Вера Ермилина
Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать
Главный вектор в развитии речи дошкольников пятого года жизни – это освоение, прежде всего, связной монологической речи. На пятом году жизни активно начинается процесс словотворчества. Словарь детей среднего дошкольного возраста пополняется глаголами и именами прилагательными. Дети могут уже правильно давать определение назначению предметов, их функциональные признаки (например, мяч – игрушка, в него можно играть). Речь ребенка становится более последовательной и связной. Дети с интересом подбирают и рифмуют слова. Причем зачастую слова лишены смысла. Эти упражнения способствуют развитию речевого слуха, умению подобрать близкие по звучанию слова. Это открывает возможности для обучения детей составлению совместно с педагогом небольшие описательные повествования.
Публикация «Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Однако в речи дошкольников встречаются и нарушения. Некоторые дети недостаточно правильно произносят шипящие и сонорные звуки, отмечается слабо развитая интонационная выразительность. В этой связи Е. А. Алябьева отмечает: «Большинство дошкольников не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не могут связать предложения и отдельные части высказывания».
Основные задачи работы по развитию речи детей средней группы :
1. Воспитание звуковой культуры речи. Включает в себя формирование правильного звукопроизношения, умение использовать умеренный темп речи, интонационные средства выразительности. Развивается голосовой аппарат, речевое дыхание. В этом возрасте важно сформировать и закрепить у детей правильное произношение всех звуков родного языка. Важно помочь детям осмыслить, что все звуки в слове бывают разные: сонорные, свистящие, твердые, мягкие и т. д. Можно предложить детям ряд заданий по подбору различных игрушек и предметов, в названиях которых есть заданный звук.
2. Словарная работа. Уделяется внимание правильному пониманию детьми значений слов и обогащению активного словаря. Постепенно вводят названия различных предметов, их свойств, качеств, действий с ними. Акцентируется внимание на обобщении понятий, таких как: животные, птицы, игрушки, мебель, одежда и т. д. Система речевой работы включает в себя упражнения на распознавание и подбор слов, близких и противоположных по смыслу (синонимы-антонимы). Так же продолжают знакомить детей с образованием некоторых слов (подснежник, подберезовик, пододеяльник и т. д.). Усложнение задач происходит постепенно: отдельные слова – словосочетания – предложения – рассказы.
3. Формирование грамматического строя речи. Идет продолжение обучения образованию формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки, нет шапок и т. д., согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. В игровой форме детям предлагается образовывать формы глаголов в повелительным наклонении, формулировать указания друзьям или игрушкам. Так же детей знакомят со способами образования глаголов (воспитатель – воспитывает, мыло – мылит, учитель – учит и т. д.).
4. Развитие связной речи. Включает в себя обучение составлению не-больших связных рассказов по картинке. Детей постепенно подводят к составлению рассказов на темы из повседневной жизни. Важно научить детей включать в свое повествование элементы описания, диалоги, соблюдать временную последовательность. Очень интересен опыт использования такой формы речевого развития, как количественное составление связного высказывания. Обучение связным высказываниям совершенствует навыки составления описательных и повествовательных рассказов.
Развитие коммуникативных умений. Включает обучение детей устанавливать контакты с незнакомыми взрослыми и сверстниками, доброжелательно отвечать на вопросы, уметь налаживать эмоциональный контакт, вступать в речевое общение с удовольствием.