Ксения Тахташева
Особые образовательные потребности детей дошкольников с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье рассматриваются дети с ограниченными возможностями здоровья, а также особые образовательные потребности детей дошкольного возраста. Более подробно рассмотрена категория детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Проанализированы ориентиры общих закономерностей развития детей дошкольного возраста, которые четко отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Ключевые слова: образовательные потребности, дети, ограниченные возможности здоровья, ФГОС ДО, нарушение речи.
Публикация «Особые образовательные потребности детей дошкольников с ограниченными возможностями» размещена в разделах
В настоящее время система дошкольного образования получила инновационный импульс в работе с разными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья, что обусловлено необходимостью обеспечения качественной коррекции их развития, оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Инклюзивное образование стало предметом интереса не только ученых, но и практиков, что подтверждают исследования последнего пятилетия и обращение к результату опытно-экспериментальной работе практиков. Пытаясь найти необходимые доминанты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что крайне важно для педагога-воспитателя и, в целом, коллектива дошкольного учреждения, мы остановили свое внимание на концепте особые образовательные потребности детей дошкольников с ограниченными возможностями
Автор/источник
Определение
Педагогическая энциклопедия
Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.
Л. С. Выготский
особые образовательные потребности – это индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, которые определяют особые условия получения им образования, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
Н. Н. Малафеев
особые образовательные потребности - это потребности, которые есть не только у детей с ограниченными возможностями здоровья, но у всех детей групп риска. Имея ввиду, что число детей с особыми образовательными потребностями много шире, чем число детей с ограниченными возможностями здоровья
В. И. Лубовский
Особые образовательные потребности-это потенциальные возможности (энергетические, когнитивные, моторные и другие, которые проявляет ребенок в процессе обучения.
Мнение авторов
Говоря, о особых образовательных потребностях, мы подразумеваем потребности в условиях, которые необходимы для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, которые может проявить ребенок с отклонениями развития в процессе обучения. Под обучением подразумевается не только школа, но и дошкольный период и коррекционно-развивающая работа с ребенком в раннем детстве.
Анализ научно-методической литературы позволяет утверждать, что к детям с особыми образовательными потребностями принято относить следующие категории: дети с ограниченными возможностями здоровья; дети-инвалиды; дети-сироты; дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию; дети, страдающие хроническими соматическими заболеваниями (сахарный диабет, тяжелые виды интоксикаций, ВИЧ и др.); дети-билинги; одаренные дети; дети с отклонениями в поведении. Заметим, что все перечисленные виды характерны для детей дошкольного возраста.
Целесообразно рассмотреть такое понятие как, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Назарова Н. М. дает следующее определение: дети с ограниченными возможностями здоровья – дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. [3. c. 102]
Каковы же общие психолого-педагогические характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья? Такие дети, прежде всего, медленнее, чем обычные дети воспринимают и перерабатывают разного рода информацию. У таких детей наблюдаются нарушения в моторике и речи, слабая познавательная активность. Кроме того, наблюдаются пробелы в знаниях об окружающем мире, обнаруживается специфика в мыслительной деятельности. В целом, наблюдается отклонение в развитии личности.
Исследуя феномен «особые образовательные потребности детей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья», целесообразно обратится к работам Козыревой О. А., которая концентрирует внимание на следующих образовательные потребности : Во-первых, дети нуждаются в более раннем выявлении первичного нарушения в развитии; существует потребность в специальном обучении, которое должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка.
Во-вторых, есть потребность в своевременном определении всех направлений развития «социального вывиха», которые могут возникнуть у ребенка в силу характера первичного нарушения, и возраста, в котором оно наступило.
В-третьих, отмечается потребность во введении в содержание обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специальных разделов, применение специальных форм, методов, способов обучения.
В- четвертых, дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальном подходе, в разработке индивидуального образовательного маршрута и (или) адаптированной образовательной программы.
В-пятых, обнаруживается потребность в организации доступной образовательной среды.
В-шестых, есть потребность во включении семьи в образовательный процесс [2. с. 36].
В рамках исследования рассмотрим особые образовательные потребности детей на примере категории детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.
Л. С. Выготский обращал внимание на положение о тесной связи развития мышления и речи, исходя из этого, можно сказать, что интеллектуальнее развитие ребенка в полной мере зависит от состояния его речи. Именно речевое отклонение может привести к возникновению вторичных отклонений в умственном. [5. с. 45].
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речи, относящихся к звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
Общие закономерности развития детей дошкольного возраста четко отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО). В ФГОС ДО находим множественные социальные и педагогические характеристики личности ребенка на этапе завершения пребывания в дошкольном учреждении. [1]
Проанализируем данные ориентиры, воспитателю предстоит: развить инициативность и самостоятельность у ребенка в разных видах деятельности; научить активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, научить учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; развить воображение ребенка, способность к фантазии и творчеству; развить уверенность в ребенке, научить положительно относится к себе и другим; научить подчиняться социальным нормам; развить любознательность, научить самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, наблюдать, экспериментировать. [1. с. 165].
Эти и другие задачи необходимо решать во включенном формате и во взаимодействии с детьми с особыми образовательными потребностями.
Изучение особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, позволяет сделать ряд важных выводов.
В научной методической литературе особые образовательные потребности определяются, как потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.
В нашем понимании ребенок дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, который имеет недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания особых условий.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы, которое сочетается у них с речевым расстройством с различными особенностями психической деятельности. Опираясь на исследования Л. С. Выготского, утверждаемся в мысли, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Ученый утверждает, что речевое отклонение может привести к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Козырева, О. А. Особенности и специфика образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / О. А. Козырева // Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики» – 2014. URL : https://www.nauteh- journal.ru/index.php/ru/--gn14-09/1297-a
2. Назарова, Н. М. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие / под ред. Н. М. Назаровой. – 3- е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования". Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 (2018 - 2025 годы)
4. Выготский Л. С. Собр. Соч. : В 6 т. - М. : Педагогика, 1982. Т. 1-370 с.
5. Нищева, Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Текст] : Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016. – 240 с.
6. Саввиди, М. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / журнал. 2015. URL : https://scienceforum.ru/2015/article/2015015439
7. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г. А. Широкова – Ростов: Феникс, 2011. – 300с.
8. Якштес В. С. Коррекционная педагогика [Электронный ресурс] // журнал Начальная школа. Всё для учителя. 2015. URL :/ https://www.e- osnova.ru/PDF/osnova_12_48_13473
9. Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] : Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. – СПб. : «Речь», 2003. – 240 с.