Ирина Дроздова
Особенности становления игры как вида деятельности в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что игре в развитии ребенка принадлежит особая роль. Исходя из того, что игра - это вид деятельности, в котором происходит воссоздание и усвоение общественного опыта, следует учитывать специфику ее формирования и общие закономерности развития как непосредственного процесса игры у ребенка, так и самого ребенка.
Публикация «Особенности становления игры как вида деятельности в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Поскольку способность и возможность перейти непосредственно к игре есть только у ребенка, который желает, умеет общаться с взрослыми (как источником передачи социального, общественного опыта) и активно познающий окружающий мир, то можно говорить о том, что игровая деятельность ребенка постепенно формируется взрослым по мере обогащения детского жизненного опыта.
В раннем и дошкольном возрасте доступны такие виды игр, как:
-дидактические (сюжетно-дидактические)
-развивающие
-подвижные (сюжетно-подвижные)
-игры-драматизации
-игры-забавы музыкальные (сюжетно-музыкальные)
-сюжетно-ролевые (бытовые, общественно-патриотические, режиссерские)
-творческие (творческие сюжетные)
-строительные
-театрализованные
-хороводные
-конструктивные
По решению задач игры делятся на несколько групп:
1. решение задач умственного (интеллектуального) плана
2. решение задач физического плана
3. решение задач художественного (эстетического) плана
4. решение задач нравственного (социального) плана
В развитии большинства видов игры можно выделить этапы ее формирования:
1 этап – действия с предметами
а) направленность: действие с предметом как получается;
б) роли: нет;
в) характер действий: манипулятивный; ознакомительный и отобразительный;
г) взаимодействие: самостоятельные действия, игра с помощью взрослого;
д) стимул: игрушка;
е) возраст : 1г – 1,6г
2 этап – действия с предметами
а) направленность: цепочка действий может носить сюжетный характер
б) роли: не обозначаются;
в) характер действий: однообразные и часто повторяются, постепенно переходят к передаче отдельных; сюжетно-отобразительный;
г) взаимодействие: игра с взрослым;
д) стимул: игрушки, предметы-заместители;
е) возраст : 1,6-3 года.
3 этап - действия с предметами
а) направленность: последовательность действий определяются ролью;
б) роли: обозначаются словами;
в) характер действий: в соответствии с ролью, одна игра повторяется многократно;
г) взаимодействие: кратковременное объединение на основе использования любимой игрушки;
д) стимул: использование любимой игрушки;
е) возраст : 3-5 лет
4 этап – действия с предметами
а) направленность: действия с предметами, нацеленные на установление контактов с партнерами;
б) роли: четко обозначены, распределяются до начала игры;
в) характер действий: атрибуты и действия определяются по ходу игры в соответствии с ролью;
г) взаимодействие: как совместная деятельность, так и в сочетании с индивидуальными действиями партнеров, не отнесенных с ролью;
д) стимул: отражение быта, труда взрослых, общественных явлений;
е) возраст : 5-6 лет
5 этап – действия с предметами
а) направленность: отражение взаимодействия взрослых друг с другом;
б) роли: распределение заранее, отбор игрового оборудования, его изготовление;
в) характер действий: совместный, коллективный;
г) взаимодействие: коллективное, устойчивые объединения;
д) стимул: общий интерес, личные симпатии;
е) возраст : 6-7 лет.
В соответствии с этапами развития игры ребенку определенного возраста нужны определенные игрушки, различные по своей тематике и назначению. Игрушки по классификационной принадлежности можно разделить следующим образом:
- сюжетные (фигурки животных, куклы – образные; посуда, мебель);
- технические (конструкторы, транспорт, игрушки-двигатели (катающиеся);
- «орудия труда» (молоточки, совочки, ведерки, грабли, лопатки и т. п.);
- игрушки-забавы;
- театральные;
- музыкальные;
- спортивные;
- крупногабаритные;
- предметы заместители (заменители).
Для того, чтоб игра ребенка развивалась, необходимо соблюдение следующих условий:
- разнообразие впечатлений, получаемых ребенком от окружающей жизни;
- помощь взрослых (объяснение, рассказ, ответы на вопросы в доступной форме) в понимании событий окружающей жизни;
- чтение художественной и научно-популярной литературы;
- взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
И еще одним из условий развития игры выступает роль взрослого. Руководство игрой со стороны взрослого можно то же условно разделить на этапы:
- отбор игрового материала соответственно возрастным, индивидуальным и пр. возможностям ребенка;
- образец действия с игрушкой с обнаружением ее свойств;
- объяснение задачи и игрового действия с показом;
- распределение ролей, игровых заданий, подбор игрового материала;
- разбор игровой задачи, цели, особенностей ролей и игрового материала с помощью наводящих вопросов, т. е. погружение ребенка в игру с дальнейшим предоставлением свободы действий; взрослый – помощник, участник;
- словесное объяснение и указание направления действий, постановка игровой задачи, обозначение результата, «постановка» ребенка в игровые условия; взрослый – «провокатор» игры.
Именно с развитием игры совершаются самые важные изменения в психике ребенка и, как следствие, происходит его подготовка к переходу на новую ступень индивидуального интеллектуального и социального развития.