татьяна зайцева
Отчёт о работе по организации адаптации детей к дошкольному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по организации адаптации детей к дошкольному учреждению в группе №8 начиналась задолго до поступления ребенка в прогимназию.
Публикация «Отчёт о работе по организации адаптации детей к дошкольному учреждению» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Было проведено первое родительское собрание «Первый раз в детский сад», на котором выступили, зам директора по воспитательной работе С. Л. Петренко и старший воспитатель Н. А. Кострикина с рекомендациями как можно смягчить сложный период в жизни малышей при поступлении в ОУ.
Перед приемом детей в группу предметно-развивающая среда была подготовлена с учетом возрастных особенностей, которая обеспечила в дальнейшем комфортное состояние детей. Группа была укомплектована новой детской мебелью, а так же наличие всевозможных игровых и дидактических материалов для сенсорного развития, организации двигательной активности, уголок природы, центр экспериментирования, зона для художественного творчества все это вместе создавали интересное время препровождение воспитанников.
Гибкий график посещения в период адаптации позволял разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Дети приходили по 4 человека на 2 часа с утра. Все наблюдения за ребенком нами оформлялись на листах адаптации.
Набор детей в группу начался 26 июня. В группе 29 человек.
В первые дни происходило знакомство воспитателей с детьми, при этом присутствовали оба педагога группы и родители детей. Воспитатели знакомили всех с группой, экскурсия по группе закончилась «Праздником воздушных шаров».
С первых дней пребывания в Прогимназии «Сказка» детям прививались культурно-гигиенические навыки через непосредственный показ воспитателя, потешки, стихи. Была проведена и беседа на тему: «Чистые руки», воспитанники приняли участие в с/р играх «Обед», «Дом», «Больница».
Знакомство с каждым новым ребенком происходило очень торжественно, имя нового мальчика или девочки запоминали в играх «Узнай по голосу», «Кто, в чем пришел».
На протяжении адаптационного периода проводились игровые занятия такие как: «Уложим куклу спать», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Встреча с доктором Айболитом». Основными задачами, которых были: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков.
В игровой деятельности детей уделялось значительное внимание развитию конструктивных способностей. В распоряжении у детей были конструкторы разных видов, в том числе и мягкие модули. Любимыми играми стали: «Башенка из кубиков для матрёшки», «Построим поезд и поедем в гости», «Домик из кубиков», «Дорожка для машины», «Медвежонок идёт к зайчику по дорожке».
В работе использовались приемы, которые позволяли преодолеть отрицательные эмоции малышей:
- игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Печем пирожки», - пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Домик».
- игры с дидактическими материалами (нанизывание колец, пирамидки или шариков с отверстием на шнур);
- рисование фломастером, цветными карандашами;
- прослушание детской музыки.
С помощью бесед и игровых занятий началась работа по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и детей. Проводился комплекс оздоровительных мероприятий:
- зарядка;
- дыхательная гимнастика;
- воздушные и солнечные ванны;
- умывание в течение дня холодной водой;
- ходьба по массажным коврикам;
- пальчиковая гимнастика.
В течение всего периода с детьми группы систематически проводились подвижные и дидактические игры.
Дети познакомились с русскими народными сказками («Колобок», «Репка»; с удовольствием слушали стихи русских поэтов для малышей, выучили считалки.
В течение всего адаптационного периода велась индивидуальная работа по формированию интереса к новому, неизвестному в окружающем мире с помощью экскурсий на территории детского сада и наблюдений:
- за облаками;
- за солнышком;
- за цветами.
Для сплочения коллектива был проведен праздник, посвященный дню рождения Алины М., водили хороводы, пели песни и танцевали под музыку.
Воспитателями двух младших групп была показана кукольный спектакль «Колобок», дети младшей группы были первый раз зрителями, учились слушать, смотреть и вести себя во время просмотра сказки.
Основными формами работы детского сада и семьи нами были выбраны:
- консультации;
- родительские собрания;
- беседы;
- выставки - консультации;
- папки передвижки.
При поступлении детей в группу, то есть в начале адаптационного процесса эмоциональное благополучие детей было низким; 24 человека (83%) показали именно такой уровень, лишь у 5 детей (17%) уровень эмоционального благополучия был высоким, то есть адаптация протекала легко. Причины низких показателей:
эмоциональная чувствительность и впечатлительность, выраженная в тревожной зависимости от матери;
наличие большого количества детей не готовых к посещению детского дошкольного учреждения;
наличие отдельных детей с отсутствием, каких либо норм взаимодействия с посторонними людьми и сверстниками.
В конце адаптационного периода изучая эмоциональное благополучие детей, можно сделать вывод:
15 детей (52%) отмечен высокий уровень эмоционального благополучия – адаптация прошла в легкой форме. Поведение нормализовалось в течение месяца. Отмечалось незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней оббьем съедаемой ребёнком пищи достиг возрастной нормы, сон наладился в течение 20-30 дней. Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушались, двигательная активность не снижалась, функциональные изменения были едва выражены и нормализовались в течение 2-4 недель. В период адаптации заболеваний у данных детей не возникало.
у 12 детей (41%) адаптации прошла средней тяжести. Все нарушения в поведении детей были выражены более ярко и проявились более длительно. Нарушения сна и аппетита нормализовались через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длился в среднем 20 дней, речевая активность восстановилась на 30-40 день, эмоциональное состояние было не устойчиво в течении месяца, отмечалось значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослым не нарушались. Все функциональные изменения были выражены отчётливо, особенно в дни предшествующих заболеваний, которые при этой форме адаптации возникали в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений.
2 (7%) дети с тяжелой формой адаптации, плохоговорящие, на воспитателей они не реагируют, на свои имена не откликаются, в туалет не просятся, при приёме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота. Плохое привыкание неблагоприятно отражается на состоянии реактивности всего организма, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. У детей длительно (в течение 30-40 дней) нарушен сон (чуткий, укороченный). Дети медленно засыпают, пробуждаясь, плачут. Снижена ориентировочная активность. Дети упорно избегают контактов со сверстниками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отношение к взрослым избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Ребёнок капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пугается чужих людей. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно.
Легкое привыкание ребёнка к новым социальным условиям во многом зависит от его эмоционального состояния. На этой основе формируется более высокий уровень его познавательной активности в новых условиях.
Причины тяжёлой адаптации :
Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада
Наличие у ребёнка своеобразных привычек
Неумение занять себя игрушкой
Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми
Для решения этой проблемы намечено: индивидуальная консультация с родителями, оформление папки-передвижки, посещение семьи.
Показателями основной группы воспитанников после двух месяцев пребывания в учреждении являлись : спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.