Елизавета Ананьева
Отчёт о самообразовании
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»
Отчёт по самообразованию по теме
«Опытно-экспериментальная деятельность».
Старшая группа №2 «Солнышко»
Воспитатель: Ананьева Е. И.
Описание материала:
Публикация «Отчёт о самообразовании» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
В течение учебного года 2015-2016 я старалась уделить больше внимания детскому экспериментированию. Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования, составленного мной на год.
Актуальность: Дошкольник – природный исследователь окружающего мира. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Детское экспериментирование является одним из действенных способов активизации активности и самостоятельности ребёнка.
Цель работы по самообразованию :
Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, углубление знаний в окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня.
Задачи:
Создание мини- лаборатории с объектами неживой природы;
разработка конспектов мероприятий с детьми;
провести методическую консультацию для родителей «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка»;
создать памятку для родителей «Я познаю мир»;
провести тематические досуги «Волшебное стёклышко», «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние);
выступление на родительском собрании «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности».
Содержание:
Необходимо создать условия для исследовательской деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равным партнёром данной деятельности.
В нашей группе имеется уголок экспериментирования, который постоянно обновляется новыми материалами.
Дети сами выбирают инструменты, приборы, сосуды, которые необходимы им при исследовании того или иного предмета или явления.
Мной разработаны были конспекты «Волшебное стёклышко», «Какая бывает вода?», позволяющие осуществлять деятельный подход к экспериментальной деятельности детей. Подбираются методики для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования.
Стараюсь систематизировать работу по детскому экспериментированию, что способствует росту интереса детей к экспериментальной деятельности, отмечается стабильная положительная динамика познавательной активности и любознательности детей.
В процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок, что очень важно. Благодаря опытам у детей развивались способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Дети учились проводить самые разнообразные опыты с веществами.
Например, при ответе на вопрос: «Как обнаружили воздух?» провели опыты «Пузырьки на поверхности воды», «Надуем шарик» (эксперимент по обнаружению воздуха в легких, «Поймай пёрышко» (поиск возможности обнаружить воздух вокруг нас).
Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами неживой природы: песком. Например, предлагалось слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.
Для определения источника звука и его распространение использовала простейшие устройства для передачи звука на расстоянии: гармошку, металлофон, бубен, барабан, ложки, погремушку.
При работе с магнитом использовала различные предметы из железа, меди, алюминия, дерева, кусочки ткани.
Проводя опыт «Термометр и температура», знакомились с термометрами для измерения температуры воды, воздуха, тела человека.
В опытах со снегом давала представления о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег-это пар, который замерзает в облаках.
Наблюдая за плавление парафина, уточнили знания детей о материалах, из которых изготовляются свечи, их качествах.
В опыте «От чего происходит смена дня и ночи» объяснила, как происходит вращение Земли.
В строке «Цветы» отмечали день появления ростка и его изменения в последующие дни.
Постепенно элементарные опыты становились играми-опытами, в которых как в дидактической игре есть два начала – учебно-познавательное и
игровое - занимательное. Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования, опыты предлагались от имени игровых персонажей.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта со старшим воспитателем Михайловой Натальей Николаевной, которая по любому вопросу дают исчерпывающие ответы, оказывает необходимую помощь,
предлагает методическую литературу и журналы.
Немаловажное значение имеет совместная работа с моей напарницей, Ющиной Л. А. Мы вместе ведём с детьми наблюдение за ростом растений в уголке природе, фиксируем схематически в тетрадях, которые заведены на каждого ребёнка, советуемся в проведении опытов. Работая с семьями в индивидуальных беседах, советую проводить опыты дома. Делала консультации: «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребёнка», «Соблюдение правил безопасности». В мае, будет родительское собрании, где я выступлю с докладом «Создание условий для проведения поискового - исследовательской деятельности». Через памятку «Я познаю мир», убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Огромную помощь оказывает интернет. Здесь использую некоторые опыты, рекомендации, фотографии, картинки.
Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности «Детское экспериментирование» доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.
Консультация «Значение опытно – поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста»
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизвестное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Я считаю, что в поисковой - исследовательской деятельности, дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим методом, а в первые пять лет – практически единственным способом познания мира. Например, строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации. Почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет? Такие вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.
В методическом кабинете имеется природоведческая литература, пособия, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе, также имеется материал, который позволяет проводить небольшие эксперименты. В ходе работы с детьми по данной теме, мною были выделены несколько основных правил экспериментирования, в основе которых заложены два главных чувства – уважение к детям и восхищение природой. Чтобы поддерживать интерес ребенка к природе, научить понимать и видеть связи между живыми организмами и неживой природой, я считаю, что необходимо организовывать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов. Очень важно научить дошкольников связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде. А для этого считаю необходимым проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.
Понимая, что от грамотного построения образовательного процесса зависит, насколько эффективно будут решаться поставленные задачи, стараюсь больше уделять внимания изучению методической литературы по организации познавательного развития в детском саду с использованием детского экспериментирования, развивать предметно – развивающую среду, постоянно пополнять ее материалами, оборудованием для проведения опытов.
Познавательную деятельность я распределила в три основных направления:
• неживая природа (воздух, вода, песок, глина, почва, тепло, свет);
• живая природа – растения;
• живая природа – животные.
Для проведения собственно опытнической, экспериментальной деятельности детям необходим определенный запас знаний, впечатлений, поэтому считаю, что начинать работу надо с наблюдений в природе. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: «Что это?», то в четыре уже появились «Почему?», «Зачем?», а в пять, шесть лет очень важные для развития «Как это происходит?».
