Татьяна Суханова
Отчёт по самообразованию. «Формировать способность решать математические, интеллектуальные задачи через развивающие игры».
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию
Тема: «Формировать способность решать математические, интеллектуальные задачи через развивающие игры у воспитанников старшего дошкольного возраста».
Задачи :
- формировать у детей способность принимать предложенные им задачи и решать их самостоятельно через развивающие игры и упражнения, проблемные ситуации;
Публикация «Отчёт по самообразованию, „Формировать способность решать математические, интеллектуальные задачи через развивающие игры“,» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
-развивать у воспитанников активную мыслительную деятельность через логические операции, анализа, синтеза, сравнения, обобщения и создание интереса к поставленной задачи;
Ожидаемый результат:
Воспитанник:
-пользуется средствами и способами познания (сенсорными измерительными эталонами, речью, классификацией, сериацией);
-может планировать свои действия для выполнения задания и обдумывать их;
-проявляет творчество при решении проблемных ситуации и задач;
Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, сохраняя личную независимость суждений и действий.
Я считаю, что среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста, а также предполагают гибкость и вариативность их применения.
Развивающие игры математического содержания :
• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером.
• Развивают мыслительные умения : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
• Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
• Развивают познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю;
• Развивают творческие способности детей.
В своей работе я использую игры, которые помогают детям проявлять интерес, развивают интеллект, самостоятельность. Самое главное не делать за детей то, что они могут сделать сами, дать время им подумать, не торопить.
Создание предметно-развивающей среды – это необходимое условие успешной работы с воспитанниками по формированию математических представлений. С самого начала дидактическая зона в группе пополнилась играми на развитие логического мышления, математических представлений. Расширилось разнообразие видов дидактических игр с математическим содержанием, что позволило создать игротеку дидактических игр с математическим содержанием.
Игротека расположена в доступном для воспитанников месте. Это делает возможным использование дидактических игр не только в образовательном процессе, но так же в совместной и самостоятельной деятельности.
Все игры эстетически оформлены, так как от красоты и привлекательности игрового материала ребенок получает огромное наслаждение, этим стимулируется его мыслительная деятельность, возникает интерес дошкольника к игре, в итоге ребенок проникается новой интересной для него информацией.
Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведётся в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – всё это создаёт у детей хороший эмоциональный настрой. Мной используются игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием : «Найди столько же!», «Разложи по порядку» и другие.
Устойчивость внимания у детей старшей группы повысилась, но длительно выполнять однообразную работу, сохранять одну и ту же позу они еще не могут, и поэтому я использую частую смену деятельности и предлагаю различные виды игр (настольные, напольные, настенные, подвижные).
Моя работа не обходится без взаимодействия с родителями воспитанников.
Я использую следующие формы работы с родителями :
• родительское собрание, на котором прошло знакомство с возрастными и психологическими особенностями детей и с задачами математического развития данного дошкольного возраста;
• консультации индивидуальные и групповые, которые помогают родителям ориентироваться в математических представлениях, формируемых у детей, и оказывают помощь в организации этой работы в условиях семьи;
• индивидуальные беседы и рекомендации с целью знакомства родителей с достижениями ребенка, для правильного выбора литературы и различных видов математических игр;
• папки-передвижки и фотовыставки, которые позволяют родителям наглядно увидеть работу по математическому развитию детей в детском саду, узнать об опыте семейного воспитания других родителей в данном направлении;
• домашние задания, позволяющие закрепить полученные детьми на занятиях знания в семейном кругу, способствующие сближению детей и родителей;
• открытые показы занятий по математике, как итоговые, так и рядовые с целью наблюдения родителями за продвижением своего ребенка в процессе обучения;
• выставка дидактических игр, которая знакомит родителей с их разнообразием и учит правильному методическому использованию данных игр в развитии ребенка;
Все выше названные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в процесс формирования математических представлений и развития у своего ребенка интереса к математическим знаниям. Можно отметить тот факт, что большая часть родителей с доверием и с желанием откликнулись и принимают участие в совместной работе.
Проводимая работа дала положительный результат.
• дошкольники научились пользоваться средствами и способами познания (сенсорными и измерительными эталонами, речью, сравнением, классификацией, сериацией);
• воспитанники умеют планировать свои действия для выполнения задания и обдумывать их;
• дети проявляют творчество при решении проблемных ситуаций и задач.
Дети стали более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах. Кроме этого, активизировалось диалоговое общение, расширился опыт познания.
Планирую на следующий год продолжить работу
год будет самым напряженным и ответственным в силу того, что предстоит подготовить каждого ребенка к обучению в школе.
Продолжая работу по теме, я наметила для себя как первоочередную – задачу развития творческих способностей воспитанников. Кроме этого есть задумка по поддержанию доверительных взаимоотношений с теми родителями, которые были активны в предыдущий период, и вовлечение родителей, оставшихся в стороне по разным причинам. А это подразумевает состязания, вечера досуга детей и родителей на основе логико-математических игр. Реализуя поставленную цель, в конечном итоге, будут обеспечены равные возможности каждому дошкольнику для успешного обучения в школе.