Получи документы

Особенности словообразования у детей с аграмматической дисграфией

Cветлана Герасимова
Особенности словообразования у детей с аграмматической дисграфией
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности словообразования у детей с аграмматической дисграфией

В современной общеобразовательной школе одной из самых актуальных является проблема нарушений письменной речи у младших школьников, поскольку чтение и письмо становятся основой для дальнейшего их обучения [7].

Среди учеников, не успевающих по русскому языку, около 95% - это дети, у которых в дошкольном возрасте не был сформирован фонематический слух или имелись проблемы с устной речью. Письмо тесно связано с процессом устной речи и может осуществляться только при высоком уровне её развития (Р. Е. Левина, 1940; Л. К. Назарова, 1952; А. Р. Лурия, 1959; Л. Н. Ефименкова 1991; И. Н. Садовникова, 1995; Л. Г. Парамонова, 2001; М. А. Поваляева, 2006).

Публикация «Особенности словообразования у детей с аграмматической дисграфией» размещена в разделах

Дисграфией называют частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформрованностью высших психических функций, участвующих в процессе письма [3].

Дисграфические ошибки не связаны с правилами орфографии и не являются единичными, а встречаются часто, то есть носят стойкий характер и не исчезают по мере овладения грамотой. Их называют специфическими, они выражаются, как правило, в пропусках и перестановках букв в словах, в заменах одних букв другими (близких по звучанию и по написанию, в «зеркальном» написании букв, в неправильном написании предлогов и приставок, в несоблюдении границ предложения [6].

В основе аграмматической дисграфии лежит несформированность у ребёнка грамматического строя устной речи [7]. Как правило, этот вид дисграфии начинает проявляться с третьего класса, когда школьник овладел грамотой и начинает изучать грамматические правила. Трудности письменной речи выражаются в неспособности ученика применять правила изменения слов по числам, падежам, родам и т. д. Это проявляется в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовывать слова между собой в соответствии с грамматическими нормами языка. Ученик пишет аграмматично, вопреки правилам грамматики («красный платье», «девочка бегал», «на окну»). Аграмматизмы на письме могут отмечаться на уровне слов, словосочетаний, предложений и текста. Например: (ЗА ДОМА (за домом) САРАЙ. ИСТЁПЛЫЯ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ (Из тёплых стран летят грачи). ВАСЯ И КОЛЯ ПРИШЛИ РОЩУ (Вася и Коля пришли в рощу). БЫЛ ЖАРКИ ДЕНЬ (Был жаркий день) [9].

Проблема развития навыков словообразования у младших школьников является значимой, поскольку их недоразвитие значительно снижает успешность в овладении учебными знаниями, умениями и навыками в процессе школьного обучения, препятствует полноценному развитию языковой способности и речевой коммуникации в целом.

Словообразование в специальной литературе рассматривается как основной путь и средство пополнения состава языка новыми словами, как механизм создания производных слов [4]. Выделяют несколько способов словообразования : морфологический (префиксальный, суффиксальный, префиксальносуффиксальный, безаффиксный, сложные основы, аббревиация) и неморфологический (морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический).

В специальной литературе выделены определенные периоды формирования словообразования в онтогенезе [4]. Первый период - накопление первичного словаря мотивированной лексики и формирование предпосылок словообразования (от 2,5 до 3,5 – 4 лет). Словообразование в этот период носит единичный, а не массовый характер. Второй период – активное освоение словопроизводства, формирование обобщенных представлений мотивированности наименований, возникновение словообразования дефиниционного типа (от 3,5 – 4 до 5,5 – 6 лет). Третий период - усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи, снижение интенсивности словотворчества (от 5,5 до 6 лет) [8]. При формировании грамматической системы словообразования, по А. Н. Гвоздеву, примерно к 8 или даже к 9 годам [1].

Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (Т. Н. Ушакова. С. И. Цейтлин. А. М Шахнарович и др.). Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.

Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребенка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам. Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка [10].

В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как с системой. Но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка его языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию словообразовательной систем [5].

У детей с аграмматической дисграфией наблюдается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетической, так и лексико-грамматической сторон речи (Р. Е. Левина, И. К. Колповская, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова).

Даже там, где нет сомнений в написании слова, где соблюдается фонетический принцип письма, они пишут с ошибками, так как неверно ставят ударение и неверно оформляют высказывание в устной речи.