Самые первые наблюдения я организовывала с детьми за временем года, изменениями температуры – на улице тепло или холодно; за осадками – идет ли снег, дождь и т. д.
Организованные наблюдения за природой обогащали практический опыт детей и побуждали к практической деятельности: наблюдая за дождем, дети определяли, что дождь – это капельки воды, они мокрые, подвижные, стекаются струйками по окну, по водосточным трубам в большие лужи. У детей появилось желание сделать такой же дождь у себя в группе, используя для этого любые предметы: лейку, капельницу или просто свои ладошки, на практическом опыте дети убеждались, что измоченные водой предметы также изменяются, как на улице после дождя. И еще один пример: наблюдая за снегом на прогулке, дети отмечали его внешние свойства и особенности, придумывали слова – сравнения, определяли, почему на улице много снега и он не тает. Это подталкивало к экспериментированию: снег тает в теплой группе, снег – это вода. Где быстрее тает снег: в ладошке, на батарее, тает ли снег, если его сжать в руке, одетой в варежку (тает, очень медленно).
Предлагала детям выяснить, что будет со снегом, если поместить его в теплую и холодную воду (быстрее тает в теплой воде, изменится ли при этом вода, что с ней произойдет (она станет холоднее, ее станет больше, будет не такой прозрачной – снег загрязняет воду). Со старшими детьми проводим опыты по очищению воды. Игровая ситуация: «Поможем жителям Цветочного города – у них сломался водопровод». Опыты с фильтрованием воды, с измерением расхода утечки воды из крана, подводят детей к пониманию необходимости беречь воду.
Опыты с песком. Например, предлагаю детям слепить фигурку из мокрого и сухого песка.
Дети рассуждают, какой песок лепится и почему, рассматриваем песок через лупу, выясняем, что он состоит из маленьких округлых частичек, не растворяется в воде, легко пропускает воду через себя (песочный фильтр). Сравнивая свойства песка, глины, почвы дети приходят к пониманию, наиболее благоприятных условий обитания растений и животных (как пропускают воду, как долго могут ее, содержат ли воздух и т. д.).
Во время наблюдений за деревьями и кустарниками, учила названиям деревьев, рассматривала с детьми разные по форме и цвету листья, цветы, следили за их движениями во время ветра и в покое, слушали шум деревьев, дождя и др.
Срезая аккуратно веточки деревьев, наблюдаем, у какого дерева и где (в темном месте или на свету листочки распустятся быстрее). Дети делают умозаключение, какие условия необходимы для роста растений.
Провели опыт – чтобы выяснить, как влияет на рост растений внесение удобрений на примере плюща. Провели опыт с целью выяснения, как влияет рост и внешний вид растений изменения светового режима, например, как изменяется вид отростка бальзамина, если его поместить в темное место (он вытягивается, листья становятся мелкими).
Через игры – опыты, детям даётся возможность определять и выделять свойства и особенности воздуха, как бесцветного газа, воды в трех состояниях, почвы, таких явлений неживой природы, как свет и тепло. Эти знания помогают в дальнейшем устанавливать взаимосвязи протекающих в природе процессов, зависимость жизни человека, других живых существ от окружающих нас природных явлений, их значение в повседневной жизни (движение теплого воздуха вверх, холодного вниз, конденсация воды, способности глины задерживать воду, круговорот воды в природе).
Советы:
• Меньше учите, больше делитесь.
• Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам, голые факты его не интересуют.
• Поощряйте поисковую активность детей, т. к. каждый момент времени вокруг нас что – то происходит, что – то меняется.
• Чутко реагируйте на интересы детей во время вашего взаимодействия.
• Активизируйте внимание, займите внимание детей загадкой, шуткой, вопросом.
• Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе, дети редко забывают опыт прямого общения с природой.
• Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.
Родительское собрание на тему:
«Создание условий для проведения поисковой - исследовательской деятельности».
Цель:
показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.
Предварительная работа:
• Подготовить презентацию по теме.
• Провести анкетирование, которое поможет выявить уровень заинтересованности родителей данной темой, правильно построить дискуссию.
Ход собрания.
Уважаемые родители!
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности
Что такое экспериментирование? Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Само слово «эксперимент уже вызывает интерес. А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, создают семьи, меняются внешне? Многие думают, что ребенок и эксперимент – понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеётся и она.
Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.
Не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью.
Вот именно поэтому мы и работаем с детьми по данной теме. Для всестороннего развития дошкольников, для достижения наилучших результатов в процессе познания окружающего мира.
В процессе игр – экспериментов у детей развивается:
• мелкая моторика (игры с мелким конструктором, с песком, камешками и бусинками);
• воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко);
• внимание, память, речь (запомню – дома расскажу маме);
• мышление (вода на морозе превращается в лед).
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи.
Отношения наши с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый выступает в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволяет ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую активность.
Во время игр – экспериментов дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.
Большое значение имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? откуда, почувствовать себя ученым, первооткрывателем.
В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.
И в этом должны помогать и вы родители.
Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
Во-первых, самому быть любопытным.
Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Анкета «Детское экспериментирование в семье»
1. ФИО ребенка ___
2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
(нужное подчеркнуть) :
а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых);
б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.
3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)
4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда)
5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию
(нужное подчеркнуть) :
- проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
- оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
- сотрудничаю, т. е. включаюсь в деятельность;
- другие методы (какие именно).
6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, сделал ваш ребенок?
7. Чем радует и удивляет вас ваш ребенок?
(любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)
8. Что вам больше по душе:
когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир, или при тесном взаимодействии с родителями?