеты: «Дорисуем солнышку лучик», «Нарисуем клоуну лицо», которые развивают у детей творческие способности в процессе двигательной активности.
Комплексы игровых упражнений, предложенные психологом, направлены на психорегуляцию, мышечную релаксацию детей.
В группе создан физкультурный уголок. Вся информация: консультации, считалки, физкультминутки, гимнастики после сна, зарядки, комплексы упражнений, собрана в папке по физическому воспитанию детей, имеющиеся в каждой группе.
Эффективности работы по физвоспитанию не возможно достичь без участия родителей. Я разработала формы работы с родителями по трем направлениям.
1. Совместная деятельность детей и родителей в ДОУ.
2. Просветительская деятельность.
3. Совместная деятельность детей и родителей в семье.
По второму направлению я даю консультации как укрепить организм ребёнка и повысить его интерес к активным движениям. Провожу анкетирование, по результатам которых даю рекомендации о двигательной активности дошкольников в дома. Полезные советы по укреплению здоровья детей, фотографии я помещаю на информационном стенде. Собрана библиотека по физическому воспитанию. Особо хочу отметить работу клуба «Здоровая семья», где родители совместно с детьми становятся участниками занятий и мастер классов и не только получают положительные эмоции, а так же приобретают практические навыки по развитию у детей физических качеств. Регулярно родители принимают участие в спортивных развлечениях и праздниках.
Диагностика по развитию координационных способностей на конец года показала положительную динамику развития этих качеств.
Я считаю, что разработанный мною перспективный план игровых упражнений и подвижных игр положительно влияет на формирование двигательных умений и навыков, эффективно развивает координационные способности, а также быстроту, силу и выносливость, потому что эти физические качества взаимосвязаны, и удовлетворяет естественную двигательную потребность детей, стимулирует их самостоятельность. У детей появились предпосылки к физическому самосовершенствованию, что особенно важно перед поступлением в школу.
В перспективе я планирую продолжить работу по своей системе, адаптировав её на детей с тяжёлыми нарушениями речи. Так как эти дети в силу своих особенностей особо нуждаются в целенаправленной работе по развитию координационных способностей.