Стройкова Людмила
Особенности развития мелкой моторики пальцев рук и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с НОДА
▼ Скачать + Заказать документы
В коррекционно-развивающем сопровождении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, обусловленными нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА, приходится сталкиваться с тем, что подавляющее большинство воспитанников имеет низкий уровень развития мелкой моторики пальцев рук.
Мелкая моторика пальцев и кистей рук – это тонкие движения, которые не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития. Для преодоления данных недостатков требуется проведение целенаправленной коррекционно-развивающей работы.
Публикация «Особенности развития мелкой моторики пальцев рук и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с НОДА» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Мелкая моторика
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Графомоторный навык – это определенное положение и движение пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т. д.
Развитие графомоторных навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, а также от уровня сформированности психических процессов: внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Несовершенство одной из данных функций затрудняет овладение графомоторными навыками.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное при современном образе жизни явление. Особенно актуально это в работе с детьми с ОВЗ, обусловленными нарушениями ОДА.
Ребёнок с нарушениями ОДА не всегда верно ориентируется на листе в клетку. Из-за этого он не укладывается в темп работы, не успевает выполнить задание.
Обучение начертанию букв и цифр становится возможным после освоения детьми моторно-двигательных умений и при развитой тонкой моторике.
Подавляющее большинство детей дошкольного возраста, имеющих нарушения ОДА (в том числе детей, страдающих детским церебральным параличом, не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями, даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, выходят за пределы листа бумаги. Большие трудности испытывают дети при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий, особенно те из них, которые вследствие поражения правой руки начинают рисовать левой. Они часто игнорируют левую сторону листа, размещают свой рисунок справа, прямую линию проводят справа налево, а асимметричные фигуры изображают повернутыми и противоположную сторону. В дальнейшем эти дети могут испытывать трудности при овладении письмом и чтением.
Еще одна особенность изобразительной деятельности детей с ОВЗ, обусловленными нарушениями ОДА: изображая предмет на пространстве листа, ребенок не соединяет его части между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании человека (например, руки и ноги нарисованы отдельно от туловища, глаза и рот — вне овала, изображающего лицо). В связи с имеющимися у детей нарушениями схемы тела изображение человека у них всегда вызывает большие трудности: иногда выпадают некоторые части тела (туловище, шея и т. п., в других случаях ребенок не изображает руки или ноги — конечности, наиболее пораженные у него самого; лицо может быть изображено безо рта или носа; части тела иногда неправильно соотнесены между собой.
Нарушения оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении. Дети испытывают трудности при передаче величины предметов: рисуют их сильно уменьшенными. Дети, страдающие церебральным параличом, так же, как и их здоровые сверстники, стремятся придать своей изобразительной деятельности сюжетный характер. Но многочисленные недостатки изображений, связанные с качественным своеобразием рисунков больных детей, как правило, не позволяют выразить все элементы задуманного сюжета. Трудности формирования графических способностей у детей с церебральным параличом обусловлены такими причинами, как нарушение моторики, зрительно-моторной координации и нарушение сенсорной сферы.
Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания.
У многих детей вызывают сложности действия, которые требуют точности и синхронности движений. Вырезание чего-либо, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не так редко.
Особенности изобразительной деятельности детей с нарушениями развития описали такие авторы, как И. А. Грошенков, О. П. Гаврилушкина, С. А. Болдырева, Е. А. Екжанова, М. Ю. Pay, А. А. Венгер и другие.
Безусловно, что для ребенка, имеющего определённые отклонения в развитии, занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника. В связи с этим следует отметить, что ценность изучения особенностей изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья заключается не только в констатации факта нарушений, но и в определении возможности адекватных методов коррекции средствами изобразительной деятельности того или иного конкретного нарушения.