Татьяна Никитина
Особенности воспитания и обучения мальчиков и девочек в современном мире
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерное воспитание – это воспитание ребенка с осознанием того, к какому полу он относится. Родителям следует научить ребенка переделённым моделям и манерам поведения еще в дошкольном возрасте. Принято считать, что девочка (в дальнейшем женщина-мать) играет в семье роль хранительницы очага, воспитывает детей, помогает мужу. А мальчик (в дальнейшем муж-отец) должен быть сильным, смелым, зарабатывать деньги и содержать свою семью. Если в дошкольном возрасте ребенку не помогут родители и окружающие его бабушки-дедушки осознать принадлежность к своему биологическому полу, то в дальнейшем могут возникнуть проблемы с самоидентификацией.
Публикация «Особенности воспитания и обучения мальчиков и девочек в современном мире» размещена в разделах
Важно с самого раннего возраста правильно воспитывать своего ребенка, чтобы он осознал, к какому полу принадлежит. Поэтому девочек учат быть мягкими, женственными, красивыми. Ей дают понять, что ее дальнейшая роль – создание семьи и воспитание детей. Девочки, играя, качают и кормят кукол. А мальчиков учат быть мужественными, достигать поставленных целей, заботиться и защищать слабых и девочек, конечно. Чтобы в дальнейшем он стал хорошим отцом и семьянином.
Психологические особенности, которые необходимо учитывать:
• Девочки развиваются быстрее (раньше начинают говорить, ходить, сидеть, они коммуникабельны в общении.
• Мальчики любят исследовать мир (лезут в колодцы, на деревья, в подвалы, у них в результате таких игр высокая вероятность травмирования.
• Девочки любят сидеть в уютном месте, играть с куклами, а не бегать по всей детской площадке с громкими криками, как мальчики.
• Конечно, бывают исключения. Когда девочки бегают, лазают по деревьям, а мальчики спокойно сидят и играют в шахматы.
• Это далеко не полный список, но четко видны психологические особенности.
Когда ребенок идет в детский сад, он тесно общается со сверстниками, там они играют, ссорятся, мирятся, ищут компромисс, договариваются. На этом этапе и родители, и педагоги должны каждому ребенку привить осознание своего пола, гендерных ролей и воспитывать определенные модели поведения. Наблюдая детей в саду, можно сказать:
• Девочки более послушны, собраны, внимательны.
• Мальчики лучше воспринимают информацию зрительно, а девочки – на слух.
• Девочки любят проявлять заботу, поучать и критиковать.
• Мальчики хуже приучаются к самообслуживанию.
• Девочки если строят дом, то с мебелью.
• Мальчики возводят целые города, железные дороги, мосты.
• У девочек нравственные понятия формируются раньше.
• Мальчики менее склонны придерживаться установленных рамок, границ.
• Девочки чаще жалуются, обращаются за помощью к взрослым.
• Мальчики реже жалуются.
• Время включения в деятельность у девочек короче, чем у мальчиков.
• Девочка реже поднимает руку, хотя и отвечает правильно. Она смотрит в лицо взрослому, ожидая подтверждения правильности ответа, одобрения.
• Мальчики включаются в работу дольше, пропускают объяснения, потом задают вопросы воспитателю и детям. Они не боятся ошибиться. Отвечая, смотрят в сторону, говорят уверенно.
Особенности обучения мальчиков и девочек в современном мире.
Советы воспитателям :
1. Не забывать, что девочки воспринимают лучше информацию на слух, а мальчики зрительно!
2. Во время занятий по лепке, аппликации и рисованию, учитывать то, что кисть мальчика по своему развитию отстает от кисти девочки на 1,5 года!
3. Когда идет оценка результатов деятельности помнить, что для девочек важна интонация и форма ее оценки! Мальчикам важна оценка того, что он достиг результата! Что поможет ставить новые цели. Мальчикам свойственно совершенствовать это умение.
4. Важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы мальчики и девочки имели возможность действовать сообща в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики берут на себя мужские роли, а девочки – женские. Хорошо в этом помогают театрализованные игры.
5. Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для чего используйте соответствующие игры, вышивку, шитье; а у девочек – крупную, для чего подойдут подвижные игры и с мячом.
6. Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними. А для девочек лучше подойдут вода и песок, чтобы можно было осуществлять разные варианты поиска, обсуждать их совместно.
7. Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к действиям.
8. Используйте чаще различные головоломки для девочек.
9. Давайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.
10. Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.
11. Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.
12. Приглашайте на занятия родителей детей, в присутствии мужчин и пожилых людей дети (особенно мальчики) ведут себя более организованно и стараются произвести приятное впечатление.
13. Если в группе есть лидеры-мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, что среди них есть тоже лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться. Необходимо помочь девочке использовать свой потенциал.
14. Хвалите девочек и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей, успешно решающих задачи. Этот прием поможет детям гордиться своими достижениями и повысит мотивацию успешного решения задач.
Необходимо создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать знания экспериментальным, поисковым путем.
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» - Песталоцци.
Мальчики и девочки – разные миры, их нельзя воспитывать одинаково.
Литература: В. Еремеева, Т. Хризман. «Мальчики и девочки — два разных мира». Тускарора, 2003.
Майкл Гариен «Мальчики и девочки – учатся по-разному»., Астрель, 2004.
Приложение 1.
Из опыта работы
В группе № 1 проведена игра «Кому, что нужно для работы?»
( Лексическая тема: «Профессии»)
Воспитанникам перед игрой предоставили возможность выбрать картинки с изображением людей разных профессий: врач, доярка, носильщик, спортсмен, пастух, птичница, музыкант, плотник, швея, повар, художник, продавец, учитель, кузнец, рыбак, летчик, водитель, парикмахер и др. Затем в ходе игры нужно взять картинку, назвать инструменты (предметы) и выбрать те, что подходят (нужны) для данной работы.
Выбор мальчиков пал на следующие профессии: врач, носильщик, спортсмен, пастух, плотник, повар, продавец, кузнец, рыбак, летчик, водитель. Выбор девочек : доярка, птичница, музыкант, швея, художник, учитель, парикмахер.
Детям были заданы вопросы:
- Кем работает мама? Кем работает папа? Кем хочешь стать ты?
Ответы мальчиков разделились. Половина из опрошенных смогли назвать профессии родителей, а половина – нет. (Работает на работе – самый популярный ответ.) В будущем мальчики хотят стать : изобретателем, водителем, строителем, доктором.
Ответы девочек были полными. Они знают, кем работают родители и кем они хотели бы стать. Это профессии: врача, парикмахера, учителя, артистки.
Оценка пространства группы № 1
Наличие зон (уголков) :
• Уголок строительства и конструирования
• Комната жилая (для игр в Семью, в Доктора, Парикмахерскую, Магазин, Уголок ряженья)
• Театральный и музыкальный уголок (игры драматизации и разные виды театра)
• Книжный уголок
• Уголок уединения, отдыха (рассматривание картин, книг, настольно-печатных игр для 2-х)
• Учебная зона
• Уголок творчества (рисования, лепки, аппликации, народно-прикладного ис-ва)
• Игровой уголок (настольно-печатные игры, дидактические игры, развивающие и др.)
• Уголок выставочный (по лексической теме картинки, книги, мат-лы; по проектной деятельности, т. е. текущие дела, интересы детей)
• Уголок наблюдений (аквариум, растения)
• Уголок экспериментирования (в туалетной комнате)
• Спортивный уголок (в спальне)
• Уголок для разворачивания больших с / р игр (дороги, ж / д пути, заправка автомобилей, корабли, многоэтажные дома и пр.)
Наблюдения за играми детей показали:
Мальчики больше играют в уголке строительства, в жилой комнате, в уголке уединения (шашки, шахматы, в уголке творчества (вырезают из бумаги, складывают кораблики, в игровом уголке, в уголке экспериментирования, в спортивном, строят большие постройки.
Девочки играют : в жилой комнате, в театральном уголке, в книжном уголке, в уголке уединения, в уголке творчества, в игровом, в уголке наблюдений, в спортивном, в уголке экспериментирования.