Светлана Ишмуратова
Особенности работы с одаренными детьми
▼ Скачать
Особенности работы с одаренными детьми
В психологии нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к ней:
1. «Все дети талантливы».
2. «Одаренность – дар свыше, которым наделены единицы».
На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны.
Публикация «Особенности работы с одаренными детьми» размещена в разделах
«Одаренность» - системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. Необходимо отличать от одаренности :
- Высокий уровень развития
- Искусственную провокацию развития (депривация произвольности)
- «Ложную одаренность» - расширение нагрузки на сохранные функции (память, речь) провоцирует интенсивное развитие способностей, тормозит развитие высших психических функций.
Одаренность определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Особенности общения взрослых с одаренными детьми.
Высокий уровень умственного развития детей влияет на их отношение со взрослыми. Не всегда взрослый для них безусловный носитель норм и правил, его требования они могут не выполнять, а действия и личностные особенности подвергать критическому анализу.
Задачи воспитателя в общении с одаренными детьми :
1. Создание атмосферы доброжелательности, избегание жесткого пресечения отрицательных форм поведения.
2. Использование конструктивной критики. Необходимо объяснить ребенку, что вы расстроены. Большинство одаренных детей знают, что хорошо, а что плохо и настроены на диалог.
3. Удовлетворение познавательных потребностей ребенка (отвечать на вопросы, быть благодарной аудиторией для всевозможных фантазий).
4. Поощрение и радость за успехи ребенка.
5. Обсуждение содержательных моментов деятельности, избегание критики за неуспех.
6. Развитие не только специфического дарования, предотвращение запущенности других невостребованных сторон детской личности.
Работа с родителями ребенка с признаками одаренности.
По мере развития одаренного ребенка его родители начинают замечать, что ему становится скучно со сверстниками, его тянет к старшим детям. Он отличается от ровесников – это отмечают знакомые, воспитатели. Мысль об уникальности привычна родителям, но вот когда об этом начинают говорить другие…У родителей появляется желание получить объективную оценку со стороны, совет, что же делать дальше.
Задачи воспитателей в работе с родителями детей с признаками одаренности :
1. Знать внешние проявления одаренности (высокий интеллект, любознательность, исследовательская активность, ранняя увлеченность какой-либо деятельностью, высокая познавательная активность). Это убережет от возможности ошибочной идентификации одаренности, т. н. «ложной одаренности» (вербализм, высокий уровень механической памяти, искусственная провокация одаренности, односторонняя (компенсаторная) одаренность).
2. Пропагандировать значение ведущей деятельности – игры. Убеждать родителей не подменять игру «школьными» методами обучения, играть вместе с ребенком – поддерживать развитие игры, создавать условия для развертывания новых сюжетов.
3. Бывает, что ребенок с 3-4 лет тянется к изучению букв, цифр, чтению и т. п. Нельзя закрывать пути реализации возможностей ребенка. Помогите родителям в проведении самостоятельных занятиях с ребенком (чтении, математике, рисовании, привлекая свои методические знания.
4. Убеждать родителей в необходимости адекватного отношения к одаренности :
- создавать условия творческого развития ребенка (например, в кружковой деятельности)
- поддерживать и поощрять творческие создания (устраивать выставки, обсуждения, продукты самовыражения ребенка, а также тягу к искусству, спорту (посещать музеи, театры, выставки, соревнования)
- быть аккуратнее с критическими замечаниями, терпимо и с пониманием относится к точке зрения ребенка
- развивать у ребенка коммуникативные навыки, добиваться соблюдений норм и правил общественной жизни
- развивать «ущербные» качества (эмоциональность, моторику и т. п.).
Практические задания:
1. Эвристическая беседа.
• Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у них родился одарённый ребёнок?
• Могут ли быть одарёнными дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением? (обосновать ответ)
• Может ли одарённый ребёнок быть одинаково успешен в разных видах деятельности?
• Чем, по Вашему мнению, объясняется малообщительность одарённых детей?
2. Создать портрет одаренного ребенка (таблица заполняется по группам).
Положительные качества
Отрицательные качества
Портрет одаренного ребенка
1. Положительные качества 2. Отрицательные качества