Валерия Ивановна Романова
Особенности развития творческого воображения у старших дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Романова Валерия Ивановна
студентка 4 курса группы З-Б-ДО-20 с ПИ СВФУ им. М. К. Аммосова, г. Якутск
romanovu.2016@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Публикация «Особенности развития творческого воображения у старших дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития творческого воображения у старших дошкольников с нарушением зрения. Авторами описывается точка зрения, согласно которой творческое воображение у старших дошкольников с нарушениями зрения имеет качественное своеобразие, что проявляется в схематичности, стереотипности деятельности, стремлении к копированию, сложности в создании воображаемой ситуации. Специально-организованная коррекционно-развивающая работа, строящаяся с опорой на главные для дошкольника виды деятельности (игровую, изобразительную и речевую, способствует преодолению имеющихся недостатков и развитию творческого воображения детей. Проведено эмпирическое исследование в этом направлении.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, нарушение зрения, дети с нарушением зрения, творческое воображение, развитие творческого воображения.
Выдвижение на первый план проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также активно развивающиеся процессы инклюзии и интеграции обуславливает актуальность изучения проблемы развития творческого воображения у детей с нарушениями в развитии.
Функциональные нарушения зрения являются наиболее часто встречаемым вариантом зрительной патологии в детском возрасте. Несмотря на наличие отдельных работ, посвященных изучению творческой деятельности детей данной категории, следует отметить недостаток глобальных исследований особенностей творческого воображения у детей с нарушениями зрения и частных методик его формирования.
Исследователи в области тифлопедагогики (А. Г. Литвак, Н. Г. Морозова, В. М. Сорокин, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева и др.) отмечают, что нарушения зрения ограничивают возможности развития воображения.
У детей с глубокими нарушениями зрительной функции наблюдается сужение чувственного познания, что оказывает неблагоприятное влияние на реконструкцию образов воображения. Однако благодаря компенсаторным механизмам и восстановлению сенсорного развития, логическому мышлению, а также активному функционированию других психических функций (представлений и памяти) воображение у слепых и слабовидящих детей может достигать значительных результатов и даже играть важную роль в процессах компенсации зрения и становления личности ребенка. Так, при ограниченном сенсорном развитии у детей с нарушениями зрения воображение восполняет восприятие и чувственное познание. При помощи воссоздающего воображения, с участием сохранных анализаторов и словесных описаний дети с нарушениями зрения формируют и создают образы объектов, которые недоступны им при непосредственном ощущении или восприятии [5, с. 19].
Таким образом, актуальность выделенной проблемы и недостаточная разработанность в психологии определили выбор темы исследования.
Воображение в общей и специальной психологии - это процесс психического отражения, состоящий в создании представлений об объектах или событиях, никогда субъектом не воспринимавшихся в действительности, путем переработки материала предшествующего личного опыта [4, с. 67]. Можно сказать, что это отражение реальности в новых, необычных сочетаниях и связях. Воображение занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. А еще это одно из самых загадочных психических явлений потому как почти ничего неизвестно о его механизме, и анатомо-физиологической основе.
Воображение в старшем дошкольном возрасте становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов; воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию [1, с. 39].
Именно в старшем дошкольном возрасте происходит активация воображения : сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы, а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).
Характеризуя в целом произвольное творческое воображение слепых и слабовидящих, следует подчеркнуть снижение его количественной продуктивности в сравнении с нормой. Это связано с бедностью и однообразием ассоциативных связей, лежащих в основе продуцирования образов фантазии.
Качественные изменения в сфере воображения проявляются в снижении уровня оригинальности, т. е. новизны, нестандартности образов. Для воображения лиц с дефектами зрения характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти [2, с. 4].
Наличие специфических черт в воображении лиц с дефектами зрения не снимает основных закономерностей развития этого процесса, последние в равной мере проявляются как в норме, так и при патологии зрения. Надлежащим образом организованное обучение и воспитание слепых и слабовидящих способно обеспечить полноценное развитие их воображения.
Ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются :
1. Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий.
2. Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности.
3. Организация наблюдений за творческим процессом взрослых [3, с. 40].
Наше исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Нижне-Бестяхский Детский сад «Солнышко» п. г. т. Нижний-Бестях Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия, где приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста. По заключению ПМПК у детей имелись следующие диагнозы: 4 детей - амблиопия, 1 - сходящееся косоглазие, 1 - расходящееся косоглазие.
Цель нашего исследования:
- определить критерии оценки уровней развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
- подобрать диагностические методики для изучения уровней развития творческого воображения у детей;
- провести эмпирическое исследование;
- осуществить качественный и количественный анализ данных диагностики.
Для выявления особенностей творческого воображения детей с функциональными нарушениями зрения был проведен констатирующий эксперимент, который состоял из трех блоков заданий.
Первый блок был направлен на изучение особенностей творческого воображения в изобразительной деятельности (задания «Свободный рисунок» (авторы Ю. А. Афонькина и Г. А. Урунтаева) [7]; творческие задачи Э. П. Торренса (сокращенный вариант) [8]).
Второй блок эксперимента был направлен на изучение способностей к речевому творчеству (задания «Чем это может быть в игре?», «тест Роршаха» [4]).
