Оксана Чиркова
Особенности тематического планирования и методика работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Тематическое планирование.
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности тематического планирования и методика работы по нравственно- патриотическому воспитанию.
Решая задачи нравственно- патриотического воспитания, мы строим свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
Публикация «Особенности тематического планирования и методика работы по нравственно-патриотическому воспитанию, Тематическое планирование,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Данную работу мы планируем по следующим темам:
«Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад» «Природа родного края» и др. Работа по каждой теме включает игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым видам – праздники, развлечения.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, местности, где они живут. Причём темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Для ознакомления детей с символикой мною был изготовлен альбом «Символика Российской Федерации» (см. приложение, как пособие для педагогов и родителей. Отдельные темы мы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам, например знакомство с правами и обязанностями- в декабре (перед Днём Конституции) или 1 июня (в День защиты детей) (см. приложение, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Основной формой нравственно патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают беседы, индивидуальные задания. В своей работе я стараюсь приучать детей анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.
Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, мы объединяем в одну тему занятия по музыкальному воспитанию, по ознакомлению с природой, родному языку, изодеятельности.
При учёте возрастных особенностей детей мы широко используем в своей работе игровые приёмы, которые повышают познавательную активность детей, способствуют созданию эмоциональной атмосферы занятия. Например, перед разучивании песни «Русский сувенир» на занятии по изодеятельности дети знакомятся с народными игрушками, самоваром, и другими изделиями русских мастеров. Проводится игра «Магазин игрушек», где дети объясняют, из какого материала изготовлен конкретный сувенир, как он называется.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, историческими моментами вызвана тем, что дошкольникам свойственно наглядно- образное мышление. Эту проблему в нашем ДОУ мы решили, оборудовав «Горницу», где дети могут соприкоснуться с прошлым, увидеть подлинные предметы и материалы. А познакомить со старинными предметами и бытом нам помогает «хозяйка» горницы- кукла Татьяна, в русском национальном костюме.
Таким образом, работая в тесном контакте с педагогическим коллективом, мы стараемся каждую тему подкрепить различными играми, продуктивными видами деятельности видами деятельности. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, мы представляем на праздниках и развлечениях.
Тематический план работы по нравственно патриотическому воспитанию детей старшей группы.
Тема Содержание НОД
по музыкальному
воспитанию Связь с другими видами деятельности Срока выполнения.
«Моя семья» Провести беседу.
Слушание: «Мама и папа разговаривают» Ветлугиной; «Мама поёт» Е. Тиличеевой. Рисование на тему
«Моя семья».
Беседа «Как мы провели лето», рассматривание фотографий. Сюжетно- ролевая игра «Семья» Сентябрь
«Мой любимый детский сад» Беседа о садике, о дружбе.
Разучивание песни
Г. Струве «С нами друг». Экскурсия по детскому саду, знакомство с трудом сотрудников. Труд по уборке листьев на участке детского сада. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад». Октябрь
«Моя малая родина» Беседа о Брянском крае.
Слушание песен в исполнении вокальной группы «Изюминка»
«Белоберезковский вальс»,
«Мой край родной нечернозёмный»
В. Ерохова Экскурсия по посёлку. Изготовление альбома «Природа нашего края».
Сюжетно- ролевая игра «Почта» (на знание домашнего адреса) Ноябрь
«Я и моё имя» Для чего человеку дано имя?- беседа.
Музыкально- дидактическая игра «Кто сказал мяу?», игра на развитию песенного твор-ва «Спой имя». Изготовление именных карточек. Рисование на тему «Мой лучший друг».
«Полное» и «неполное» имя- игра. Декабрь
1-2
недели
«Новый год у ворот» Загадки о зиме. Беседа о предстоящем празднике.
Разучивание музыкального репертуара
(см. перспективное планирование) Проведение конкурса «Лучшая Новогодняя игрушка» (вместе с родителями.
Составление письма Деду Морозу.
Акция «покормите птиц зимой!» Декабрь
3-4
неделя
«Наша Родина- Россия!» Слушание песни на стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина?»
Пение частушек, разучивание колядок, песен к проведению «Святок». Беседа о предстоящем празднике. Объяснение значений пословиц о Родине.
Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага)
Рисование на тему «Моя Родина».
Разучивание народных игр. Январь
«Москва- столица нашей Родины» Беседа о Москве.
Слушание марша «Москва майская». Оформление стенда «Родина». Рассматривание иллюстраций о Москве, знакомство с достопримечательностями.
Рассказ детей из личного опыта (по возможности). Февраль
1-2
Недели
«Наши защитники» Разучивание музыкального репертуара по перспективному плану. Проведение праздника «День защитника Отечества». Приглашение на праздник пограничников, беседа с ними.
Спортивный досуг «Вместе с папой». Изготовление подарков для пап и дедушек. Февраль
3-4
Недели
«Очень я люблю маму милую мою»
Беседа о маме, о предстоящем празднике. Разучивание музыкального репертуара (См. перспективное планирование) Проведение праздничного концерта.
Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму». Рисование портрета «Моя мама». Изготовление подарков для бабушек и мам. Чаепитие «Семейные посиделки»
март
«Наши космонав-ты» Беседа о лётчиках и космонавтах. Разучивание игры «Лётчики, на аэродром!» Рассказ воспитателя о космонавтах. Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них всё получается.
Рисование на данную тему. Апрель
«Этот День Победы!» Разучивание музыкального репертуара ко Дню Победы. Слушание песен военных лет. Встреча с фронтовиком, проведение праздника. Экскурсия к Вечному огню. Возложение цветов к мемориалу и памятнику.
Рисование на тему «Мир».
Высаживание цветов на аллею и клумбы детского сада. Май
Любимые ребятами посиделки проходят в уютной горнице!