елена головко
Особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.
Социализация и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе не становится менее актуальной, ее злободневность только возрастает. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ, развитие которого отягощено неблагоприятными факторами, усугубляющими проблему социальной дезадаптации. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими среди них следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень медицины и т. д. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания, т. е. «за границами» жизни здорового человека.
Публикация «Особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
В организации процесса образования детей с ОВЗ необходимо понимание целей обновленного содержания образования, принятие своей собственной роли – не только как транслятора знаний, а организатора непосредственно образовательной деятельности детей с ОВЗ и принятие необходимости внедрения инновационных социальных технологий в образовательный процесс.
Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Особой заботой становятся не только проблемы обучения, воспитания и развития детей, но и создание благоприятных условий для реализации прав и гарантий равных возможностей в получении адекватного образования и обеспечении достойной жизни в обществе. Приоритетной задачей сегодняшнего дня в инклюзивном образовании является усиление внимания к проблемам социализации и интеграции в общество лиц с особенностями психофизического развития, к созданию целостной системы психолого-педагогического сопровождения. Новое видение системы сопровождения состоит во всестороннем ее рассмотрении с позиций целостности социального и природного бытия, культуры и личности. Правомерность такого подхода обусловлена закономерностью развития человека во взаимодействии с окружающей средой той культуры, к которой он принадлежит. Формирование гармоничного взаимодействия ребенка с особенностями развития с природным, рукотворным и социальным окружением находится в рамках предметного поля инклюзивного образования, а создание целостной системы социо-медико-психолого-педагогической помощи выступает средовым ресурсом его развития.
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.
Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем:
проблема неприятия детей с ОВЗ;
проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;
трудности в понимании и реализации подходов к обучению;
нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения, как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов.
Одним из главных принципов психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования является междисциплинарность – комплексный подход к сопровождению. «Сопровождение» - это организованная психолого-педагогическая помощь учащемуся с целью повышения эффективности и качества его обучения и воспитания.
Инклюзивная образовательная среда формируется целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве, проповедующим единые ценности, включенным в единую организационную модель и владеющим единой системой методов.
Для этого создается группа психолого-педагогического сопровождения, в состав которой входят: представитель администрации, ответственный за обеспечение инклюзивных процессов в общеобразовательном учреждении; педагогические (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учителя, тьюторы, работающие с учащимися с ОВЗ) и иные работники образовательного учреждения, а также специалисты курирующих служб.
В течение всего периода обучения группа сопровождения осуществляет работу по выбору адекватных методов и приемов обучения, адаптации учебных программ общеобразовательных учреждений для учащихся с ОВЗ на основе оценки состояния каждого ребенка и оценки динамики его развития, группа сопровождения может выступать инициатором пересмотра учебной программы. Администрация общеобразовательного учреждения несет ответственность за организацию, состояние и качество инклюзивного обучения и воспитания.
Ключевыми направлениями работы педагога-психолога общеобразовательного учреждения с детьми с ОВЗ является:
Программа коррекционной работы педагога-психолога в образовательном учреждении включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: диагностическое направление; консультативно-просветительское и профилактическое направление; коррекционно-развивающее направление; организационно-методическое направление. Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике.
По результатам диагностического обследования у обучающихся с ОВЗ могут быть выявлены нарушения интеллектуальной и личностной сфер (память, внимание, мышление, ограниченность сведений об окружающем, колебания работоспособности). Таким детям необходима организующая и стимулирующая помощь.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной инклюзии, являются: развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; развитие социальных навыков и социализации и т. д.
Специалисты разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье.
Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ проходит через консультирование, организацию Школ для родителей, Семейных клубов и др. Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании.
Вся работа с родителями, воспитывающими детей с особыми нуждами, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы.
Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Организационно – методическое направление деятельности педагога-психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
Индивидуальный образовательный маршрут составляется на обучающегося с ОВЗ на учебный год и содержит реальные, конкретные цели, задачи и учебный материал, находящийся в сфере его ближайшего развития.
С целью повышения качества психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ перед специалистом стоит задача – для более успешной социализации детей тщательнее продумывать содержание индивидуального маршрута.
С учетом индивидуального подхода к каждому обучающемуся создается комфортный психо-эмоциональный режим обучения, который способствует сотрудничеству («ученик – учитель», «ученик – ученик»).
Нельзя забывать и о позитивном отношении и обоюдной готовности, которые необходимо формировать в школе и классе задолго до того, как появится ученик с особенностями развития. Создание педагогических условий заключается в первую очередь в том, чтобы исключительно (педагоги, родители, учащиеся) получили установку на положительное отношение к данному явлению и выполняли ее как закон школы. Положительное общественное мнение сокращает сроки и значительно облегчает процесс обоюдной адаптации.
Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с особыми нуждами. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования – это важная составляющая модели инклюзивного образования.
Что же означает термин «сопровождение»?
