Екатерина Римаренко
Особенности экологического образования детей 5–7 лет
Особенности экологического образования детей 4-5 лет
Трогая цветок, мы трогаем звезды.
В конечном счете, природу может
Спасти только любовь.
А. Солженицын.
Экологическое воспитание является частью экологического образования. Воспитывать, не значит говорить, воспитывать- это учить и делать. Все проблемы окружающей среды имеют коллективный характер. Охрана окружающей среды — это главное отношение друг к другу. Экологическое сознание формируется лишь в процессе деятельности. Итак, с чего начать и как осуществлять программу экологического воспитания?
Публикация «Особенности экологического образования детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
1. Научить детей понимать, что происходит вокруг детского сада, школы (работа ТЭЦ, количество и качество растущих деревьев, лесов, транспортные пробки, выбросы предприятий) Например : лондонцы, гордятся тем, что в их городе 17 видов бабочек!
2. Нужно научиться ставить экологические задачи и решать их, уметь оценивать состояние окружающей среды.
Ребенок должен воспринимать природу как нечто прекрасное и она нуждается в защите. «Человек умирает от одиночества» А. Платонов. Можно добавить, что природа тоже».
Экологическое воспитание — это неотъемлемая часть образовательного процесса. Буквально недавно, на экологическом форуме, был выдвинул лозунг «Воспитывать через наслаждение окружающей средой, а не через запугивание. Мы должны возвращаться через культуру парков, к сохранению и возрождению ландшафтов.
Человек – это единственное существо на планете, которое не обладает способностями экологически защищаться. Экологически воспитывать-это не просто призывы «нельзя рвать», «нельзя мусорить», а объяснение, почему нельзя рвать и мусорить.
Возвращаясь к методике, то можно выделить три главных блока педагогического процесса.
- Специально организованное обучение в форме занятий
- Совместная деятельность взрослого с детьми
- Свободная самостоятельная деятельность детей
Такое построение плана обеспечивает системный подход к экологическому образованию детей, формирует осознанное отношение к природе.
К блоку организационного обучения в форме занятий экологического содержания это могут быть: комплексные, игровые, беседы, экскурсии, экспериментальные рассказы воспитателя. Поскольку в старшем дошкольном возрасте основная функция занятий- это обобщение знаний полученных детьми в совместной со взрослым самостоятельной деятельностью.
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, бесед, экологических игр разного вида, чтения художественной литературы экологического содержания, включении фольклора и труда в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры детей.
В блоке свободной деятельности детей планирование работы предлагает в первую очередь создание условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая предметно-пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активности детей. Очень важно, чтобы дидактические игры, пособия, модели, книги, которые использовались на занятии и в совместной деятельности педагога с детьми, были доступны детям и находились в их свободном пользовании.
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предлагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей-это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания, обобщение (дети учатся объединять животных и растений в группы на основе выделения существенных признаков.