Третий блок был направлен на выявление особенностей творческого воображения в театральной деятельности (задание «Превратись в.», задание «Силуэты», «Cпонтанная игра-драматизация» [3]).
По полученным результатам проведения диагностики сделаны следующие выводы:
Результаты диагностики показали, что уровень развития творческого воображения у 50% детей группы отстает от нормы;
Старшие дошкольники с низким уровнем развития воображения при решении задач на построение образов воображения с использованием заданного элемента, не умеют проявлять оригинальность и необычность изображения, создают контурные, лишенные деталей, схематичные изображения, что свидетельствует о необходимости организации работы по развитию у них навыков и способов творческого воображения.
Таким образом, проведенная диагностика показала, что у всех детей наблюдаются специфические особенности воображения и недоразвитие его отдельных компонентов. В целом можно сказать, что дети с нарушениями зрения имеют следующие недостатки воображения : снижение интереса к творческой деятельности, отсутствие целенаправленных попыток к созданию оригинальных творческих образов, сложности в создании воображаемой ситуации в игре. Кроме того, для детей с нарушениями зрения характерна стереотипность, схематичность создаваемых образов (это проявляется как в рисовании, так и в игровой и речевой деятельности, подмена образов воображения образами памяти, стремление к прямым заимствованиям. Также наблюдается соскальзывание с выполнения задания, высокая отвлекаемость, недостаточная проработка деталей рисунков.
Поэтому в процессе работы мы разработали рекомендации для педагогов по развитию творческого воображения у старших дошкольников с нарушением зрения.
Для преодоления выявленных недостатков с детьми можно провести коррекционно-развивающую работу, построенную с опорой на главные для дошкольника виды деятельности (игровую, изобразительную, речевую). Она включает в себя следующие направления развития творческой деятельности :
1. Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия).
2. Развитие игровой деятельности.
3. Развитие речевого творчества.
4. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности.
5. Совершенствование навыков межличностной коммуникации.
При разработке коррекционно-развивающих мероприятий учитывается специфика нарушений зрения у детей. Коррекционная работа строится на основе методических рекомендаций таких авторов, как М. А. Васильева, Л. И. Плаксина.
Комплекс психокоррекционных занятий включает в себя специально подобранные игры и упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, развитие психических процессов (мышления, внимания, памяти, стимуляцию творческой активности детей.
Часть каждого занятия отводится на изобразительную деятельность, основным средством выполнения каждой работы являлись нетрадиционные техники рисования: точечный рисунок, рисование пальчиками и ладошкой, рисование зубной пастой и кремом, набрызг, рисование валиком на фольге, рисование мячиками, рисование на мокрой бумаге, рисование под музыку с закрытыми глазами, рисование клеем с солью, ниткография, рисование свечой и акварелью, кляксография с трубочкой, рисование мыльными пузырями, рисование при помощи воздушно-пупырчатой пленки.
Еженедельно с детьми можно провести сюжетно-ролевые игры по сюжету «фантастическое путешествие». На начальном этапе обучения такие игры организовываются педагогом, в дальнейшем дети будут справляться самостоятельно.
Большое внимание необходимо уделять развитию речевого творчества : проводить различные речевые игры, как на занятиях, так и в процессе режимных моментов; дошкольники будут придумывать сказки, небольшие рассказы. Детям постоянно надо придумывать названия для своих рисунков, для игровых образов, для картин, участвующих в обсуждении.
Итак, проведенное нами эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы.
Во время проведения нашего исследования, у детей с нарушениями зрения были выявлены следующие недостатки воображения : снижение интереса к творческой деятельности, отсутствие целенаправленных попыток к созданию оригинальных творческих образов, сложности в создании воображаемой ситуации в игре. Кроме того, были характерны стереотипность, схематичность создаваемых образов, подмена образов воображения образами памяти, стремление к прямым заимствованиям. Также наблюдались соскальзывание с выполнения задания, высокая отвлекаемость и недостаточная проработка деталей рисунков.
Думаем, что специально-организованная коррекционно-развивающая работа, строящаяся с опорой на главные для дошкольника виды деятельности (игровую, изобразительную и речевую, будет способствовать преодолению имеющихся недостатков и развитию творческих способностей детей.
Следовательно, наша гипотеза, которая предполагает, что творческое воображение у старших дошкольников с нарушениями зрения имеет качественное своеобразие, что проявляется в схематичности, стереотипности деятельности, стремлении к копированию, сложности в создании воображаемой ситуации – верна и подтвердилась на практике.
Ссылки на источники
1. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О. А. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - № 20. – 39 с.
2. Денискина, В. З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 6. – 4 c.
3. Иванова, А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – 40 c.
4. Никифорова, О. И. К вопросу о воображении /О. И. Никифорова // Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - 67 с.
5. Солнцева Л. И. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Г. А. Буткина, В. З. Денискина, Л. И. Солнцева. – М. : Издательство «АСТ», 2012. – 19 с.
6. Торренс, Е. П. Диагностика креативности: теория и тесты / Е. П. Торренс.
- СПб. : Речь, 2008. - (Сер. «Детский психолог»)
7. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М., 1995.