Среди ошибок на безударные гласные чаще всего встречается неправильное употребление корневой гласной. Отмечается множество подобных ошибок и в тех случаях, когда правило правописания безударных гласных уже пройдено детьми. Это объясняется тем, что для применения данного правила ребенок должен оказаться способным подобрать однокоренное слово, в котором сомнительная гласная стоит под ударением. Однако ограниченный словарный запас, несформированность семантической стороны речи, отсутствие четких звуковых представлений о слове затрудняют нахождение необходимых для проверки сомнительного гласного родственных слов.

Встречаются ошибки на безударные гласные в окончаниях слов, в приставках и суффиксах. Также при аграмматической дисграфии распространены следующие типы ошибок на письме: неправильное употребление падежных окончаний; ошибки бывают не только в трудных, особых случаях склонения существительных, но и в простых падежных формах так как процесс дифференциации окончаний существительных в зависимости от типа склонения задержан и к моменту школьного обучения, как правило, оказывается незавершенным.

К особенностям письма и чтения детей относят :

- неверное употребление числа имен существительных (вместо единственного числа в письме часто встречаются употребления множественного и наоборот);

- трудности при согласовании имен существительных с прилагательными (наблюдаются ошибки согласования в роде, падеже, числе);

- в письменных работах распространены ошибки, вызывающие нарушения связей в словосочетаниях (ошибки управления, согласования);

- трудности грамматического выражения отношений между предметами и процессами окружающей действительности: пропуски и замены предлогов вызывают нарушение связей в словосочетаниях и влекут за собой ошибки морфологического характера [9].

Бедный словарь, незнание точных значений отдельных слов приводят к использованию в письменной речи детей крайне бедных описательных средств и пропуску как главных, так и второстепенных членов предложения. Пропуск слов нарушает синтаксическую структуру предложения и логику повествования.

Главная задача логопедической работы при аграмматической дисграфии, по мнению Р. И. Лалаевой, заключается в преодолении импрессивного и экспрессивного аграмматизма, формировании морфолоических и синтаксических обобщений. Необходимо уточнять структуру предложения, формировать операции морфемного анализа, работать с однокоренными словами, формировать навыки словообразования и словоизменения [3].

Библиографический список

1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М. : Издательство Академии педагогических наук, 1961. – 471 с.

2. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования : Методическое пособие – М. : АРКТИ, 2017. – 80 с.

3. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников : Учебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.

4. КорневА. Н. Нарушения чтения и письма у детей : Учебно-методическое пособие. - СПб. ; ИДУМиМ, 1997.

5. Логопедия : Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с.

6. Логопедия. Теория и практика / под ред. д. п. н. профессора Филичивой Т. Б. – М. : Эксмо, 2017. – 608 с.

7. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб. : Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – 240 с.

8. Тамбовцева А. Г. О дифференцированном подходе к детскому словообразованию и словотворчеству // Проблемы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. – Пермь, 1978.

9. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М. : 2002.

10. Цейтлин С. Н. Язык и ребё нок : Лингвистика детской речи : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

Публикации по теме:

«Дидактические игры в коррекции словообразования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 61 «Мечта» 140206, Московская обл., г. Воскресенск,.

Возрастные особенности детей 6–7 лет В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые.

Дидактические игры как средство развития словообразования у детей 6–7 лет Доклад Дидактические игры как средство развития словообразования у детей 6-7 лет Подготовила Сигитова Т. В Дидактические игры как.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Дипломная работа «Формирование умений словообразования у детей пятого года жизни посредством игровых технологий» Целью исследования является разработка и апробация системы работы по формированию умений словообразования у детей пятого года жизни средством.

Особенности адаптации детей 1,5–3 лет к ДОУ Особенности адаптации детей 1,5 – 3 лет к ДОУ Ваш малыш подрос. Он узнает родителей, улыбается, сидит, берет игрушки, лепечет, начинает.

Особенности учебной мотивации детей детей старшего дошкольного возрастаОсобенности учебной мотивации детей детей старшего дошкольного возраста Особенности учебной мотивации детей 6-7 лет Чекотина Наталья Юрьевна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 9 Выборгского района г. Санкт-Петербурга.

Психологические особенности детей 6 лет Для дошкольного старшего возраста (6-7 лет) характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На.

Родительское собрание в первой младшей группе «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2–3 лет» Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет» Повестка.

Возрастные особенности детей 3–4 лет Возрастные особенности детей 3-4 лет. МОТОРИКА Ребенок хорошо бросает через голову мяч, и хватает его в процессе игры, когда мяч катится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности словообразования у детей с аграмматической дисграфией
Опубликовано: 2 июля 2019 в 16:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности словообразования у детей с аграмматической дисграфией» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Герасимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД