Наталья Ковалева
Особенности творческих проявлений в конструировании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности творческих проявлений в
Воспитатели: Ковалева Н. Н., Долинская Н. Н.
МБДОУ ДС№62 «Золотой улей», г. Старый Оскол
Творчество - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта художественного произведения, картины, механического прибора. Результатом творчества является научная идея. В психологии и педагогике говорят о детском творчестве, но выделяют его специфические особенности.
Публикация «Особенности творческих проявлений в конструировании детей» размещена в разделах
Первая особенность творчества детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта субъективна.
Вторая особенность связана с тем, что процесс создания продукта, как правило, доставляет ребенку даже большее удовольствие, чем удовольствие от получения результата, и, как правило, оказывается для него важнее, чем результат. Этим творчество детей отличается от творчества взрослых, для которых процесс может быть связан с мучительным поиском [28].
Ребенок приступает к новой для себя деятельности с легкостью. Его осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность, порой кажущееся бессмысленным, но увлекающее ребенка и часто приводящее к положительным результатам. Это третья особенность детского творчества, связанная с первыми двумя и особенно со второй.
Указанные особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. Педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. И только при таком подходе мы можем добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного возраста.
Одним из наиболее адекватных видов такой деятельности является детское экспериментирование, выделенное в качестве феномена Н. Н. Поддьяковым, который определяет два типа детского экспериментирования: бескорыстное, направленное на выявление свойств объектов и их связей и отношений безотносительно к решению каких-либо практических задач, направленное на поиск решения задачи. Первый вид экспериментирования является особо значимым, поскольку самостоятельное ознакомление детей с различными свойствами объекта как с равнозначными, без выделения «главных» и «неглавных», позволяет ребенку включать эти объекты в различные системы. Это делает детское экспериментирование гибким и значительно обогащает процесс творческого конструирования.
В конструировании, например, такими объектами для бескорыстного экспериментирования являются прежде всего материалы (конструкторы, бумага, природный материал, модули, обладающие разными свойствами (цветом, размером, весом, структурой, фактурой, функциональностью, учет которых в немалой степени обеспечивает продуктивность деятельности.
Вышеперечисленные особенности детского творчества необходимо учитывать при выработке педагогической стратегии по отношению к детскому творческому конструированию.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.). Выделяются два типа конструирования : техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не cтолько отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц». К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
Значение художественного конструирования в деятельности дошкольников велико. С одной стороны, данная деятельность способствует развитию и становлению у них творческого и конструкторского мышления, технологических представлений в процессе решения художественно-конструкторских задач, а с другой – способствует воспитанию художественно-эстетического вкуса и умений, направленных на организацию или совершенствование окружающей действительности средствами создания и функциями применения красивых и полезных объектов.
Дети дошкольного возраста достаточно отзывчивы к восприятию окружающих их бытовых и природных условий с точки зрения красоты и оригинальности, необычности цветовых решений и неординарностью отделки, уникальных конструкций и их подвижности и т. д.
Таким образом, с этой точки зрения дошкольники должны быть знакомы с такими элементами художественного конструирования, такими как: единство цветового решения и формы объекта, сочетание формы объекта и используемого материала, соответствие формы объекта его функциональному назначению, пропорциональное исполнение форм в соответствии с законами композиционного решения.