Маргарита Федорович
Особенности восприятия детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности восприятия младших дошкольников освящены в научных трудах многих отечественных психологов и педагогов (Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков и др.). Ученые отмечают, что в структуре восприятия младших дошкольни-ков происходят существенные изменения. Совершенствуется предметное восприятие. Оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, распо-ложения, цвета) у ребенка формируется способность «считывать» инфор-мацию о внутренних, функциональных свойствах объектов. Ребенок не только идентифицирует объекты по определенному признаку, но и объ-единяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак. Начинают формироваться специфические представления о простран-ственных свойствах объектов (форме, размере, расположении, а также качественных (цвете, фактуре и пр.). Это существенно расширяет воз-можности ребенка, ему становится доступным формообразование в рисунке, конструирование целого из частей и пр., то есть решение мыслительных задач на новом уровне.
Публикация «Особенности восприятия детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Начиная с 3-х лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Вначале у детей формируют представления о хроматических цветах, создают условия для называния этих цветов. Эталонами цвета служат цвета спектра, эталонами формы - геометрические фигуры. Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами могут быть организованы разные свойства.
Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка нужно научить обследовать эти соче-тания. Глубокое восприятие формы предполагает умение дробить предметы на отдельные части и определять соотношение этих элементов между собой.
Рассмотрим точку зрения Л. А. Венгера (9, который отмечал, что ре-бенок развивается путем «социального наследования», что предлагает не упражнения врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
Также Л. А. Венгер (10) отмечал, что если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, то нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание (Н. Н. Подъяков (38, А. В. Запорожец (25, Э. Г. Пилюгина (12).
Ознакомление с формой, цветом, величиной составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Л. А. Венгер (12) выделяет на каждом возрастном этапе свои задачи сенсорного воспитания, формирования определенного звена сенсорной культуры:
1. На первом году жизни – обогащение ребенка впечатлениями. Следует создавать для малыша условия, чтобы он мог следовать за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
2. На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета, формы и об отношении между двумя предметами по величине.
3. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с соотношениями по величине (12).
Одновременно с формированием эталонов детей учат способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг об-разцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных и глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи, выступает необходимость разви-вать у детей аналитическое восприятие : умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения ве-личины.
На основе этих задач Л. А. Венгер (11) разработал систему дидактических игр и упражнений, широко используемую в детских садах. Л. А. Венгер также рассматривал вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи, предложенной им системы дидактических игр, и сенсорного развития, проводимого при обучении продуктивным видам деятельности. И он сделал вывод, что для младших дошкольников нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
Исследования А. В. Запорожца (25, Л. А. Венгера (9, Н. Н. Поддъякова (38) и других авторов, показывают, что развитие восприятия ребенка в целом представляет собой процесс формирования и совершенствования перцептивных действий и что эти действия, различаясь в зависимости от характера содержания, на выявление которого они направлены, и от условий, в которых это содержание должно быть выявлено, имеют тем не менее единую структуру и единую логику об-разования
Перцептивные действия являются видом ориентировочных действий, при их помощи производится обследование предметов и явлений и построение образов, ориентирующих и регулирующих практическое пове-дение. В процессе обследования осуществляется как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый субъекту «язык». Таким «языком» в развитых формах перцептивных действий являются системы выработанных обществом и усваиваемых каждым человеком сенсорных эталонов — общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. В качестве сенсорных эталонов формы выступают представления о разно-видностях геометрических фигур, цвета — представления о цветах спектра и их вариациях по светлоте и насыщенности, величины — представления о мерах, входящих в метрическую систему, и т. д. Примером эталонов, фиксирующих не сами разновидности свойств, а их отношения, могут служить представления об отношениях величин в ряду однородных предметов, об отношениях музыкальных звуков в звуковысотном ряду и др.
Применение сенсорных эталонов в перцептивном действии происходит при помощи перцептивных операций — способов опробования имеющихся эталонов и их сочетаний, соотнесения с обследуемыми свойствами, установления соответствия или несоответствия этим свойствам.
Совершенство восприятия — полнота и точность строящихся образов — зависит от того, насколько полной системой эталонов, необходимой для обследования данного содержания, владеет субъект и в какой мере у него сформированы операции по соотнесению используемых эталонов со свойствами предметов.
Обучение детей выполнению перцептивных операций основано, прежде всего, на использовании таких форм ориентировочного действия, в которых эталоны даются ребенку в виде реальных объектов, и он обучается сопоставлять их со свойствами обследуемых предметов, производя необходимые пространственные манипуляции. В дальнейшем происходит интериоризация ориентировочного действия и предметные манипуляции заменяются соответствующими перцептивными операциями, производимыми с эталонами — представлениями. Но если первоначальное овладение новыми типами перцептивных операций предполагает внешние манипуляции с материальными объектами, то дальнейшая отработка и совершенствование таких операций происходят уже в плане восприятия, когда взрослый руководит процессом обследования предметов.
Формирование сенсорных эталонов и перцептивных операций обычно выступает слитно, составляя единый процесс овладения новыми типами перцептивных действий. Однако имеются факты, свидетельствующие о том, что это относительно самостоятельные процессы, которые могут быть отделены друг от друга. Так, например, исследование развития восприятия детьми цвета показало, что в случае, если ими уже усвоены представления о цветах спектра и их разновидностях, отработка операций по сличению цветовых свойств предметов с эталонами, осуществляемая лишь на отдельных цветовых образцах, приводит к резкому положительному сдвигу в точности оценки всех цветов. Вместе с тем было установлено, что на определенном этапе развития (когда детьми уже достигнут известный уровень восприятия формы) детальное ознакомление с геометрическими фигурами без всякого дополнительного обучения применению полученных представлений при обследовании форм реальных предметов ведет к существенному улучшению их восприятия.
Исследования проводились преимущественно на материале зрительного восприятия формы, величины и цвета предметов. Были получены также экспериментальные данные и в области зрительного восприятия пространственных отношений, слухового восприятия речи, кинестетического восприятия расстояний. Во всех этих случаях речь идет о выделении свойств и отношений, имеющих универсальное значение в жизни людей и существенных с точки зрения повседневной ориентировки в окружающем.
Таким образом, развитие восприятия младших дошкольников предполагает формирование сенсорных эталонов и перцептивных действий. Большие возможности в решении этих задач отводятся дидактическим играм. В следующем параграфе мы рассмотрим использования дидактических игр в развитии восприятия младших дошкольников.