«Сопровождение» - это организованная психолого-педагогическая помощь учащемуся с целью повышения эффективности и качества его обучения и воспитания. Структурно «сопровождение» представляет собой комплекс действий, методик, мероприятий, реализующий заявленную цель.
Форма, способы, средства и задачи «сопровождения» :
-Форма - организованная, то есть: спланированная, причинно и теоретически обоснованная, конкретная, целевая.
- Способы и средства - педагогические и психологические методы воздействия на сознание школьника как непосредственно так и опосредовано (через организацию среды, группу и др.).
- Задачи: организация внутренних и внешних условий успешности учебной деятельности учащегося.
Функции «сопровождения» :
Сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:
- диагностика существа возникшей проблемы;
- информация о существе проблемы и путях ее решения;
- консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
- первичная помощь на этапе реализации плана решения.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младших классах в рамках ФГОС.
Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В последнее время в школах перестали открывать классы СКК. А в некоторых школах, где есть такие классы, места для учащихся ограничены. И дети с ограниченными возможностями здоровья вынуждены обучаться в общеобразовательных классах. Эта ситуация более обострилась, когда родители стали иметь возможность на право выбора учебного учреждения, где будет обучаться их ребёнок. И многие родители не хотят следовать рекомендациям ПМПК. Исходя из этого, следует, что дети с тяжелыми нарушениями в речи и ЗПР должны быть обеспечены специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе. И здесь основным принципом организации работы является оказание комплексной психолого – педагогической помощи детям. Совместно с классным руководителем, педагогом — психологом, социальным педагогом, учителем — логопедом составляется карта индивидуального маршрута развития по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья (там отражены пути сопровождения учащихся с учётом индивидуальных особенностей, работоспособности и состоянием здоровья)
Этапы сопровождения учащихся.
Работа по сопровождению учащихся осуществляется по этапам:
1 Этап – диагностическая работа. Проводится мониторинг среди первоклассников два раза в год. В мониторинге участвует учителя, педагог-психолог, учитель-логопед.
1. Стартовую диагностику проводит педагог-психолог.
Она изучает у ребё нка:
познавательные ууд (логическое мышление, психологические процессы, визуальное мышление) коммуникативные ууд (направленные на организацию и осуществления сотрудничества, на интеллектуальный аспект общения)
регулятивные ууд -оценка сформированности учебной деятельности.
Экспертную оценку определяет учитель по рекомендациям психолога.
личностные ууд- мотивация к учебной деятельности, исследования самооценки, нравственно-этическое оценивание. Учителя самостоятельно определяют уровень дезадаптации учащихся.
2. Изучение сформированности речи проводит учитель-логопед. Диагностика позволяет выявить отклонения устной и письменной речи, определить структуру речевого дефекта, поставить правильное заключение о речевом диагнозе (ФФНР, ОНР,ФНР, дислалия, дисграфия) С детьми с речевыми нарушениями проводится диагностический диктант для определения формы дисграфии. Уровень развития речи обследуется по таким критериям как: состояния звукопроизношения; фонематического восприятия; сформированности лексико-грамматического строя речи, связной речи; навыки языкового анализа и синтеза; навык чтения и письма. Все показатели мониторинга заносятся в протоколы обследования. Результаты мониторинга доводятся до учителей и по необходимости родителям.
2 Этап — аналитико-диагностическая работа.
Сбор и анализ данных об учащихся. Обработка результатов обследования с целью выявления детей «группы риска». Определение прогноза речевого и психического развития ребёнка. Комплектования групп. Составление индивидуального маршрута учащихся, где отражаются пробелы знаний и намечаются пути ликвидации, направления коррекционной работы. При необходимости подготовка документации на ПМПК (составление характеристик, логопедическое и психологическое представление на ребёнка) Осведомление родителей о задачах коррекционной работе и мероприятиях с ребёнком, через индивидуальные беседы, родительские собрания.
3 этап — коррекционно-развивающие занятия со специалистами.
Исправление или сглаживание отклонений нарушения развития, преодоление трудностей учащихся в учебной деятельности. Формирование позитивного отношения к учебному процессу. Овладение необходимыми знаниями и умениями, навыками в рамках ФГОС. В рамках ФГОС по организации внеурочной деятельности рекомендуем родителям посещать детям определенные кружки для развития. Педагог-психолог предлагает кружок «Я учусь учиться» (развития познавательных способностей, «Азбука общения» (развития личности, коммуникальных ууд) Учитель-логопед проводит кружок «Весёлый грамотей» (развитие познавательных ууд)
4 этап – заключительный.
Проводится анализ результативности совместной деятельности с целью изучения динамики учащихся. В мае проводится повторный мониторинг учащихся. Данные мониторинга сравниваются со стартовой диагностикой и по результатам принимается решение о необходимости продолжить коррекционные занятия или «выпустить» ребёнка под контроль классного руководителя. Всё это создает условия для формирования умение проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний учащихся.