Юлдашева Ольга Вячеславовна
Особенности воспитания ребенка с девиантным поведением. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности воспитания ребенка
с девиантным поведением.
Основная задача образования – дать каждому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, развить свои потенциальные способности. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.
Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Девиантное поведение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Данная проблема стала уже не только психолого-педагогической, но и социальной. Отклоняющееся поведение обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важное значение имеют биологические факторы – неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребёнка (нарушение умственного развития, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы, дефекты речи).
Психологические факторы, выражающиеся в нервно-психических заболеваниях и обуславливающих неадекватные реакции ребёнка.
Социально-психологические факторы – это игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, также неблагополучные семьи, где взаимоотношения приводят к формированию отклоняющегося поведения. Невозможно отделять проблемы ребёнка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство.
Морально-этические факторы проявляются в отсутствии системы ценностей в современном обществе.
Поэтому можно сделать вывод, что девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для ребёнка условия, в которых он оказался, как язык общения с социумом, когда другие способы общения недоступны.
Задача педагога – помочь таким детям в установлении контакта с окружающими, так как они оказываются трудными в общении. Ребёнка с отклоняющимся поведением надо расположить к общению. Для этого необходимо выявить интересы и склонности школьника, способствовать формированию адекватной самооценки, воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия. Педагогу следует обеспечить благоприятный социально-психологический климат в классном коллективе или группе учащихся. Ребёнку важно показать, что к его мнению прислушиваются, создать для него ситуацию успеха путём включения в социально значимые виды деятельности или в избранном им виде деятельности. Педагог также должен выявить положительные и опасные для общения качества школьника.
В современной педагогике выделяют три технологии в работе
с девиантными детьми:
1. социально-педагогическая профилактика,
2. психолого-педагогическое сопровождение
3. социально- психологическая реабилитация.
Социально-психологические технологии – это система процедур, в основе которых лежит воздействие на некоторые стороны психической реальности человека с помощью особых методов.
Особое значение приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей. Поэтому технология социально-педагогической профилактики направлена на предупреждение и устранение причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении школьников. Данная технология относится к категории групповой работы. Педагог наблюдает за детьми с проявлением отклоняющегося поведения в процессе коллективных игр, экскурсий, различных внеклассных занятиях, уроках и выявляет особенности эмоционально-поведенческой сферы, требующие коррекции. На этом этапе важно создать у ребёнка положительный эмоциональный настрой.
Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, воспитателя, администрации школы и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребёнка, родителей и учителей. На этом этапе работы задача педагога – продемонстрировать ребёнку неадекватность, нецелесообразность его способов реагирования и сформировать потребность в изменении своего поведения. На этой стадии происходят главные изменения в психике ребёнка, разрешаются внутренние конфликты.
Почти всегда встречаются проявления агрессии, протест, направленный против педагога. Эта стадия завершается чувством симпатии как к взрослым, так и к одноклассникам, партнёрам по игре. Ребёнок усваивает более адекватные способы поведения и демонстрирует их в ситуации выбора, требующей определённого способа действия.
В рамках общеобразовательных учреждений технология социально- психологической реабилитации используется редко. Однако, в процессе этой работы дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Целью этого периода является закрепление всего позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребёнка. Главная задача – развить навыки общения. Ребёнок уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Педагог во всём поддерживает ребёнка, демонстрирует ему своё уважение.
На каждой стадии работы использую специфическая тактика взаимодействия, и решаются конкретные задачи.
При взаимодействии с агрессивным ребёнком можно использовать следующие рекомендации:
1. ребёнка необходимо принимать таким, каков он есть;
2. предъявляя к ребёнку требования, надо учитывать его возможности;
3. расширять кругозор ребёнка;
4. включать ребёнка в совместную деятельность, подчёркивая его значимость в выполняемом деле;
5. игнорировать лёгкие проявления агрессивности, не фиксировать на них внимание окружающих.
Таким образом, могу сделать вывод: бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, которое заключается в подсказке ребёнку интересного для него вида деятельности, и поощрением, которое пробудит в воспитаннике желание ещё раз услышать похвалу.
Литература
1. Трус, И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания. // Воспитание школьников. -2002.-№7. – С. 44-46.
2. Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога. 5-11 классы. // – М. : «ВАКО», 2005. – С. 111-112.
3. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога. Учебное пособие. // – М. : творческий центр «СФЕРА», 2001. – С. 306-308.