Оксана Урозаева
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников :
1. Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии детей — развитие любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества в детских видах деятельности. Помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.
2. Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье,
обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (коньки, лыжи, туристические походы, развитию у детей умений безопасного поведения дома, на улице, в лесу, у водоема.
Публикация «Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в детском саду» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
3. Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности
отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявить внимание, заботу о взрослых и сверстниках.
4. Познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов,
интеллектуальных способностей дошкольников в семье. Поддерживать стремление
родителей развивать интерес детей.
5. Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию
субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельности (ручной труд,
труд по приготовлению пищи, труд в природе, развитию желания трудиться, ответственности, стремления довести начатое дело до конца.
6. Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших
дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства (архитектуре,
музыке, театральному, изобразительному искусству) и художественной литературе.
Направления взаимодействия педагога с родителями
1 Направление. Педагогический мониторинг
Ежегодного выявляем запросы родителей. На основе этого я осуществляем поддержку образовательных инициатив семьи. С этой целью он проводим беседы с родителями, анкетирование. Такие методы позволяют выявить интересы и потребности родителей, имеющиеся знания и умения родителей в конкретных областях семейного воспитания, их возможности конкретного участия каждого родителя в педагогическом процессе детского сада. Используем методики, которые позволяют увидеть проблемы семьи глазами ребенка : анализ детских рисунков на тему «Моя семья», проективная беседа с детьми «Чтобы бы ты сделал?», диагностические игры «Семья» (автор — Т. И. Пухова, модификация В. И. Худяковой, «День рождения» М. Панфиловой и другие. Так,
проективная беседа с детьми «Что бы ты сделал?» (модифицированный вариант
методики Г. Т. Хоментаускаса) направлена на изучение особенностей взаимоотношения дошкольника с близкими людьми. В ходе этой методики ребенку предлагают обсудить по очереди шесть ситуаций.
1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен
остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы (и т.
д., и у тебя плохо получается). Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь. билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный
фильм. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там
жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним
человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Результаты методики позволяют нам понять, кто в семье для ребенка
более значим, кому он доверяет, а с кем, наоборот, отношения не сложились, какие
проблемы возникают у дошкольника в семейном общении.
2. Направление - педагогическая поддержка
При работе с родителями детей старшего дошкольного возраста для удовлетворения сформировавшихся образовательных запросов родителей организуем разные формы взаимодействия — семинары, выставки, мастер-класс.
Для установления взаимодействия обращаем внимание родителей старших дошкольников на развивающуюся самостоятельность детей, потребность в познавательном общении со взрослыми, признании своих достижений со стороны близких взрослых и сверстников, на необходимость нравственно-патриотического воспитания. Для расширения представлений старших дошкольников о социальном мире помогаем родителям организовать с детьми игры-беседы о профессиях родителей и близких родственников, познакомить детей с путешествиями по родной стране и другим странам мира. Совместная с педагогом деятельность способствует накоплению родителями позитивного воспитательного опыта.
При работе с родителями детей среднего возраста используем совместные игры, мастер классы, предлагая родителям практические советы по развитию детей данного возраста – это игры на развитие сенсорной сферы (величина, форма, вес, ритма, мелкой моторики; игры и упражнения на развитие связной речи и обогащение словаря, потому что именно средний возраст является периодом усвоения активного языка, что является основой будущего становления личности и умения общаться. Активно привлекаем родителей и детей к совместной досуговой, художественной деятельности. Использование проектного метода позволяется это делать регулярно. Достижения детей родителям помогают увидеть выставки детского и совместного детско-родительского творчества. Видя рост своего ребенка, сами родители более активно включаются в педагогический процесс, организуя совместную досуговую деятельность (детско-родительские праздники, развлечения.
3 Направление – педагогическое просвещение родителей
Для полноценного взаимодействия с родителями осуществляю индивидуальный подход.
План работы с родителями был разработан с учетом опыта общения с детьми и родителями и помогает родителям устанавливать партнерские взаимоотношения с детьми, видеть перспективы их будущей жизни.
Осуществляя педагогическое образование родителей, учитываем развивающиеся возможности родителей и детей, организуем встречи родителей детей в соответствии с их потребностями по темам «Как развивать способности ребенка», «Как не остаться одному в школьном коллективе», «Как победить застенчивость» и др.
В ходе реализации образовательных задач воспитатель использует такие формы, которые помогают занять родителю субъектную позицию, — дисскуссии, анализ реальных ситуаций.
В ходе совместной деятельности и родительских дискуссий происходит обогащение детско-родительских отношений, приобретение опыта совместной творческой деятельности, развитие коммуникативных навыков детей и взрослых, развитие их эмоциональной отзывчивости. Родители дошкольников делятся во время дискуссии своим педагогическим опытом. Так нами запланирована дискуссия «К школе готов?»
4. Направление - совместная деятельность педагогов и родителей
Опираясь на интерес к совместной деятельности, развивающиеся творческие
умения детей и взрослых, привлекаем родителей к активному участию в совместных проектах, родители являются участниками образовательного процесса
Проекты объединяют педагогов, родителей и детей, и развивают детскую любознательность, вызывают интерес к совместной деятельности, воспитывают у дошкольников целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Родители принимают активное участие подготовке утренников и досугов (шьют костюмы, учат стихи, участвуют в совместных номерах).
Результаты взаимодействия взрослых и детей в этом году будут проанализированы вместе с родителями и послужат основой для определения перспектив совместного с семьей развития дошкольников в будущем.