Людмила Антропова
Особенности взаимодействия в поликультурной среде
▼ Скачать + Заказать документы
Россия всегда являлась многонациональным государством, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций. Одна из важных задач педагога - воспитывать в детях толерантное отношения к другим народностям.
Дошкольники должны иметь представление о культуре, быте, жизни своего и других народов, доступное их возрасту. Именно поэтому особое значение приобретает освоение ребенком с раннего возраста традиционной культуры и истории, как своего, так и других народов. Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп. При этом путь развития ребенка следует от проявления интереса, чувства симпатии к людям других национальностей в том возрасте, когда детям ещё неизвестно о существовании разных народов и культур, к усвоению первоначальных знаний о них, пробуждению дружеского отношения и уважения к ним, на основе знакомства с их традициями и обычаями. Важно опираться не только на знания, представления, а прежде всего на чувства, и как результат - умения видеть в каждом человеке, независимо от национальности, носителя общечеловеческих ценностей: добра, любви к ближнему, духовности и морали.
Публикация «Особенности взаимодействия в поликультурной среде» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Поликультурное образование должно рассматриваться педагогическим коллективом детского сада, как одно из важнейших направлений в работе. Основная идея деятельности учреждения по поликультурному образованию - пробудить у детей дошкольного возраста интерес к культуре разных народов через знакомство детей с играми и игрушками, традициями и обычаями, бытом и трудом, разных народов; формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям разных национальностей.
Работа по поликультурному воспитанию предполагает, прежде всего, погружение ребёнка в атмосферу народного творчества, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения со сверстниками и взрослыми, самостоятельного творчества в различных видах деятельности.
Работа по поликультурному воспитанию построена на следующих принципах:
1. Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.
2. Полученная ребенком информация о национальной культуре, должна найти отражения в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью.
3. Необходимо предусматривать последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Это зависит от опыта ребенка, его пола, особенностей развития эмоциональной, когнитивной и деятельностной сфер.
4. Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество.
Одним из компонентов работы по поликультурному воспитанию может быть приобщение детей к народным традициям целесообразно проводить также в форме народного праздника (Троица, Масленица). В решении поставленных задач большое значение имеют взгляды, установки родителей, их позиция по отношению к поликультурному воспитанию, и понимание его сущности и необходимости. Для повышения социальной роли семьи в поликультурном воспитании детей необходимо привлечь родителей в союзники педагогам, поскольку именно семья, является источником обычаев и традиций, хранителем национальных ценностей, дает ребенку незаменимый и крайне важный опыт взаимодействия с людьми. В семье он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других людей, терпеливо и бережно относиться к своим родным и близким. Помощь родителей педагогам ДОУ для достижения целей поликультурного воспитания детей является чрезвычайно значимой и необходимой частью воспитательно образовательного процесса. Очень важно, чтобы они активно участвовали в жизни детского сада, в организации досуговой деятельности, праздников, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм, инициативу.
Таким образом, можно сделать вывод, что нужно вести работу по улучшению условий к содержанию поликультурного воспитания, развитию толерантности у дошкольников в условиях детского сада. Необходимо продолжать осваивать инновационные подходы и приемы к содержанию поликультурного воспитания.
Начинать формировать у детей поликультурные качества, толерантность необходимо как можно раньше, так как, чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей. Очень важно понимать, что только совместными силами: воспитатели + родители + дети можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи.